будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура
Ермаков Дмитрий

Dead Can Dance: возвращение нонконформизма на крыльях традиции

Dead Can Dance: возвращение нонконформизма на крыльях традиции
2012-09-28_184227
Anastasis

Когда в 1997-м году ирландско-австралийский музыкальный дуэт Dead Can Dance распался на пике славы, никто и не думал, что Лайза Джерард и Брендан Перри могут войти в эту реку снова. Восемь студийных и концертных пластинок, выпущенных тандемом, стали маленькими шедеврами, дверьми в каждый раз новую сказку. И было бы странно поверить в то, что сказка никогда не кончается. Но, увы, ничто не бесконечно, в том числе творческий потенциал, да и терпение людей, которые устают друг от друга за годы совместной работы. Иногда лучше уйти со сцены вовремя, чтобы не стать пародией на самих себя. Многие рок- и поп-звезды на западе смогли преодолеть гордость и сделать это. И еще больше звезд этого не сделали.

Брендан и Лайза на момент распада, впрочем, были еще молодыми, поэтому со сцены, конечно же, не ушли. Они пошли каждый своим творческим путем – вполне успешным, особенно Джерард. Поэтому когда в 2005 году Dead Can Dance вдруг объявили о концертном турне, мир удивился. Но за почти десять лет отсутствия группу не забыли. В России дуэт тогда ограничился выступлением в культурной столице – Петербурге. Москвичам и поклонникам дуэта из прочих городов пришлось ехать туда же. В результате, еще за два месяца до шоу все билеты были распроданы. Но нового альбома, к разочарованию меломанов, не последовало.

Поэтому в нынешнем году, когда группа все-таки записала пластинку и отправилась на гастроли по всему миру, поклонники удивились еще больше. На этот раз Dead Can Dance приезжает и в Москву (где она выступит 13 октября в «Крокус Сити Холле»), и в Петербург (12-го в Ледовом дворце). Привозит их TCI. В полных залах сомневаться не приходится. По крайней мере, за рубежом концерты нынешнего турне проходят с аншлагом.

Заметьте: большие залы собирает группа, которая уже более 30-ти лет на сцене, пусть и за вычетом упомянутого перерыва. И при этом, совершенно не заигрывая с коммерческими трендами, ничего общего не имея с развлекательным форматом MTV,

она продолжает привлекать не только преданных фанатов, выросших на романтике 80-х, но и молодежь. В чем же секрет? Всё просто: вдохновение Dead Can Dance черпают из фольклорной музыки.

Причем это не просто фрагменты псевдоэтнических мелодий, положенных на электронный бит, как у многих более молодых исполнителей и ди-джеев. Нет, здесь все по-серьезному:

авторы исследуют средневековые добаховские партитуры, смело перемежая наследие европейской старины африканской полиритмией, арабскими и ориентальными ладовыми структурами, индийскими мантрами, отзвуками музыки полинезийцев, индейцев, пигмеев.

То есть мы слышим всю палитру музыкального наследия человечества, где традиции не противопоставляются друг другу, а уживаются вместе, составляя неделимое целое. Не сшитое из отдельных лоскутов — речь скорее о неком синергетическом эффекте. А на традиционном фоне отчетливо слышен и личный эмоциональный опыт артистов, воплотившийся в яркие мелодические темы, без влияния которых в мир музыки в свое время не пришли бы многие весьма модные сейчас коллективы.

Русскому человеку, кстати, Dead Can Dance особенно близки. Странного здесь ничего нет –  через звучащие больше тысячи лет в наших церквях православные распевы традиция Византии настолько сильно повлияла на музыку восточных славян, что уже и не поймешь, где русское, а где греческое. Речь, конечно, не об «официально-эстрадном» фольклоре, а о том немногом, что сохранились в исконном виде. Но причем здесь, казалось бы, Византия? А всё просто:

Лайза Джерард росла на окраине Мельбурна, где жило много греческих иммигрантов с их любовью к пению а капелла, и ее необычные вокальные фантазии родом именно оттуда. Сходство многих ее песен в Dead Can Dance с северными напевами Руси – очевидно.

И тем понятнее любовь наших соотечественников: своего-то не сберегли, но душу не обманешь, вот оно, наше.

Это о «традиционном», «корневом» факторе популярности дуэта. Ну, музыка Dead Can Dance, как мы уже говорили, очень дуальна, поэтому есть еще и другой фактор — злободневность. Насколько сегодня, в эпоху Фейсбука и компьютерных игр, востребована группа, вышедшая из ранних 80-х, из кажущегося сейчас архаичным пост-панка? Конечно, из  «штанишек» этого стиля группа выросла быстро, сейчас в композициях дуэта уже ничего и не осталось от тех мотивов, но это если смотреть лишь на форму.  А вот с содержанием интереснее.

Всё же панк и вышедшая из него более интеллектуальная «новая волна» были музыкой протеста против тотального ожесточения, пришедшего в западный социум во второй половине 70-х и позже, при Рейгане и Тэтчер. Это была тяжелая декада, когда война во Вьетнаме закончилась, но антивоенные протесты миллионов студентов ничего не изменили, и следом случились Иран, Афганистан, Фолклендские острова. Одни «дети цветов» — пацифисты и хиппи эры Вудстока и «Битлз» — стали клерками, а другие - наркоманами. Схлынула радость ушедшей оттепели, расширение массового сознания закончилось - и пришла эра кредитов, нового витка «холодной войны», тоталитарного засилия массовой культуры.

Против этого и протестовали панки, а также их последователи. И почему-то случилось так, что Dead Can Dance вернулись именно сейчас, во время мирового финансового кризиса, когда та самая рейгановская экономика всеобщих кредитов сработала как бомба замедленного действия. Дуэт снова поет, чтобы напомнить о незапятнанных ценностях жизни, взращенных традицией, — время настало подходящее.

Кстати, неспроста ли новая пластинка, которая называется Anastasis (по-гречески «Воскресение»), похожа на ранние работы коллектива, в том числе - своим  сумеречным настроением? Может, это пресловутое «возвращение к корням»? Хотя, что очень приятно, с музыкальной точки зрения речь не идет о чистой ностальгии по 80-м и игре на чувствах стареющих декадентов. Участники группы пробуют новые формы, в том числе, нехарактерную для Европы полиритмию, - и эволюция продолжается.

Лайза Джерард, правда, утверждает в интервью издании Q&A, что название Anastasis вовсе не связано с творческими взаимоотношениями ее и Брендана.

«Факт нашей совместной работы — скорее воссоединение, нежели воскресение. А Anastasis, воскресение — это о формах жизни и цикличности бытия. На обложке альбома изображены увядшие подсолнечники, и кажется, что они умирают, но на самом деле — спят. И это — про состояние людей».

Правда, Лайза, похоже, немного слукавила насчет отношений. Так или иначе, они незримо парят над сценой, где играют музыканты Dead Can Dance. Брендан и Лайза — мужчина и женщина, два основных человеческих начала. Когда-то они, прекратив романтическую связь, нашли в себе силы не закрывать проект и выпустили едва ли не самую сильную свою пластинку. А теперь — силы вновь работать вместе, несмотря на все долгие перерывы и старые разногласия. Личное и субъективное ушло далеко на второй план. И вот эта возобладавшая над мирскими страстями сила творческого порыва — она-то и гипнотизирует слушателей, даже тех, кто о биографии музыкантов Dead Can Dance ничего не знает.

Эта сила и есть — Anastasis.

 

Ермаков Дмитрий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).