будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино культура сериалы
Май 18, 2025
Культура

Что посмотреть: рекомендует антрополог Иван Судариков

Что посмотреть: рекомендует антрополог Иван Судариков
IMG_2701800
Иван Судариков. фото – из личного архива

Каждую неделю мы просим разных людей рассказать о тех фильмах и сериалах, которые они смотрели в последнее время. В этот раз мы поговорили с историком и антропологом Иваном Судариковым.

В 2021 году главной частью моего досуга стали походы в кино. Я смотрел много ретроспектив и почти все новые картины, которые появлялись в прокате. Было здорово, но в какой-то момент я понял, что перестал получать от этого удовольствие. От фильма к фильму повторялись язык, приемы и инструменты, нарратив выстраивался через текст и сюжет. То же самое с голливудской анимацией. Короче, всё стало казаться одинаковым. Все фильмы надоели, и даже стало как-то не по себе. Но оказалось, что всё это время я не обращал внимания на аниме.

Аниме — это фундаментальный альтернативный взгляд на кино и анимацию. Оно создало большую индустрию и собрало вокруг себя гениальных авторов. 

Существуют разные языки кино, но аниме предлагает альтернативный язык относительно классического западного зрительского опыта. Для меня это стало встречей с другим культурным миром. О нескольких работах я и хочу рассказать.

Прежде всего, аниме-сериал «Невероятные приключения ДжоДжо» («JoJo's Bizarre Adventure»). Первая экранизация была в 2000 году. Это наивный и очень насыщенный взгляд японской культуры на Запад. Действие начинается в XIX веке, когда британский аристократ ДжоДжо борется с антагонистом Дио Брандо. Брандо хочет лишить наследства ДжоДжо. Герои борются друг с другом и всё такое. Но вселенная «ДжоДжо», в отличие от многих других анимационных сериалов, не ограничивается одним поколением.

В следующих сезонах мы видим потомков ДжоДжо и сюжет крутится вокруг их жизни. Следующие поколения семьи ДжоДжо сюжетно связаны со своим предком, но у них уже свои истории. 

«Приключения ДжоДжо» — это наивный, но пристальный взгляд мира аниме и манги на Запад. Мы становимся зрителями настоящего колониального исследования, но исследования перевернутого: здесь не европейская цивилизация изучает соседей, а соседи — очень загадочные — изучают европейскую культуру и ее производные. Это очень не похоже на тот язык, которым западная культура сама себя описывает.

Вообще в Японии манга и аниме выпускаются под конкретную аудиторию. Критерии могут быть разные: возраст, пол, интересы. Одна из разновидностей аниме — сёнен (в переводе с японского означает «мальчик, юноша». — Прим. ред.). Сёнен — это аниме для мальчиков 12–18 лет. То есть для тех ребят, которые любят бегать, прыгать, соревноваться, искать приключения и играть в «казаков-разбойников». 

Для таких ребят был создан «Ковбой Бибоп» («Cowboy Bebop») — аниме про охотников за головами из будущего. Они путешествуют на корабле «Ковбой Бибоп», получают заказы и ловят разных злодеев. Но все эти злодеи, как и не злодеи, — очень сложные и глубокие персонажи.

Будущее этой вселенной нерадостное: в мире множество поломанных судеб, модернизация привела к странным эффектам, а в новом гигантском мире не так много места для счастливой жизни.

Главные герои — одиночки, которые сошлись случайно и занимаются по-детски интересным делом. Это трагичные, но умиротворенные персонажи. Они заботятся друг о друге и становятся семьей, хотя, помимо работы, их мало что сближает. В большой и недружелюбной вселенной они создают уютный, слегка грубоватый мир. 

«Бибоп» делали в 1990-е годы. Можно проследить, как это коррелирует с настроением сериала: будущее вряд ли принесет что-то хорошее, в бесконечном пространстве мало места для человека, всех ждет непростая судьба. Но это не пессимистичная работа, по крайней мере не полностью. Помятые одиночки сбиваются вместе и умиротворенно, с самурайским спокойствием, путешествуют по маргиналиям космоса.

На Netflix в 2021 году вышла новая экранизация «Бибопа», но я ее не осилил. Сериал во многом отличается от канонического аниме. Например, в новой версии больше внимания уделено гендерному и этническому разнообразию вселенной. Это важно и здорово — но это не то, чего мне хочется от «Бибопа». Главное, новая версия — это не анимация. Если аниме разговаривает с нами на своем языке и «Бибоп» существует в этом языке, то новый сериал довольно грубо вырван из этой анимационной реальности.

Сегодня аниме продолжает влиять на режиссеров и мультипликаторов. В 2021 году вышла полнометражная картина «Криптополис» («Cryptozoo») Дэша Шоу. Режиссер выступал на Международном фестивале дебютного кино в Новой Голландии и рассказывал там, что вдохновлялся аниме и мангой. 

Главная героиня Лорен собирает по всему миру мифических созданий, которые, как правило, оказываются в руках у плохих людей. Лорен создает Криптополис — город для этих существ, в котором они будут в безопасности. Но на деле становится еще хуже. 

Проблемы, которые возникают в городе Лорен, связаны с той заботой, которая зависит от коммерции. Магические существа становятся экспонатами и инструментами политики. Они превращаются в объекты фетишизма, теряют свободу и не становятся счастливыми.

«Криптополис» —  картина про американскую мечту и гиперопеку. Самые чистые побуждения приводят к непредсказуемым последствиям, а свобода часто оказывается губительной, но необходимой штукой. 

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).