будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура

Дебют: шестой год ожидания

Дебют: шестой год ожидания
hak2

2 июня в Мраморном зале Дома журналистов состоялась пресс-конференция, посвященная очередному раунду Независимой литературной премии «Дебют», учрежденной Международным фондом «Поколение» в 2000 году. Премия присуждается авторам не старше 25 лет, пишущим на русском языке. При этом место жительства автора, попавшего в длинный список «Дебюта», не имеет значения: на адрес премии приходили произведения из ближнего и дальнего зарубежья, США и Канады. Организаторы и члены жюри премии рассказали о планах на этот год, о новых номинациях и региональных проектах «Дебюта».

 

Независимой литературной премии «Дебют» со времен ее учреждения все предрекали скорый и грустный конец: интеллектуальное банкротство, вырождение в рыночную структуру, превращение в литературный аналог кружка «Умелые руки». И в первую очередь – председатель Попечительского совета премии Эдуард Радзинский.

Взяв слово на пресс-конференции «Дебюта», он в очередной раз посетовал на то, что молодые интеллектуалы, во множестве обретающиеся в самых разных городах нашей обширной родины, до финала премии не доходят. Поэтому, по мнению Радзинского, из «дебютовской шинели» до сих пор не вышло ни новых гоголей, ни новых достоевских.

И тем не менее премия благополучно существует уже шестой год, и среди молодых авторов, прошедших через «Дебют» - немало со сложившейся репутацией писателей: Данила Давыдов, Василий Сигарев, Андрей Курейчик, Владимир Лорченков, Алексей Шепелев, Дина Гатина, Яна Токарева, и т.д.

В списке членов жюри –  довольно «звездные» имена. Председатель жюри этого года – Евгений Попов, в свое время исключенный из Союза писателей СССР за участие в альманахе «Метрополь», автор романов «Прекрасность жизни» и «Мастер Хаос». Кроме того, в жюри вошли: знаменитый пушкинист Валентин Непомнящий, поэт-«возвращенец»  и  лауреат премии Солженицына Юрий Кублановский, драматург, лауреат Госпремии и «Тэффи» Виктор Славкин, режиссер и сценарист, автор сериала «Азазель» Александр Адабашьян, а также «молодая звезда» современной прозы, лауреат нескольких литературных премий и сценарист Андрей Геласимов.

Трое из шести членов жюри – сценаристы, и это неслучайно. В этом году к традиционным номинациям премии – крупная проза, малая проза, поэзия и драматургия – добавлены еще три: публицистика, «литература духовного поиска», а также «киноповесть».

Интерес современной литературы к кино вполне закономерен. Как признавалась в одном из своих интервью Людмила Улицкая, работа в кино в качестве сценариста – один из немногих шансов заработать для современного российского литератора. Совместные литературно-кинематографические проекты обычно бывают коммерчески успешными, как показывает недавний пример «Турецкого гамбита» и «Статского советника».

Поэтому неудивительно, что организаторы премии «Дебют» стали задумываться об интеграции молодых литераторов в индустрию кино. «Дебют», наконец, занял прочное место на рынке литературных премий, и позиции его продолжают укрепляться: в этом году количество будущих лауреатов увеличилось до семи человек, а размер индивидуальной премии – с $2000 до $3000. Следующий шаг – движение в сторону более «статусного» и коммерческого искусства: кино.

Для молодых сценаристов это означает, прежде всего, возможность войти в индустрию кино, минуя традиционные «пропускные пункты» - ВГИК, Высшие сценарные курсы и т.п. Как и другие работы, победившие в разных номинациях премии, лучшая киноповесть будет опубликована в издательской программе «Дебюта». Кроме того, по словам координатора премии Ольги Славниковой, организаторы премии приложат определенные усилия к тому, чтобы по сценарию победителя сняли фильм.

Как отметила на пресс-конференции Славникова, эта инициатива «Дебюта» направлена на создание «живой основы» для нового российского кино. «Нельзя оставаться в пределах литературы XIX века, - заявила она. – У нас до сих пор снимают или остросюжетное кино сомнительного качества, или Чехова, а вот кино по современной литературе у нас нет».

По мнению Евгения Попова, введение «кинематографической» номинации – осознанная необходимость. Некоторые режиссеры, преподающие во ВГИКе, в частности, Вадим Абдрашитов, даже настаивают на информационном обмене и совместной работе финалистов «Дебюта» в этой номинации и студентов Института кинематографии.

Вообще, интеграция молодых литераторов в современное культурное пространство становится все более заметной, и не в последнюю очередь с помощью таких институций как премия «Дебют». В 2004 году был организован клуб «Дебют», задача которого – охватить тысячи одаренных молодых людей, которые остаются за рамками длинных списков премии. Клуб позиционируется организаторами как «единое информационное и культурное пространство для нового поколения пишущих». В рамках этого проекта с января этого года в клубе «ПирОГИ» на Зеленом проспекте идут мастер-классы, налажен постоянный информационный обмен с РГГУ. Наконец, «Дебют» ведет активную работу с регионами: на пресс-конференции были представлены молодые организаторы литературного процесса в Тамбове, Новосибирске, Чебоксарах и других городах, с которыми сотрудничают представители премии.

Все это, по словам Ольги Славниковой, делается для того, чтобы создать единое культурное пространство, чтобы в России можно было жить и работать в любом месте, а не только в столицах. «Сегодня быть известным в Сибири – все равно что быть известным во Франции: мы в Москве почти ничего об этих людях не знаем», - отметила Славникова. Выход из этого состояния - в децентрализации культуры, и усилия представителей премии «Дебют» направлены, в том числе, и на усиление этого процесса.

Однако современная литература вынуждена противостоять не только диктату столичной моды, но и диктату рынка. Об этом заявил поэт Юрий Кублановский, приведя в пример времена советской цензуры. «Тогда было понятно, кто враг, - сказал он. – Врагом была цензура. А сейчас враг везде и нигде: это и шоу-бизнес, и массовая культура, и растворение в идеологии потребления…».

Сумеет ли серьезная современная литература встроиться в рыночный механизм, не потеряв качества? Ответ на этот вопрос, может быть, отыщется в непомерной почте «Дебюта»: только в 2004 году на адрес премии поступило около 40 тысяч работ. С 1-го июня объявлен прием работ в конкурс этого года. Эдвард Радзинский, эксперты и жюри премии, а также простые читатели замерли в ожидании.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).