будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура

Деньги из мечты

Деньги из мечты
DOLG

"Прагматика культуры" продолжает обсуждать проблемы туристического бизнеса. Собеседник Льва Усыскина,  Николай Слиозберг, генеральный директор туристической компании "Актис", одного из крупных игроков на туристическом рынке Петербурга, рассказал о том, как ошибаются городские власти в своем отношении к туристическому бизнесу, что перспективы внутреннего туризма в России пока почти бесконечны, и почему тем не менее рынок внутреннего туризма у нас еще не сложился.

Первым делом, хочется услышать от Вас несколько слов о перспективах российского и, в частности, петербургского внутреннего туризма – туризма для наших, российских граждан в нашей же стране.

Российский рынок внутреннего туризма существует, но он еще не сформирован в значительной степени. Нет тех структур, которые формировали его в советское время – профсоюзных и т.д., – они разрушены, по сути дела. Те фирмы, которые работают на этом рынке сейчас, – их немного и они сравнительно слабенькие, во-первых. А во-вторых, это как бы не очень туризм.

То есть?

Туризм приемный, если мы вспомним советское время – это крупные группы, это жесткие графики, по которым люди ездили. Организовывали это, в основном, профсоюзы и немного другие структуры. Аналоги этому есть и в других странах – так называемый корпоративный туризм, когда предприятие посылает в турпоездку своих сотрудников. У нас эта система только начинает формироваться.

Появляются такие предприятия?

Да. Появляются предприятия, которые покупают туры для своих сотрудников. Но еще довольно редко – не накопили пока денег для подобного социального пакета. Покупают довольно активно туры для своих агентов, дилеров. Впрочем, в этих случаях часто покупают зарубежные, а не внутренние туры.

А за рубежом?

Там подобное очень распространено. В Израиле, например, в связи с нынешним спадом въездного туризма появилась возможность покупать довольно дешевые туры, особенно в низкий сезон. И этой возможностью тут же воспользовались местные фирмы, премируя своих сотрудников турами по стране. В Китае огромная индустрия внутреннего туризма. Это просто безумие какое-то – сами китайцы летом съедают все туристические ресурсы своей страны. В Китай летом лучше не ездить – да и не летом тоже порой проблематично. Колоссальный масштаб. Думаю, он поддерживается какими-то элементами социалистической структуры – иначе трудно представить, как это все функционирует при небогатом населении. В Америке тоже развит внутренний туризм. Но там он иначе построен. Там человек сам себе создает индивидуальный тур – бронирует по Интернету гостиницы, автомобили, экскурсии, все, что требуется. Нет проблем с языком, нет проблем с коммуникациями, нет проблем с оплатой – там очень хорошо построена система платежей, система гарантирования платежей.

Это принципиальный момент?

Конечно. Вот у нас вы можете заказать тур, а как вы его оплатите? Кредитной картой? Хотел бы я посмотреть в России на человека, который звонит в Сочи и диктует по телефону номер своей кредитной карты… Не верю… У нас пока такого еще нет. У нас для внутреннего туризма необходим посредник, необходима турфирма. Поэтому этот вид туризма пока хромает. Есть посредники, они организуют небольшое количество цепочечных туров – Москва, Петербург, Золотое Кольцо, немного круизов. Вот и все, главным образом.

А Байкал, например?

Массового направления такого нет. Есть индивидуалы – приходит человек, у него с детства мечта побывать на Байкале. Он заказывает тур. Но, большей частью, люди едут сами и уже на месте покупают путевки в местные дома отдыха или снимают комнаты.

А какие проблемы мешают развитию отрасли?

Я бы назвал в первую очередь проблемы маркетинга. Гостиницы, например, очень не любят посредников. Они не могут получить денег без посредника, не могут продать номера, но категорически отказываются делать посредникам скидки. И турфирмам приходится накручивать свой интерес. А клиент понимает, что, приехав на место, он "у стойки" купит номер дешевле. И гостиница ждет, когда этот турист приедет и заплатит деньги, поскольку у нас мало кто станет платить гостинице заранее. В результате ничего не происходит – деньги не получает ни турфирма, ни гостиница.

Как Вы считаете, какие могли бы быть меры властей по стимулированию внутреннего туризма?

Создать Комитет по туризму совсем бы было хорошо. В свое время туризмом ведал Комитет по спорту. Затем – по культуре. Сегодня туристическая деятельность в Санкт-Петербурге курируется комитетом по внешним связям Мэрии, а оперативное руководство осуществляет Комитет по инвестициям.

Что-то, правда, меняется, но в целом эти вот колебания как раз и говорят о том, что власти не рассматривают туризм в качестве серьезной части городской экономики. А туризм – с экономической точки зрения - является вещью совершенно уникальной. Он создает серьезные деньги из ничего. Не затрачивая невозобновляемых ресурсов, не строя заводов и так далее. Он делает деньги, по сути, из мечты. Из человеческой фантазии. Из потребности человека менять свое местонахождение. Причем не менять худшее на лучшее, а просто менять то, что есть, на другое, отличающееся. Правда, туризм требует инвестиций, причем немалых. Оценочная стоимость номера в четырехзвездочной гостинице – 50-70 тысяч долларов. И сегодня все – да, практически все страны вкладываются в развитие туризма.

