будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура
Идлис Юлия

Десять с половиной фильмов

Подводить кино-итоги года – занятие не для ленивых, не для любопытных, а для успешных. Это вот продюсеры под бой курантов вычитают сумму бюджета из суммы кассовых сборов, радуются и позволяют себе лишнего. Или режиссеры прикидывают процент с кассовых сборов, количество фестивальных наград и номинаций на «Оскар» - и позволяют себе лишнего. А вот зритель размышляет над тем, сколько прекрасных фильмов он пропустил в этом году и сколько ему надо посмотреть за Рождественские каникулы, которые словно бы для того и созданы, чтобы не есть, не спать, не ходить по магазинам, а только сидеть в кинотеатре с годовым запасом попкорна и бумажных салфеток. Зритель размышляет над своей нелегкой судьбой охотника за кино-удовольствиями, вычитает из своей «тринадцатой зарплаты» совокупную цену билетов на фильмы, которые нельзя не посмотреть (вот откуда растут ноги у кассовых сборов), и лишнего себе совсем не позволяет. Куда еще лишнее-то.

Между тем кинообозревателю подводить итоги года легче легкого, особенно в этом году. Главное – не позволить себе лишнего, то есть уложиться в заявленные «десять фильмов, которые вы должны были посмотреть». Обычно при этом приходится бороться с искушением запихнуть в «итоги года» внеконкурсную программу ММКФ или Каннского фестиваля в полном составе и на этом успокоиться. Но в этом году ландшафт российского проката выглядит как-то поживее - может, благодаря тому, что кинематограф перестал притворяться рефлективным упражнением для высоколобых и стал машиной по производству блокбастеров, интеллектуальных и не очень.

Во-первых, появилось пресловутое отечественное кино, о возрождении которого так много говорят в разных модальностях. Происходит это возрождение на волне патриотических амбиций русского народа, что вызывает некоторые опасения, но происходит вполне достойно, как и всякое возрождение: от многократно превозносимого «Настройщика» Киры Муратовой до многократно же обруганного «Турецкого гамбита» Джаника Файзиева. Все-таки замечательная вещь киноискусство, и даже патриотические амбиции ему не помеха.

Во-вторых, не может не радовать тот факт, что в России научились продавать и покупать кино. Соотношение бюджета и кассовых сборов играет все более важную роль в производстве отечественных фильмов (и громкий налоговый скандал вокруг «Статского советника» тому доказательство), а западные прокатчики, похоже, приняли возможности российского рынка всерьез. Это значит, что зарубежные кино-гиганты вроде тех же «Хроник Нарнии» или «Кинг-Кинга» будут появляться у нас вскоре после «домашних» премьер, а не с опозданием в несколько месяцев.

Ну и в-третьих, сами фильмы, ставшие «событием года» - благодаря фантастическому бюджету, широкой рекламной кампании, звездному набору актеров или звездной теме, - за редким исключением, очень хороши. Что зачастую вызывает удивление, близкое к умилению.

«Гарри Поттер и кубок огня»

Любой фильм о Поттере обречен стать событием года, и это, как судьба героя в древнегреческой трагедии, ни от чего не зависит. Даже если 15-летнего Гарри будет играть 40-летний Олег Меньшиков, а от книги Роулинг в фильме останется – буквально – одно название, фанаты все равно сбегутся на премьеру, чтобы в очередной раз показать пальцем на режиссера и сказать, что он голый. Впрочем, в «Кубке огня» все не так плохо; страшно, мрачно, тревожно, но не плохо. Майк Ньюэлл умудрился экранизировать четвертую книгу о Поттере так, словно снимал фильм по шестой, со всей жестокостью, безнадежностью и ужасом, свойственным предпоследнему роману о маленьком волшебнике. И с налетом ироничного эротизма – но это он, видимо, добавил уже от себя.

«Статский советник»

Самый качественный фильм из существующих ныне экранизаций Акунина. Меньшиков и все-все-все, от Олега Табакова до Никиты Михалкова, который чуть что пускается в пляс и вообще ведет себя как мальчик, которого по недосмотру пустили на съемочную площадку. Финал акунинского романа переписан так, чтобы позволить Фандорину-Меньшикову триумфально пройтись по пустынной Красной площади с покачивающимися за его спиной куполами Василия Блаженного. А до финала – отличный авантюрный детектив, в меру смешной и умный. Очередной пример того, что патриотические амбиции могут сделать с хорошим фильмом и что хороший фильм может сделать с патриотическими амбициями.

«Мандерлай»

«Американская трилогия» Ларса фон Триера – это интеллектуальный «Гарри Поттер». Каждый новый фильм серии появляется в атмосфере напряженного ожидания и фестивальных интриг. Каждый новый фильм серии просто обязан стать главным событием любого уважающего себя кинофестиваля – точно так же, как и каждый новый фильм о Гарри Поттере обязан подмять под себя кино-кассы. У нас продолжение нашумевшего «Догвилля» показали в июне на XXVII ММКФ, а в прокат он вышел только осенью. На месте расчерченного мелом и сгоревшего Догвилля появились двухэтажные декорации плантаторской усадьбы, а вместо хрупкой Николь Кидман в яблоках в Мандерлае бойкая дочка Рона Хауарда – Брайс Даллас – мастурбирует под одеялом и орудует кнутом. Что нисколько ее не портит.

