будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 23, 2025
Культура
Петровская Елена

Что скрывает подлинность сегодня?

Что скрывает подлинность сегодня?
hirst_ScanJob19
Рисунок Георгия Литичевского

Человек – двойственное существо. С одной стороны, он любит нежиться в уюте обустроенных пляжей, комфортных квартир и ресторанов с вышколенным персоналом. С другой – частенько и массово стремится убежать от всего этого комфорта куда подальше – в пустыни, в леса, в горы. И прикасаться к природе. И ощущать себя Настоящим на фоне Подлинного.
Д.С. Алалыкин. «Аутентика в современном искусстве – грани смысла»

Несложно заметить, что один из самых ощутимых рисков при инвестировании в искусство состоит в вопросе подлинности приобретаемого произведения. И здесь опять с наилучшей стороны показывает себя рынок современного искусства – он практически свободен от подделок. Конечно, фальшивки появляются, особенно в сфере тиражных работ – достаточно вспомнить, как подделывают Дэмьена Херста, но разоблачить такие подделки достаточно несложно, в отличие от антикварного рынка.

«Современное искусство: от престижа к доходности» (Компания Pygmalion) 

Казалось бы, с подлинностью покончено раз и навсегда, когда дело идет о современном искусстве. В самом деле, тиражируемость (читай неподлинность) его произведений давно стала общим местом, и даже если кто и подзабыл текстуально Беньямина, то наверняка согласится с его хорошо известным тезисом о том, что «ощущение всеобщего равенства вещей» возрастает до такой степени, что посредством репродуцирования извлекается даже из уникальных объектов. Это выковыривание объектов из их скорлуп, акт в своей основе перцептивный, и становится базовым определением современного искусства: поскольку отныне только это действие наделено эстетической силой (что соответствует теории реди-мейда Марселя Дюшана), то художественная деятельность в традиционном смысле оказывается насквозь архаичной, включая также и навыки, связанные с использованием новых технических средств. Вместе с архаизацией художественных навыков, как прежних, так и новейших, отпадает вопрос и о подлинности создаваемых с их помощью произведений. Даже если вы махровый консерватор, с этой логикой трудно не согласиться.

Но человек – «двойственное существо». Сколько бы мы ни читали о том, что оригинальность (подлинность) – это оборотная сторона повторения, что притязания исторического авангарда на то, чтобы начать все с чистого листа и быть абсолютно автономным, скрывают под собой вытесняемые основания, а главное – неизбежность повторения самого «безосновного» жеста, словом, сколь бы справедливыми ни были наши умозрения, все равно душа стремится к Подлинному. Или хотя бы к мифу о нем. Чем можно объяснить такое расхождение между порывом души и рассудком?

Прежде всего, конечно, интересами рынка. Если вы игрок на рынке современного искусства, то достижения критической мысли вряд ли станут для вас путеводной звездой. Более того, сама действительность опровергнет их с потрясающей силой. Оказывается, гораздо легче отличить подделку Хёрста от подделки того же Рембрандта, к примеру. В самом деле, если покупатель столкнется с сомнительным черепом, усыпанным бриллиантами, то любой ювелир и антрополог смогут представить исчерпывающее заключение о составе и качестве использованных материалов. С другой стороны, сам Хёрст как настоящий современный художник на оригинальности работы не настаивает. Взамен он отдает приоритет оригинальности замысла. Даже если акула в формальдегидном растворе начала немного подгнивать – дело житейское, как говорится, – можно заменить ее другой. Главное, что последнее слово остается за художественным рынком: стоимость этого произведения возросла с 8 до 12 млн. долларов за период с 2004 года. «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» – название упомянутой работы – превращается в добротную единоличную компенсацию за одинаково причиненный всем смертным моральный ущерб.

Можно долго дивиться тому, насколько капиталистическим в худшем смысле этого слова становится арт-рынок. Интереснее подойти к подлинному с другой стороны, а именно со стороны «подлинности замысла». Это можно выразить более компактным словом «авторство». Продаваемые художники хотят сегодня сказать: да, мы этого, возможно, не делали сами, своими руками, но мы это придумали. Или: мы были первыми. Подчеркиваю: это любимая присказка тех, кто занял нишу на рынке современного искусства. Особенно смешно слышать такие заклинания из уст акционистов. Я был первым, кто снял штаны напротив почерневшего парламента. Забрался на памятник Маяковскому при полном попустительстве городских властей. И это подлинные акции! (Наверное, в отличие от нынешних.) Но господам перформансистам неплохо бы усвоить урок, преподнесенный ими же самими: неважно, кто это был, главное, что своим вторжением в публичное пространство художник привлекал внимание не к самому себе, любимому, а к тому, что в это время и в этом месте пошло наперекосяк, что требовало ответа от множества граждан, а не от него одного. Художник своим выступлением стирал всякое возможное авторство во имя соавторства, а вернее – события, в которое по логике отложенного действия вовлекалось сразу много людей. Он был в лучшем случае приводным ремнем этого действия. Преобразующего, резко меняющего массовое умонастроение.

И вот сегодня, по прошествии десятка лет, акционизм 1990-х преподносится как явление не только оригинальное, но и, заметьте, подлинное. Что на это можно сказать? Не стремясь разоблачить некий корыстный интерес, я вижу в этом и желание вписать себя в историю новейшего искусства, и ревность к тем, кто твердо знает: за акцию можно поплатиться. Если не жизнью, то уж точно свободой. Подлинность сегодня – дымовая завеса, скрывающая трусость. Действие не бывает подлинным или неподлинным. Либо его совершают, либо твердят о чем-то постороннем, как правило высоком. Но эти слова уже никого не обманут.

Рисунки Георгия Литичевского

P.S. Статья также публикуется в 6-м номере журнала "Диалог искусств" ("ДИ") за 2012 год. Выражаю свою искреннюю признательность Лии Адашевской, редактору "ДИ", за эту инициативу. - Е.П.

 

Петровская Елена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).