будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Май 15, 2025
Культура

Что посмотреть: рекомендует историк Василий Лебедев

Что посмотреть: рекомендует историк Василий Лебедев
pic_1
Василий Лебедев

В этой рубрике мы просим интересных людей рассказать о том, какие сериалы и фильмы они смотрят. На этой неделе историк-кореевед, докторант кафедры Истории Востока Токийского университета в Японии Василий Лебедев.

Думаю, что кино — это мощнейшее оружие массовой пропаганды, в том числе и научной, это важнейшее из искусств. Поэтому сегодня я расскажу о трёх фильмах, которые крайне рекомендую к просмотрю.

Первый фильм, который я хотел бы посоветовать снят в 1979 году прославленным корейским режиссером Лим Гвон Тхэком.

Картина называется «Чокпо», что с корейского переводится как «Родовая книга» (на «Кинопоиске» название перевели как «Родословие» — прим.). Это драма, частично историческая. Действие происходит в колониальной Корее периода конца 1930-х — начала 1940-х годов.

Сам фильм снят по произведению японского писателя, который жил в колониальной Корее и прекрасно понимал, как это все выглядело. Он написал рассказ, и потом его экранизировали в Южной Корее, что само по себе весьма интересно.

Фильм рассказывает об изменениях корейского общества и о кризисе, который возник, когда оно столкнулось с модерном в лице японского колониализма.

Главным герой фильма — простой сотрудник японской колониальной администрации по фамилии Тани. Он очень любит Корею и часто рисует разнообразные пейзажи, его картины становятся известными среди корейской интеллигенции.

Тани работает в администрации города Сувон, в то время как Япония начинает массово проводить «Чхансси Кэмён» — политику по смене корейских имен на японские.

Администрация назначает Тани в качестве посланника в один из уездов, где нужно убедить местного янбана (помещика) в том, что всем нужно изменить фамилии на японские, потому что Корея и Япония — это один народ, у нас все одно и то же, только фамилии разные и надо бы это поправить.

Тани отправляется в дом к помещику, объясняет по какому поводу он прибыл, рассказывает о политике по смене имён, на что помещик знакомит его с корейской родовой книгой. Он выносит огромные фолианты и попутно поясняет: у нас давняя традиция, я ее хранил, бдил, и я не могу позволить, чтобы на мне прервалась фамилия семьи.

Не буду дальше спойлерить, но скажу, что фильм показывает Корею не только как страну, которая была насильственно оккупирована, но и как более сложную многомерную картину, где помимо столкновения корейской культуры с «проклятыми японцами» есть столкновение корейской культуры с модерном, с обществом новых ценностей.

Этот фильм я бы посоветовал всем в первую очередь.

Второй фильм — это тоже картина Лим Гвон Тхэка, называется он «Сопхёнчже» (в «Кинопоиск» — «Сопёндже» — прим.). Это драма 1993 года. Этот фильм очень хорошо раскрывает другой момент традиционной культуры Кореи. В этом кино присутствует такое понятие как «хан». Это слово обозначается иероглифом, который можно встретить во всех трех языках региона: в китайском, корейском и японском. Но интересно то, что в каждой из культур этот иероглиф обозначает разные вещи.

Например в китайской культуре этот иероглиф читается как «хэн» и означает ненависть к чему-либо. В японском языке этот иероглиф читается как «никуну». Это тоже ненависть, но это определенного толка. «Никуну» в отличии от китайской — это ненависть более скрытая, внутренняя, с желанием в конце концов отомстить.

В корейском же языке это слово преобрело очень-очень местный оттенок. А что означает это «хан» можно непосредственно узнать в процессе просмотра фильма.

Фильм рассказывает о 1960-х годах в Корее, в стране живет семья: отец и как бы дочка. Почему «как бы»? Зритель узнает в конце. Эта семья изучает традиционное корейское горловое пение — пхансори. У пхансори есть чувственная составляющая: это почти крик, вопль, но в то же время мелодичный, и он должен вырываться— как-будто душа выходит из тела.

Девочка хорошо учится, она способная, но у нее нет вот этого «хан» чтобы стать идеальным исполнителем.

«Хан» в корейской культуре (если выражаться более-менее простым языком) — это нечто очень отдаленно напоминающее русскую тоску, из ниоткуда, глубокую, бездонную. Беспробудное осознание того, что все плохо, все безнадежно, и тебе как-то надо с этим жить. В «хан» есть боль и страдание. Но при этом это не то чувство, когда все пропало и нужно идти вешаться.

Героине не хватает этого осознания жизни и определенного опыта, чтобы хорошо петь.

Я не буду раскрывать в чем состоит завязка, но фильм прекрасно показывает эту часть корейской культуры — традиционная глубокую тоску и боль.

И напоследок я хотел бы посоветовать советский фильм 1935 года «Аэроград». Он был снят режиссером Александром Довженко и рассказывает о строительстве на берегу Тихого океана нового города, Аэрограда, куда летят комсомольцы.

Так как фильм на русском языке, я не буду пересказывать сюжет, а лучше остановлюсь на том, что из него можно почерпнуть.

Он очень хорошо показывает образ советского общества, который рассматривали люди до войны. Это общество полутрадиционалисткое, но с интернационализмом, общество, где новое борется со старым и новое обязательно победит, потому что оно более прогрессивное. Но у старого также есть свои союзники, свои прихвостни.

Люди, которые придерживаются старого, не все плохие: есть и те, которых можно перетянуть на свою сторону.

А есть люди, которые просто не понимают, что происходит. Например, в этом фильме показана община старообрядцев, которая убегает от событий в лес. Также здесь есть японские шпионы, которые пытаются поддержать старое, но видно, что работают они не для блага, а во зло.

На мой взгляд, этот фильм может служить одним из источников размышлений о Советском Союзе, который мы потеряли в результате событий 1939-45 годов.

В нем присутствует большое количество самых разных национальностей: китайцы, корейцы и японцы, например. А главный герой очень хорошо олицетворяет собой ту самую созидательную силу.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).