будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Май 16, 2025
Культура
Попов Олег

Что смотреть после «Киношока» 2018

Что смотреть после «Киношока» 2018
ash
Режиссер фильма "Дед" Алексей Шемес. Источник: Наташа Четверикова

Если надо, то я в любом фильме могу найти недостатки. Но интересно смотреть кино как зрителю, а не как кинокритику. Кино – такое смелое дело, что его создателей стоит ругать, только когда ясно, что меня, зрителя, хотят надуть. Вот тут, конечно, нужно быть, как говорится, принципиальным. В остальных случаях кино надо хвалить или молчать, если хвалить совсем не за что. На этом торжественная часть этого произведения заканчивается. 

В конкурсе полнометражных фильмов мне больше всего понравился фильм Алексея Шемеса «Дед». Режиссерский дебют опытного актера. С деньгами, как всегда. 15 съемочных дней, но все актеры так органичны, такое ощущение, будто к фильму готовились много-много лет. В большинстве ж фильмов больно смотреть на действие, в котором актеры показывают, что они учили текст и теперь же его дисциплинированно играют, а ты сидишь и думаешь – эхехе, и тайны кино никакой, а только затруднялись сердечные, снимая, а теперь затрудняюсь я, как зритель. И мне жалко всю съемочную группу и хочется её простить. Так вот в этом фильме Шемеса – вообще не так! При этом, там последнюю главную роль играет Владимир Толоконников. «Киношок» - первый фестиваль у этого фильма. Получил он здесь приз за лучшую режиссуру, приз за лучшую мужскую роль, приз прессы и подпольный приз. И мне кажется, фестивальная судьба сложится у него, тфутфутфу, интересная. Надеюсь, Алексей Шемес продолжит режиссерскую работу и средства для нового фильма найдутся уже легче. 

Киргизский фильм «Ночная авария», режиссер Темирбек Бирназаров. Я много слышал, что кинематограф Кыргызстана очень хороший, но мне, как зрителю, смотреть киргизские фильмы нелегко. В фильмах бывших советских азиатских республик планы длинные, как длинна степь или беспредельна пустыня или широк простор Иссык-Куля. Но, как известно, любой (условный) недостаток настоящий художник способен превратить в достоинство и здесь, например, старик отрезает раненой девушке штанину, чтоб обработать ногу. И вот он её отрезает, отрезает. Опять отрезает, потом что-то не выходит у него как надо, потом опять отрезает, режет-режет, может даже сходить, новые ножницы принести и снова начать резать, потому что ему очень нужно отрезать штанину, чтобы обработать ногу и вот он режет, режет. И снова. И еще. Или например решил старик нарезать девушке салат, когда она уже немного оправилась. И вот он режет-режет огурцы, режет-режет. А потом и помидоры. И попки у них вырезает. А потом опять режет. Нехитро, по-мужски. Или решил он со стола убрать, а стол приставлен к стене. И сначала его сзади показывают как он убирает, а потом, на всякий случай – от стены план. Как он убирает стол. Со стола нужно много убрать. Чтоб он был чистый. Вот он и убирает. Но в какой-то момент ты, зритель, мучаться этими длиннотоами перестаешь, потому что это повторяемость как-то наполняет подлинностью что ли, всю историю. И даже обычный для таких историй финал. Сначала думаешь – ну вот опять такой финал! А потом чувствуешь, что эти длинноты не мутной поэтичности нагоняют, а придают фильму какую-то настоящую трагичность. В хорошем смысле. Это хорошее акын-кино. Не чета другим. 

Очень хороший армяно-иранский фильм «Ева», режиссер Анаит Абад. Настоящий концерт из актерской игры, музыки, ритма и древней скорби древнего народа. Я давно не видел настолько печального фильма. При этом его создатели не стараются выжать из зрителя слезу, а по-честному передают то, что есть.

Отдельно хочется сказать про фильм из Татарстана «Байгал» Ильдара Ягафарова. Там режиссер, мне кажется, оказался в сложном положении, потому что среди его земляков есть те, кто ревниво следит, чтобы «настоящие фильмы из Татарстана» были сугубо татарскими по всем позициям и не одобряют, если в фильм проникает что-то «извне». Например, следователь, которого играет Вдовиченков, говорит по-русски, и, судя по публикациям, этим разочаровал публику, которая ждала чисто татарскую историю. И тут вот, что я могу завуалированно рассказать. Я учился в Казани в университете, и у меня там очень хороший друг Андрей, а через него я подружился с одним прекрасным татарским парнем, назовем его Рашид (на самом деле, по-другому). И мы как-то общались при общем юношеском добродушии. Вдруг Рашид пропал, и позже мы узнали, что он полюбил девушку, стал за ней ухаживать, наметились брачные перспективы, тем более он учился на юридическом, а папа у невесты был прокурор. И вот она ему заявила, если хочешь жениться на мне и стать как мой папа, брось общаться с непрофильными друзьями. И он бросил с нами общаться. И стал прокурором. Что тут скажешь. Будь у меня в те годы такой выбор, может и я бросил бы всё ради любви и стал прокурором. Но совесть меня, однако, все же бы мучила. Я сам родился между марийцами, татарами, чувашами и как-то с детства мы понимали, что все наши особенности не делают нас обособленными, а наоборот, обогащают. А живем вперемешку, и чего нам делить нашу общую жизнь на сугубо татарские, марийские, чувашские и русские истории. Это ж какие-то искусственные конструкции. Проповедь читал Олег Попов. А кино «Байгал» у Ильдара Ягафарова получилось хорошее, доброе и красивое.

Попов Олег
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).