будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
литература
Май 15, 2025
Культура

Что почитать: рекомендует поэтесса Оксана Васякина

Что почитать: рекомендует поэтесса Оксана Васякина
pic_1
Оксана Васякина

Каждый четверг в нашей рубрике «Что почитать» интересные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой неделе — Оксана Васякина, поэтесса, активистка, эссеистка, кураторка Школы литературных практик.

Первая книга, которую я бы рекомендовала прочитать, — «Аргонавты» Мэгги Нельсон. Она вышла в издательстве No Kidding Press и маркирована категорией 18+. При этом «Аргонавты» — прекрасная книга о том, что такое семья, о том, как создаются семьи, и о том, как в течение жизни мы меняемся сами и меняем друг друга.

Название книги — это метафора, которая отсылает нас к сюжету древнегреческой мифологии — путешественники во главе с Ясоном на корабле «Арго» отправляются за Золотым руном. Во время этого путешествия экипаж постоянно обновлял доски корабля. И вот вопрос: в конце пути мы имеем дело с тем же самым «Арго» или с чем-то другим? То же самое происходит с нами: меняется наше тело, меняются наши отношения, люди влияют на нас. Каким именем звать себя через год?

Нельсон прежде всего пишет о любви, теле, и о том, как мы сегодня живем. Мне кажется, главный вывод, который делает Нельсон, это, что любая демократическая утопия, если она опирается на идентичность, провальна с самого начала. В моей интерпретации книга Нельсон о том, что демократическая утопия должна опираться на то, что мы все живые люди, у нас есть тела и эти тела меняются.

Сама Нельсон называет свой подход к работе с текстом «auto-theory fiction». Зачастую она опирается на идеи различных современных квир-теоретиков и испытывает их идеи в собственном тексте. Нельсон проверяет, насколько теория может совпадать с жизнью, и в этом зазоре между теорией и жизнью рождается этот роман.

«Аргонавты» — это книга также о том, как женщина пытается определить себя в современном мире и создать свою семью в независимости от того, как другие люди эту самую семью воспринимают.

Ее партнер — трансперсона, ее ребенок зачат при помощи ЭКО, мать ее партнера приемная. Получается, что мы видим не совсем традиционную семью, кто-то скажет, не настоящую, но ценности, которые в ней поддерживаются, оказываются вполне традиционными — в первую очередь это любовь и доверие.

Следующая книга, на которую стоит обратить внимание, — это «Творец, субъект, женщина. Стратегии женского письма в русском символизме» эстонской славистки Кирсти Эконен. К сожалению, в 2016 году Эконен не стало.

Она исследовала русский символизм через гендерную оптику. В своем исследовании Эконен показывает, как с помощью эстетических инструментов символистов женщины критиковали эстетический порядок, в котором жили и занимались творчеством.

Например, в произведении, ставшем лесбийской классикой, — «Тридцать три урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал, Эконен находит критику сообщества русских символистов. Другое произведение, которое находится в центре внимания Эконен, — это единственная книга поэтессы Людмилы Вилькиной «Мой сад».

Эконен приходит к выводу, что Вилькина совершила гендерную революцию в своих стихах. Женщина-поэт обращается не к мужчине и не становится для мужчины-творца неким зеркалом, как это было принято прежде, адресат Вилькиной — женщина, любовница и сестра. Таким образом, Вилькина замыкает свой художественный мир на женской фигуре, хотя весь символизм был сконцентрирован на мужской.

«Творец, субъект, женщина. Стратегии женского письма в русском символизме» — восхитительная книга. Ее не обязательно читать от корки до корки, можно сосредоточиться на конкретных персоналиях или на волнующих вас главах. Особое внимание стоит обратить на введение Эконен, в котором она комментирует и объясняет свой метод анализа художественного дискурса.

Еще я бы рекомендовала прочесть книгу Ильи Кукулина «Прорыв к невозможной связи: Статьи о русской поэзии». Кукулин изучает неподцензурную советскую поэзию и современную поэзию.

Автор объясняет, как рождается неподцензурная советская поэзия и называет ее ключевые имена. Особенно интересными мне показались статьи о религиозных образах в современной поэзии и, конечно же, статья, посвященная современной женской поэзии.

Эта книга — очень важна для понимания того, как сегодня устроена современная поэзия, и почему она часто совсем не похожа на те тексты, с которыми нас знакомили в школе и университете.

Также стоит обратить внимание на книгу «Живые картины» Полины Барсковой. Она изучает блокаду Ленинграда, в частности, литературные тексты, которые породила Блокада. Эта тема тем острее, что невозможно представить, как в это страшное время людей вообще могло интересовать литературное творчество.

В «Живых картинах» Барскова размышляет о том, как человек проживает личную травму через историческую. Выстраивая отношения с историческими героями своего текста, описывая их судьбу, героиня Барсковой выписывает собственную боль.

Это удивительный, очень красивый текст. Я всегда сравниваю его с метеоритом. Представьте, что есть два камушка одинакового размера: первый — галька, а второй — метеорит. Галька весит 20 грамм, а метеорит — весит 200 килограмм потому, что плотность материала очень высокая. И вот плотность языкового материала в тексте Барсковой крайне высока. Поэтому сборник «Живые картины» можно читать очень долго, несмотря на то, что в нем совсем немного страниц.

Важно, что у текста Барсковой есть, во-первых, потрясающий терапевтический эффект, во-вторых, — общекультурный. Вместе с «Живыми картинами» можно прочитать другую книгу Барсковой о блокадных поэтах «Седьмая щелочь». В ней она цитирует их стихотворения, а также пишет небольшое эссе о каждом из них.

И, наконец, я бы посоветовала прочесть книгу «Феминистский самиздат. 40 лет спустя», в создании которой я принимала участие. Она вышла в издательстве Common place. Это репринтная книга, в ней перепечатан альманах «Женщина и Россия», который создали советские феминистки 70-х годов.

За этой книгой стоит удивительная история того, как женщины из неподцензурной среды, будучи внутри культуры, которая противостояла советскому режиму, оказались в противостоянии собственной среде. То есть они были беженками среди беженцев. Наталья Малаховская, Татьяна Мамонова, Татьяна Горичева и другие авторки альманаха поняли, что те ценности, которые поддерживала оппозиционная советскому строю среда, очень патриархальны и мешают женщинам жить. При этом, как видно из статей, советский режим со всей своей феминистской риторикой со своей стороны не давал женщинам возможности нормально жить, рожать и вести хозяйство.

Авторки альманаха оказались в ситуации противостояния двум врагам: с одной стороны, большому врагу — советскому режиму, с другой стороны, малому врагу — собственному сообществу. Они, будучи участницами этого сообщества, умели делать самиздат и собрали небольшой сборник, в котором были не только статьи-манифесты, но переводы стихов и рассказы. Получился гибридный журнал, в котором они собрали лево-феминистские манифесты, христианские и поэтические тексты.

Мы переиздавали этот альманах для того, чтобы актуализировать историю отечественного феминистского движения. Мы также добавили в него исторический комментарий и тексты феминистских исследовательниц, в которых они пишут о значении альманаха «Женщина и Россия» для современных феминисток.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).