будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
литература
Май 12, 2025
Культура

Что почитать: рекомендует антрополог Дарья Радченко

Что почитать: рекомендует антрополог Дарья Радченко
pic_2
Дарья Радченко

Каждый четверг в нашей рубрике «Что почитать» интересные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой неделе Дарья Радченко — цифровой антрополог, старший научный сотрудник РАНХиГС, замруководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка».

Я выбрала несколько книг, которые, на мой взгляд, будут интересны широкому кругу читателей. Правда они могут показаться немного неожиданными, ведь, как правило, в силу моей профессии, от меня ждут, что я буду говорить об интернете, соцмедиа и т.д. Однако хороших текстов на русском языке на все эти темы пока крайне мало, поэтому рекомендуемые мной книги будут из самых разных сфер. Но все эти книги объединяет их, если можно так сказать, антропологичность.

Первая книга — «Танец. Опыт понимания» Ирины Сироткиной. Может показаться, что этот текст затрагивает весьма специальную тему — историю танца, что он будет интересен только фанатам разнообразных танцевальных направлений. Но это не так. В ситуации пандемии, когда мы оказались замкнуты в своих домах и в цифровых взаимодействиях, от человека, по сути, остались только голос и картинка на экране, и мы оказались обреченными на очень ограниченный образ тела. Книга же Ирины Сироткиной позволяет нам вернуться к телу и посмотреть на него с точки зрения теории движения: как человек проживает эмоции с помощью тела, и как культурные конвенции движения, а также конкретные танцевальные техники трансформируются в зависимости от общественной повестки, как возникает своеобразная дисциплина тела у людей, которые следуют определенным танцевальным техникам или техникам тела в широком смысле. Как мы переживаем благодаря телу какой-то опыт и как мы его выражаем в движении, а также проживаем чужое движение собственным телом.

Ирина Сироткина, например, пишет о необходимости личного кинестетического опыта для понимания танца: когда мы смотрим на танец и стараемся понять, как он устроен, мы проживаем его не только визуально, как некое зрелище, но и через мышцы собственного тела. Автор размышляет о том, как реальность в широком онтологическом понимании связана с опытом телесного, с опытом соприсутствия и соприкосновения.

Во время пандемии я проводила исследование, связанное с опытом религиозного взаимодействия. Меня интересовало, в частности, как люди смотрели пасхальную службу онлайн. И здесь текст Ирины Сироткиной оказался весьма релевантным, потому что он рассказывает о том, как телесность и движение создают ощущение реального соприсутствия.

Вторая книга — это сборник под названием «Смерти нет. Краткая история неофициального военного поиска в России». Казалось бы, это совсем узкая тема. Но мне этот текст был интересен, с одной стороны, с профессиональной точки зрения — я занимаюсь исследованиями в сфере Memory studies, а с другой — как в принципе способ писать о каком-то явлении.

Дело в том, что этот сборник составлен из расшифровок интервью, иногда очень обширных, с людьми, которые были вовлечены в историю поискового движения. Здесь практически нет авторской позиции, по крайней мере очевидной. Составитель сборника позволяет своим собеседникам говорить от собственного имени и своим языком. Конечно, редактура была, но тем не менее это максимально партисипаторный способ взаимодействия со своими собеседниками.

Эта книга не случайно названа «Смерти нет». В ней поднимается огромный пласт вопросов, связанных с памятью: кому она нужна? кто и как ее реализует? как она возникает, поддерживается и создается как на низовом, так и на институциональном уровне? На мой взгляд, именно этими вопросами сборник о поисковом движении столь важен и интересен.

Также я бы рекомендовала обратить внимание на книгу антрополога и социолога Люси Сачмен под названием «Реконфигурации отношений человек— машина». Сачмен когда-то работала для компании Xerox. Говорят, что именно она придумала большую зеленую кнопку на копировальной машине, хотя это не совсем правда.

В своей книге Сачмен исследовала то, как отдельные группы людей и институции взаимодействуют с технологиями, трансформируют и создают их. Такие направления исследований очень актуальны, в том числе, для людей, далеких от антропологии, так как мы все каждый день взаимодействуем с технологиями и интерфейсами. Книга Сачмен показывает, как происходит «расколдовывание» наших взаимоотношений с техникой — это, мне кажется, будет интересно практически любому читателю.

Не могу не упомянуть книгу Анны Лёвенхаупт Цзин «Гриб на краю света. О возможности жизни на руинах капитализма». Это история про то, как люди выращивают и продают деликатесные грибы по всему миру.

В ней показано то, как взаимодействуют самые разные акторы. Ведь практически любое наше столкновение с чем угодно: людьми, вещами, экономическими процессами, ландшафтами вокруг нас — это часть сложно устроенной сети взаимодействий, в которой все акторы приобретают одинаковый вес. Каждое их действие создает и меняет мир вокруг нас. Это безумно увлекательная история, за хитросплетениями которой столь же интересно следить, как за остросюжетном детективном.

И напоследок я бы рекомендовала прочесть книгу «Венецианские тайны», которую написал Альберто Тозо Феи. Это по сути очень подробный и детальный путеводитель по Венеции. Однако в нем собраны не только факты, но и городские легенды. Какие-то из них бытуют и сейчас, какие-то созданы местными гидами, а какие-то автор почерпнул из прессы или мемуаров прошлого. Но, так или иначе, все эти истории создают альтернативный портрет города; этим книга Феи особенно замечательна.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).