2 июня в Мраморном зале Дома журналистов состоялась пресс-конференция, посвященная очередному раунду Независимой литературной премии «Дебют», учрежденной Международным фондом «Поколение» в 2000 году. Премия присуждается авторам не старше 25 лет, пишущим на русском языке. При этом место жительства автора, попавшего в длинный список «Дебюта», не имеет значения: на адрес премии приходили произведения из ближнего и дальнего зарубежья, США и Канады. Организаторы и члены жюри премии рассказали о планах на этот год, о новых номинациях и региональных проектах «Дебюта».
Независимой литературной премии «Дебют» со времен ее учреждения все предрекали скорый и грустный конец: интеллектуальное банкротство, вырождение в рыночную структуру, превращение в литературный аналог кружка «Умелые руки». И в первую очередь – председатель Попечительского совета премии Эдуард Радзинский.
Взяв слово на пресс-конференции «Дебюта», он в очередной раз посетовал на то, что молодые интеллектуалы, во множестве обретающиеся в самых разных городах нашей обширной родины, до финала премии не доходят. Поэтому, по мнению Радзинского, из «дебютовской шинели» до сих пор не вышло ни новых гоголей, ни новых достоевских.
И тем не менее премия благополучно существует уже шестой год, и среди молодых авторов, прошедших через «Дебют» - немало со сложившейся репутацией писателей: Данила Давыдов, Василий Сигарев, Андрей Курейчик, Владимир Лорченков, Алексей Шепелев, Дина Гатина, Яна Токарева, и т.д.
В списке членов жюри – довольно «звездные» имена. Председатель жюри этого года – Евгений Попов, в свое время исключенный из Союза писателей СССР за участие в альманахе «Метрополь», автор романов «Прекрасность жизни» и «Мастер Хаос». Кроме того, в жюри вошли: знаменитый пушкинист Валентин Непомнящий, поэт-«возвращенец» и лауреат премии Солженицына Юрий Кублановский, драматург, лауреат Госпремии и «Тэффи» Виктор Славкин, режиссер и сценарист, автор сериала «Азазель» Александр Адабашьян, а также «молодая звезда» современной прозы, лауреат нескольких литературных премий и сценарист Андрей Геласимов.
Трое из шести членов жюри – сценаристы, и это неслучайно. В этом году к традиционным номинациям премии – крупная проза, малая проза, поэзия и драматургия – добавлены еще три: публицистика, «литература духовного поиска», а также «киноповесть».
Интерес современной литературы к кино вполне закономерен. Как признавалась в одном из своих интервью Людмила Улицкая, работа в кино в качестве сценариста – один из немногих шансов заработать для современного российского литератора. Совместные литературно-кинематографические проекты обычно бывают коммерчески успешными, как показывает недавний пример «Турецкого гамбита» и «Статского советника».
Поэтому неудивительно, что организаторы премии «Дебют» стали задумываться об интеграции молодых литераторов в индустрию кино. «Дебют», наконец, занял прочное место на рынке литературных премий, и позиции его продолжают укрепляться: в этом году количество будущих лауреатов увеличилось до семи человек, а размер индивидуальной премии – с $2000 до $3000. Следующий шаг – движение в сторону более «статусного» и коммерческого искусства: кино.
Для молодых сценаристов это означает, прежде всего, возможность войти в индустрию кино, минуя традиционные «пропускные пункты» - ВГИК, Высшие сценарные курсы и т.п. Как и другие работы, победившие в разных номинациях премии, лучшая киноповесть будет опубликована в издательской программе «Дебюта». Кроме того, по словам координатора премии Ольги Славниковой, организаторы премии приложат определенные усилия к тому, чтобы по сценарию победителя сняли фильм.
Как отметила на пресс-конференции Славникова, эта инициатива «Дебюта» направлена на создание «живой основы» для нового российского кино. «Нельзя оставаться в пределах литературы XIX века, - заявила она. – У нас до сих пор снимают или остросюжетное кино сомнительного качества, или Чехова, а вот кино по современной литературе у нас нет».
По мнению Евгения Попова, введение «кинематографической» номинации – осознанная необходимость. Некоторые режиссеры, преподающие во ВГИКе, в частности, Вадим Абдрашитов, даже настаивают на информационном обмене и совместной работе финалистов «Дебюта» в этой номинации и студентов Института кинематографии.
Вообще, интеграция молодых литераторов в современное культурное пространство становится все более заметной, и не в последнюю очередь с помощью таких институций как премия «Дебют». В 2004 году был организован клуб «Дебют», задача которого – охватить тысячи одаренных молодых людей, которые остаются за рамками длинных списков премии. Клуб позиционируется организаторами как «единое информационное и культурное пространство для нового поколения пишущих». В рамках этого проекта с января этого года в клубе «ПирОГИ» на Зеленом проспекте идут мастер-классы, налажен постоянный информационный обмен с РГГУ. Наконец, «Дебют» ведет активную работу с регионами: на пресс-конференции были представлены молодые организаторы литературного процесса в Тамбове, Новосибирске, Чебоксарах и других городах, с которыми сотрудничают представители премии.
Все это, по словам Ольги Славниковой, делается для того, чтобы создать единое культурное пространство, чтобы в России можно было жить и работать в любом месте, а не только в столицах. «Сегодня быть известным в Сибири – все равно что быть известным во Франции: мы в Москве почти ничего об этих людях не знаем», - отметила Славникова. Выход из этого состояния - в децентрализации культуры, и усилия представителей премии «Дебют» направлены, в том числе, и на усиление этого процесса.
Однако современная литература вынуждена противостоять не только диктату столичной моды, но и диктату рынка. Об этом заявил поэт Юрий Кублановский, приведя в пример времена советской цензуры. «Тогда было понятно, кто враг, - сказал он. – Врагом была цензура. А сейчас враг везде и нигде: это и шоу-бизнес, и массовая культура, и растворение в идеологии потребления…».
Сумеет ли серьезная современная литература встроиться в рыночный механизм, не потеряв качества? Ответ на этот вопрос, может быть, отыщется в непомерной почте «Дебюта»: только в 2004 году на адрес премии поступило около 40 тысяч работ. С 1-го июня объявлен прием работ в конкурс этого года. Эдвард Радзинский, эксперты и жюри премии, а также простые читатели замерли в ожидании.