Если бы все у нас было "по уму" – какие новые туристические центры бы возникли в России?

Практически любое место у нас в стране может, при желании, стать туристическим центром.

Ну, а все-таки - если попытаться перечислить?

Возьмем Карелию. Прекрасные места, ничем не хуже Финляндии.. Сейчас, кстати, интенсивно развиваются туркомплексы наподобие финских. Зимой мы ездили – прекрасно. Всевозможные виды зимних развлечений, причем гораздо дешевле, чем у финнов, а качество выше. И, понятно, никакого языкового барьера, никаких виз.

Вы сказали – качество выше финского?

Да. Прекрасные маршруты – мы, например, катались на отличных снегокатах по семичасовому маршруту с великолепным инструктором по идеально оборудованной трассе. Были прекрасные экскурсии на Мраморное озеро, и так далее.

А чей это бизнес?

Это местные предприниматели. Развивают бизнес. Очень хорошо.

Вы сейчас продвигаете эти туры?

Пытаемся. Хотя не особенно хорошо получается.

Почему?

Все та же проблема: наш человек, узнав, что это все здесь же, в России, пытается сам все себе организовать, связываясь напрямую с исполнителем. В ходе этого процесса он начинает понимать, что все это не так просто – связаться, оплатить, забронировать. И теряет интерес. Но нам-то это тоже становится уже неинтересно, а исполнитель оттуда, из Карелии, не в состоянии самостоятельно обеспечить себе необходимую маркетинговую поддержку.

И как они в Карелии выходят из положения?

Как? Успешно продают свои туры финнам. Те едут с удовольствием, им все нравится, у них такого и нет порой: нас возили из Сортавалы на Валаам на катерах на воздушной подушке. Зимний Валаам – это вообще с ума сойти что такое. Его ведь почти никто не видел у нас – теплоходы-то только летом ходят.

Еще какие регионы?

Пушкинские Горы, например. Старый, давно известный маршрут. Сейчас там поток раза в четыре меньше, чем в советское время.

Там тоже есть активные местные предприниматели?

Нет, там активно инвестирует сам музей-заповедник. Были большие деньги отпущены на двухсотлетие Пушкина и так далее. Построены коттеджи вполне приличные. Есть необходимый сервис.

Тоже на финском уровне?

Нет, попроще, конечно. Но вполне достаточный для нормального самочувствия. И потихоньку развивается.

Хорошо. Еще где точки роста?

Псков, Новгород. Круизы Петербург-Москва. Прекрасное место появилось на этом маршруте – Мандроги. Там везде сохранились остатки прежней инфраструктуры – санатории, дома отдыха. Некоторые из них переоборудованы в комфортабельные отели по принципу "все включено" (Подмосковье, Тверь, Псков) и управляются по цепочечному принципу. Есть от чего стартовать.  Еще – среднее Поволжье. Воронеж.

А что такое – туристический потенциал Воронежа?

Там есть реки. Озера очень красивые. Очень качественные местные сельхозпродукты. Вообще – средняя полоса имеет неплохой потенциал. Масса красивейших мест неиспорченных. И, кстати, очень неплохой вариант отдыха для людей, чувствительных к проблеме акклиматизации.

А все, что восточнее Урала, – Алтай, Камчатка?

Это прекрасные места для направления, называемого "спортивный туризм". Тоже ведь была в СССР целая индустрия – турбазы, плановые заезды. Сейчас почти разрушено все – у нас, в Ленинградской области, осталось, я думаю, несколько десятков квалифицированных инструкторов, которые частным образом водят группы. И это все тоже можно возродить при желании.

Я знаю, в том же Израиле очень развит школьный туризм. И государство спонсирует поездки школьников по стране, познавательные экскурсии.

Ну, у нас пока система образования… Ей не хватает денег на учителей-то. Если кто и спонсирует познавательный туризм, то это родители школьников. Но тут, к сожалению, довольно много проблем. Туры выходят либо очень недешевые, либо очень примитивные. Потому что познавательный туризм требует хорошей экскурсионной программы. И хороших условий для проживания детей. А все считают почему-то, что детский туризм должен быть дешевым. В итоге детский туризм вроде как есть у нас, но не сказать, что развивается. Мы видим год от года одни и те же объемы в школьные каникулы.

И всякий раз это инициативы снизу – конкретные школы и т.д.?

Да. Я не слышал, чтобы детский туризм где-либо у нас поощрялся на более высоких уровнях.

И так будет всегда?

Надеюсь, что нет. Я верю, что за внутренним туризмом, несмотря на все его проблемы, - будущее. И как и во всех прочих странах, он станет основой туристического бизнеса в стране. Потому что дает стабильные, мало подверженные сезонности потоки людей и денег.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).