будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Май 20, 2025
Культура

Что посмотреть в кино: «Тень Караваджо»

Что посмотреть в кино: «Тень Караваджо»
MV5BMGEwNjZiMzktZTYwYy00ZTBiLWIzYmItZTczZDgyNDRkOTk4XkEyXkFqcGdeQXVyNTY2MzkxMjc._V1_
Обложка караваджо

Российский кинопрокат не балует нас новинками. Итальянская биографическая драма «Тень Караваджо» — неплохой повод вспомнить о том, что фильмы можно смотреть и в кинотеатре. Кинообозреватель Полит.ру Кирилл Сафронов рассказывает, почему на картину о великом художнике идти стоит.

Италия, 1610 год. Пока беглый художник Микеланджело Меризи, известный как Караваджо, скрывается в Неаполе, в Риме на его счет уже строят планы. Папа Павел V поручает агенту секретной службы Ватикана с позывным «Тень» разобраться, стоит ли Церкви принимать просьбу Караваджо о помиловании или нет. Сюжет фильма строится на расследовании, которое ведет «Тень»-следователь: разговоры с друзьями и врагами художника отправляют зрителя в их воспоминания, из которых вырисовывается биография Караваджо.

Из-за нехитрых драматургических «костылей» и мало что говорящих российскому зрителю фамилий режиссера (Микеле Плачидо*, он же сценарист), оператора (Микеле Д’Аттанасио) и исполнителя главной роли (Риккардо Скамарчо) может показаться, что «Тень Караваджо» — унылая иллюстрация к статье из «Википедии», но это не так. Во многом благодаря игре света и тени, работа с которыми — очевидно — вдохновлена новаторством Караваджо. Он ведь и ценится во многом из-за того, что первым сделал свет полноценным действующим лицом своих картин. Из общего темного пространства свет у него выхватывает самое основное и обращает внимание зрителя на главное.

В фильме этот прием здорово работает в эпизоде, где Караваджо показывает своей старой знакомой, покровительнице Костанце Сфорце Колонн, мастерскую, в которой он заканчивает «Обращение Савла». Героиня (и зритель) видит первый план с «творческим беспорядком». Звучит лошадиное ржание. Художник приоткрывает окно — и действительно в мастерской живая лошадь (а слона-то мы и не приметили!).

Ярко показана сцена создания картины «Смерть Марии» — в некотором смысле доведенная до кульминации история о том, что для своих картин (почти все они на евангельские темы) Караваджо использовал натурщиков: как правило, людей лишних, падших и грустных — проституток, опустившихся выпивох и проч., — потому что он верил, что только в них и можно найти правду жизни. В «Тени Караваджо» в «Смерти Марии» главную роль играет труп утопленницы, сошедшей с ума после смерти младенца. Из-за трагичности ситуации Караваджо, которому до этого при работе с натурщиками приходилось работать в некотором смысле режиссером — выстраивать мизансцены, «работать с актерами», «ставить свет», — в этот раз и конструировать искусственно почти ничего не приходится.


«Смерть Марии», Караваджо

Авторы фильма трепетно подошли к созданию эпизодов, в которых художник творит. Но по сюжету он, естественно, занимается не только этим. Еще Караваджо выпивает, дерется, участвует в костюмированных оргиях, играет в игру, похожую на современный теннис, сидит в тюрьме (где встречается и философствует с Джордано Бруно!), обвиняет современников — академических художников — в бессмысленности, принимает ванну с проституткой, убивает человека. Глупого и напыщенного, но все-таки. Именно из-за этого ему приходится бежать из Милана, где любой человек, узнавший художника на улице, обязан взять его под стражу (а при оказании сопротивления может даже убить).

И — хотя я не в восторге от драматургии этого фильма — мне кажется, что его авторы хотели проделать «трюк Караваджо». Подобно тому, как художник изображал евангельские сюжеты, врисовывая в них не самых духовных и «правильных» людей, так и «Тень Караваджо» — это такое «житие» несвятого, жизнь которого если не доказывает зрителю существование Бога, то выбрасывает его из обыденности во что-то, очень напоминающее вечность (чего мы, наверное, во многом и ждем от искусства).

После «Тени Караваджо» вам вряд ли захочется подробнее узнать о его режиссере (или других участниках съемочной группы), но о Караваджо узнать побольше захочется точно. Например, про его взаимоотношения с Церковью. В фильме ее представители останавливаются на мысли о том, что в храмах выставлять его картины кощунственно, но сжигать как-то тоже жалко (сохраним до лучших времен). Так что это за бунтарь-революционер такой, Караваджо — пошляк и нехристь или первый акмеист? Посмотрите.

* Примечание редактора: прискорбно, конечно, что молодежь уже и не знает, кто такой комиссар Каттани. Может, хоть "Юнармия" исправит их.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).