будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 16, 2025
Культура
Короленко Псой Певзнер Вадим

Чисто и светло

Чисто и светло
2_avtora98

Псой Короленко и Вадим Певзнер представляют свой новый проект «е-да/е-нет» –  серию фрагментов одноименной книжки о питании. Гастрономия рассматривается в прикладном социально-философском контексте: процесс поглощения и переваривания информации, стратегии формирования вкуса, функциональность продукта, гедонизм и воздержание, консьюмеризм и проблема выбора. Сегодня в центре внимания авторов - Макдональдс.

Появление первого московского McDonalds стало одним из немногих событий в России, получивших широкую огласку на Западе. Это было посильнее, чем «ГулАГ» Cолженицына. Независимо от «достоинств» еды, к тому времени очевидных для всех западных обозревателей, это был политический символ. Казалось, что он означает «полную и окончательную победу капитализма и демократии» в Советском Союзе.

Это связано с несколькими признаками McDonalds, которые сегодня кажутся не столь важными. Быстрота и стерильность обслуживания. Гарантия неважно какого, но определенного качества и количества. Узнаваемость – один из наиболее «продаваемых» компонентов корпоративной вкусовой технологии. И, наконец, ненавязчивость безыскусного дизайна, просторность интерьера, напоминающая русскому читательскому подсознанию о рассказе Хемингуэя «Там, где чисто и светло».

В сервисе McDonalds считывалось что-то от научно-популярной утопии. Cвоеобразная смесь «езды в незнаемое» с «Незнайкой в Солнечном Городе». Вкушая Королевский (вы же понимаете) Чизбургер и запивая его Кокой, человек эпохи «Перестройки и возрождения» причащался к духу Мирового Сообщества и символически рождался заново, попадая из Общепита… в его американскую реинкарнацию. Вспомним, какие многочасовые очереди выстраивались в этот первый ресторан Быстрой Еды, который парадоксально воспринимался как дорогое инопланетное заведение.

Символ корпоративной Америки возник в начале 50-х годов. Пока в СССР начиналась оттепель, на Среднем Западе зарождалась концепция fast food. Человек, перекусивший, а затем и перекупивший McDonalds у его оригинальных владельцев, клонировал этот маленький семейный бизнес по всему миру. Символом клона стал слегка инфернальный клоун, смахивающий на похитителя детей из романа Стивена Кинга «Оно». Кстати, название этого триллера хорошо подошло бы и в качестве определения фаст-фуда в целом. Гениальный маркетинговый концепт удался. Сегодня по всему миру в McDonalds устраивают детские вечеринки, фотографируют детей в обнимку с клоуном,  устраивают рядом с McDonalds детские площадки, предлагают бесплатный подарок – игрушку от Happy Meal. Более того, основной таргет-группой McDonalds являются дети. Взрослых, по крайней мере - образованных взрослых в Америке, уже не обмануть.

Тем не менее, в нынешней России McDonalds функционирует как символ недорогой и не самой плохой еды. В действительности, практически любой из сетевых фаст-фудов, от Burger King до «наших ответов» ему, все-таки имеет чуть лучшее качество – насколько можно говорить о качестве применительно к этой снеди. Но объективное преимущество McDonalds заключается в том, что это идеальный и в каком-то смысле бескомпромиссный продукт. Он последовательно сделан по принципу максимальной удаленности от всего, что полезно организму. Предельно переработанная пища. Совершенное противоречие принципам раздельного питания. Полная профанация идеи рубленого мяса – «бургера» и даже котлеты. Тотальное отсутствие реально свежих продуктов и так далее. Входя в этот ресторан, мы поистине подписываем договор с духом нездорового питания.

Впрочем, ругать McDonalds, как почти любой супербренд, принято во всем мире. Но самое интересное, что ругают его далеко не только и не столько за качество пищи, сколько по различным культурным и политическим поводам. На родине McDonalds работает предубеждение образованного класса против крупных корпораций, использующих дешевый труд и пожирающих маленькие бизнесы. В Европе критика McDonalds получает острую антиглобалистическую добавку и становится своего рода негативной эмблемой американской культурно-политической экспансии. Особый вкус этот популистский жупел имеет в России, где имеется своя многолетняя история «любви-ненависти» к Америке.

Между тем, само тождество «Америка=McDonalds» нуждается в очень строгой культурологической выверке. Дело в том, что американский треш до сих пор инерционно воспринимается в России как предмет сомнительной роскоши. На самом деле McDonalds, с его усредненным качеством и характерно безликим имиджем клона-клоуна, – символ Америки, но только экспортной. Разумеется, это касается не только еды, но и любых заокеанских продуктов, которые проходят сквозь фильтры дистрибуционных сетей. Начиная от войны в Ираке и заканчивая второсортными голливудскими блокбастерами.

Собирательный образ «страны McDonalds» не отражает всего разнообразия американского культурного производства. В это реальное поле входят не только McDonalds, но и Noah Bagels, не только John Grisham, но и Don De Lillo, не только Голливуд, но и продукция малобюджетного кинематографа, не только Мадонна, но и кампусные радио, не только Daily News, но и газета Nation, не только бродвейские мюзиклы, но и Burning Man. Более того – в Америке есть свои достаточно жесткие механизмы маргинализации «умных продуктов» производителями китча, а также самими интеллектуалами, заинтересованными в монополии на культурный капитал. Единственное, чего там точно нет, – это тоталитарной моды на «продвинутость» московского типа, которая чревата превращением «умных продуктов» в очередной McDonalds, только «поднятый на более высокий уровень».

Спору нет, McDonalds достаточно популярен во всем мире, включая Северную Америку. Но там его посещает в основном необразованная часть населения. Остальные – только на худой конец. На хайвее или на ночном драйв-сру – в большинстве стран, в отличие от России, McDonalds часто работает круглосуточно. На безрыбье и филе-о-фиш – рыба. А что в России? Например, в Москве. Традиционное «место силы» молодежной контркультуры на Пушке, где раньше тусовались «неформалы» и стояло легендарное кафе «Лира», воспетое Макаревичем. Можно «забить стрелку» рядом с McDonalds на Третьяковской, чтобы потом пойти в «Апшу». Ожидание запаздывающего друга можно уютно скрасить порцией наггетсов и наскоро влить в себя коку. Но главное, что радует глаз в московском McDonalds, – это приятная дружественная атмосфера, разноцветная толпа. Неагрессивная, недепрессивная и непретенциозная. Нормальные студенты, якобы отсутствующий в Москве мидл-класс и просто среднестатистический прохожий.

Вот и парадокс. Отечественный McDonalds куда симпатичнее, чем его американский дядюшка. Прекрасный выбор для всех любителей недорогой и нездоровой пищи,  дающей ни с чем не сравнимое ощущение заполненного и даже слегка раздутого пуза.

Короленко Псой Певзнер Вадим
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).