будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Июль 1, 2025
Культура
Сафронов Кирилл

Что посмотреть: «Разжимая кулаки» — фильм про то, как превратить кулак обратно в ладонь

Что посмотреть: «Разжимая кулаки» — фильм про то, как превратить кулак обратно в ладонь
рараразжимая.jpeg
Кадр из фильма «Разжимая кулаки». kinopoisk

В России в широкий прокат выходит второй полнометражный фильм Киры Коваленко — ученицы Александра Сокурова, девушки Кантемира Балагова, обладательницы гран-при программы «Особый взгляд» в Каннах как раз за «Разжимая кулаки». 

«Разжимая кулаки» — фильм крайне тактильный. С первого кадра, в котором девочка Ада по-детски прячет свой нос в воротник олимпийки — через все объятия, толчки, прыжки в бассейн, кровь из носа, — картина держит своей магической невидимой рукой тебя за горло. Да так, что где-то к середине фильма ты начинаешь задыхаться от страха. Но страха не такого, который возникает от мелькания ножа маньяка на экране, а от другого. От страха, случающегося в жизни, когда тебе просто совсем не понятно, как совладать с обстоятельствами, и тупо хочется закричать, забарабанить руками и ногами по креслу, а лучше выбежать куда-нибудь в дождь. И бежать, пока хватит сил. Как это достигается? Да Бог его знает. Впрочем, Бога в картине нет.  

Осетия, наши дни. Небольшой шахтерский городок. Богом для девочки Ады служит ее отец. Живет Ада с ним и младшим братом (старший сбежал в Ростов). «Для кого надушилась?» — спрашивает вечером отец, сидя у телевизора, по которому идет программа про некрологи — кто когда умер и когда по кому панихида. «Да я так, для себя», — по-прежнему испуганно улыбаясь отвечает Ада. Утром отец заставляет вылить духи, найденные им у нее в рюкзаке. Такой вот невеселый мир сконструирован режиссером Кирой Коваленко для главной героини. Мир, в котором женщине дают слово, только когда мужчины доедят. И дают его для того, чтобы женщина узнала, не нужно ли кому добавки.  

Не сходит с ума Ада только благодаря тому, что у нее есть надежда. Но так как Бога нет — надеяться надо на человека. Но не на себя — на мужчину. На старшего брата. Его Ада очень ждет. И вскоре он появляется. Вместе с ним мы узнаем, что ключи от квартиры есть только у отца, поэтому даже выйти погулять для этих ребят проблема. А еще — что отец отобрал у Ады паспорт, когда та пыталась сбежать. Сбежать, чтобы попасть в больницу: у Ады проблемы со здоровьем по женской линии, и из-за этого ее шансы выйти замуж (а значит, хоть таким способом освободиться от отца) крайне невелики. Отец прикрывает свое нежелание дать добро на операцию тем, что, мол, мать твою оперировали, и что — помогло?  

У Ады есть маленькие утешения: то ухажер шоколадку подбросит, то с подружкой на работе в магазине можно посмеяться ни с чего, то с братом подурачиться, развешивая белье… но очень уж хочется на свободу! А то ей все время указывают на ее место. И в двухдверной «Ниве» отца она всегда сидит не спереди, и даже в грузовичке ухажера, когда они наворачивают пыльные круги на местном футбольном поле, барахтается сзади, среди барахла и картонных коробок. В этой борьбе за пространство, которое в одной из сцен передано крайне кинематографично — Ада с заднего сиденья «Нивы» врывается в кадр между старшим братом и отцом, требуя своего, — и заключено содержание фильма: право на голос, право на место, право на диалог, право не терпеть, пока не сорвет башню, право на то, чтобы быть.  

После этой картины (в которой, к слову, потрясающе сыграли непрофессиональные актеры и снято всё хорошо) можно подумать и о том, что всё познается в сравнении, и о судьбе слабого в мире сильных, и развить строчку Цоя про то, что «ладонь превратилась в кулак»... Ну, хорошо, превратилась. А для чего? Чтобы этим кулаком по столу на кухне бомбануть? Всё равно же он пригождается только в запугивании тех, кто еще слабее. Так, может, пусть кулак превратится обратно в ладонь лучше? Может, после этого и наступят долгожданные перемены? 

Сафронов Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).