будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЧтоЧитает
Май 21, 2025
Культура

Что почитать: советует филолог Татьяна Кленова

Что почитать: советует филолог Татьяна Кленова
2022-02-02_19.57.33800
Филолог Татьяна Кленова. фото – из личного архива

Мы регулярно спрашиваем разных людей о том, что они сейчас читают или на какие книги обратили внимание. В этот раз мы поговорили с Татьяной Кленовой — филологом и искусствоведом.

Имре Кертес — автор одной темы. Он пишет про концлагеря. Когда ему было 14 лет, немцы отправили его как молодого еврея в Аушвиц, а затем переправили в Бухенвальд. В лагерь он попал из Венгрии, где родился и жил до прихода нацистов. 

Свой роман «Без судьбы» Кертес писал 10 лет. Он прорабатывал всё, что произошло с ним и с миллионами других людей. 

У нас, читателей, есть какое-то представление о концлагерях. Оно сформировалось через литературу, кино, воспоминания заключенных. Есть непримиримое отношение к войне и Холокосту как к чему-то ужасному — и это здоровая цивилизованная позиция. А Кертес, еще и будучи заключенным, пишет совершенно иначе: «Могу сказать честно: я тоже быстро полюбил Бухенвальд».

Может ли человек, который пережил лагерь, не возвращаться к этому опыту? Это уже вопрос этики и травмы, но мне кажется, что лагерный опыт — неизлечимая болезнь. Когда ты читаешь Кертеса, ты не можешь об этом не думать.

Кертес отрицает какое-либо сходство героев его книг с самим собой. Он говорит, что всё автобиографическое он опустил, чтобы текст стал больше, чем история одного человека. Его опыт становится опытом надличностной этики, а история одного человека — историей целого народа.

Первые страницы «Без судьбы» сбивают с толку. Кажется, что ты читаешь эссе формата «Как я провел лето». При этом Кертес долго и кропотливо готовился к этой работе: изучал немецкую философию, культуру, литературу. То есть он специально упрощает текст, доходит до этой простоты, через большую и сложную подготовку.

В «Без судьбы» есть две очень важные идеи, которые я осознала. Во-первых, человек может привыкнуть ко всему, даже к лагерю. Вторая — в противоестественных, жутких условиях человек не перестает стремиться к счастью. Даже в совершенно безвыходной ситуации находится что-то, что может радовать.

Почему книга называется «Без судьбы»? Никаких прямых отсылок в тексте к этому названию нет. Мне кажется, что Кертес так назвал роман, потому что главный герой, мальчик, выживает в лагере случайно. Ему подсказывают, что надо сделать, чтобы выжить, или обстоятельства складываются в его пользу. Сам герой никаких решений не принимает — а под судьбой Кертес понимает череду выборов человека.

Светлана Алексиевич написала книгу «Цинковые мальчики» — очень актуальную для нас сегодня работу. Это роман про Афганскую войну. Алексиевич, как и Кертес, долго работала с документами, воспоминаниями и хрониками, общалась с семьями солдат, их матерями и женами.

Алексиевич написала «Цинковых мальчиков» на стыке документального и художественного жанра. Реальные факты и истории реальных людей переплетаются здесь с художественным описанием.

Вокруг «Цинковых мальчиков» начались жуткие споры. Художественные вкрапления Алексиевич возмутили участников войны, а остальным не понравилось, что она вообще затронула эту тему. Поэтому у романа есть еще одна важная функция — люди заговорили о том, о чем раньше говорить было не принято. 

Такая литература нужна сейчас, потому что она снимает табу с важных тем. У читателей также есть запрос на истории конкретных живых людей, которых довольно мало в постмодернистской культуре. 

Про войну в Афганистане, как и про войну в Чечне, говорят очень мало. Мне кажется, что вскоре вырастет поколение, которое не боится войны, как ее боюсь я с самого детства. 

Другая книга, которая тоже осмысляет травму, но уже в другой плоскости — «Путешествие к источнику Эха. Почему писатели пьют» Оливии Лэнг. Это книга про алкоголизм писателей.

Лэнг в книге пытается понять, почему так много писателей были зависимы от алкоголя. Чтобы понять это, она отправляется в путешествие по тем местам, где жили ее герои: Хемингуэй, Фицджеральд, Карвер и другие. 

«Путешествие к источнику эха» — немного Одиссея. Лэнг ездит из города в город, ночует в тех же отелях, что и ее герои, видит те же пейзажи и заходит в те же рестораны. Лэнг ведет себя так, будто она детектив, который расследует убийство. Только убийца и убитый здесь оказываются одним и тем же человеком. 

Лэнг хочет понять, отличается ли творческая эйфория — или даже экстаз — от эйфории алкогольной и как они связаны друг с другом. Она приходит к выводу, что зависимость от вдохновения перерастает в зависимость от алкоголя. Алкоголем человек пытается продлить то состояние, которое было у него в порыве вдохновения.

Для следующей книжки нужна небольшая предыстория. Во время первого карантина я я поняла, что очень люблю Москву и мне ее страшно не хватает. Когда все заперлись дома и свободное пространство ограничилось сначала до района, а потом и вовсе до квартиры, я поняла, что теряю связь с пространством. Выходить из квартиры не надо: работа из дома, доставка есть, голодным не останешься. Остальное пространство живет без тебя: плитка перекладывается, машины ездят, улицы убираются. 

Чтобы окончательно не потерять эту связь с городом, я перечитала «Московиаду» Юрия Андруховича. Андрухович — украинский поэт, а книга была издана в 2001 году.

Главный герой — Отто фон Ф., студент Литинститута. Книга описывает один день из его жизни, за который он успевает пройти огромное количество мест в Москве. Всё происходит на рубеже 1980–1990-х годов, то есть во время распада СССР.

Андрухович — украинец. В романе он очень талантливо смеется над российским колониальным мышлением, империализмом и вечным панславизмом.

Для Андруховича Украина — это чуть ли не прямая наследница античной культуры. Конечно, он иронизирует, но отношение к Украине как к какому-то придатку к России его не устраивает совершенно. В романе есть прекрасная сцена, когда Отто фон Ф. попадает в подземелье, где сидит тайный совет, который пытается не допустить распада СССР и решает из-под земли все геополитические вопросы. Эдакий сегодняшний бункер. 

Последняя книга — сборник Введенского «Всё». Возможно, это главный обэриут, без которого не было бы Хармса, Заболоцкого, Вагинова и других. Введенский — страшно примитивный, заумный, хулиганистый и абсурдный. Настоящий маргинал, он попросту бросается на амбразуру здравого смысла. Постоянно всё отрицает, ломает все шаблоны и рамки.

С точки зрения языка писать так, как он, можно либо совершенно не зная язык, либо зная его лучше всех. Понять, к какому из этих двух лагерей он относится, невозможно — Введенский оказывается больше любого языка. 

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).