«Время прощания»

Еще один фестивальный фильм. Новая картина Франсуа Озона - пожалуй, главное внеконкурсное украшение XXVII ММКФ, дошедшее до российского проката. Как и все предыдущие творения режиссера, этот фильм получил крайне противоречивые отзывы в прессе – от самых восторженных до самых презрительных. Да, это еще раз о смерти; да, это снова о сексуальных меньшинствах. Но «Время прощания» - самый красивый из озоновских фильмов и самый красивый перифраз «Смерти в Венеции» Лукино Висконти (это для тех, кому все еще нужны оправдания, чтобы смотреть фильмы про геев). Ну и вдобавок это фильм, в котором Жанна Моро, наконец, сыграла звездную роль любой кинокрасавицы со стажем – роль бабушки главного героя.

«Космос как предчувствие»

У тех, кто соскучился по интриге в отечественном кинематографе, есть режиссер Алексей Учитель. А у режиссера Алексея Учителя на все случаи жизни есть по фильму: и на то, чтобы с понтом получить главный приз Московского кинофестиваля («Дневник его жены»), и на то, чтобы заслужить славу «голоса поколения» («Прогулка»), и на то, чтобы снова получить главный приз ММКФ, предварительно со скандалом сняв свою картину с конкурса Кинотавра. На все вопросы о причинах такого поведения Учитель либо отмалчивался, либо возмущался, либо намекал на голос свыше, из телефонной трубки. Это, понятное дело, подогревало интерес к самому фильму, который получился на удивление полноценным, с затуманенными кадрами в духе Германа-старшего и общей тоской по стране, которой и слава Богу, что у нас не было.

«Кинг Конг»

Когда вы в последний раз смотрели фильм, повторяя про себя – а то и вслух – «ни-фи-га-се-бе»? Если недавно, то это, скорее всего, был именно «Кинг Конг». За бурно растущими спецэффектами и живописными бойнями титанов мы не замечаем главного: это самый не политкорректный блокбастер уходящего года. Толпа грязных негров связывает белую девушку и за волосы тащит ее к себе. Белая девушка бежит за волосатым мускулистым самцом, который только и может, что ощипывать кору на деревьях, с криком «Подожди!» и совершенно счастлива, когда он небрежно забрасывает ее к себе на плечо. Этот самый самец поднимается во весь рост, чтобы ударить себя в грудь, и демонстрирует явственное отсутствие первичных половых признаков, удивительное даже для 10-метровой обезьяны. Вопрос с полом Кинг Конга целомудренно замалчивался и в предыдущих фильмах. По поведению он, конечно, самка, но устроить показательный расстрел женщины – пусть даже агрессивной и волосатой – на крыше Эмпайр-Стейт силами американских ВВС – на это мировой кинематограф пока пойти не может, даже в борьбе с оголтелой политкорректностью.

«Война миров»

Стивен Спилберг – один из немногих - умеет снимать фильмы, где никто не целуется, а все только бегают и орут. Физическое действие в этой картине так интенсивно, что напрочь забивает действие драматическое. Мельтешение Тома Круза и огромных трехногих машин, похожих на ожившие грибы, сменяется инфернально красивыми кадрами с проносящимся мимо горящим поездом; то и дело где-нибудь что-нибудь взрывается, и человечье стадо поворачивает в другую сторону; с парома сыплются люди и машины; и все это вместе так красиво, что сюжет совершенно не важен. В «Войне миров» плохо только одно: Герберт Уэллс. В спилберговском царстве спецэффектов разница между наивной фантазией англичанина в XIX веке и ожившими кошмарами жертвы современных технологий становится особенно явной: Уэллс ощутимо тянет Спилберга на дно, словно камень на шее. А что делать, если предприимчивый англичанин еще в 1898 году застолбил такое привлекательное название для фильма о мировой катастрофе! Против авторского права ведь не попрешь.

«Город грехов»

Снятое по чернушным комиксам Фрэнка Миллера, это черно-белое и изредка желтое кино полностью соответствует словам одного из его героев: здесь можно найти все что угодно, если знать, куда завернуть. Около десяти персонажей съедают, причем двоих – заживо; одного распиливают пилой; одного дважды кастрируют кустарным способом. Фильм Родригеза точно воспроизводит комиксы Миллера; актеры так широко раскрывают глаза и губы, что кажутся нарисованными; сюжет петляет и путает следы не хуже «Криминального чтива» (кстати, один из эпизодов «Города грехов» снят самим Квентином Тарантино). Если найти в себе силы, во время просмотра можно от души посмеяться, а вообще это очень грустное кино – о сумасшествии, расставании, смерти, несбывшихся желаниях и о людях, которые со всем этим живут. О нас, то есть.

«9 рота»

Это если вы хотите посмотреть отечественное кино, за которое не стыдно, несмотря на чреватую государственным патриотизмом тему и явственно небольшой бюджет. Конец афганской войны, бессмысленной и беспощадной; с самого начала понятно, что все умрут, поэтому всех жалко. В перспективе – 1990-е и Чечня, а в перерывах между стрельбой – обаятельные армейские шуточки, воспоминания о доме, плоские солдатские интриги и на удивление хорошая актерская игра молодых и пока не известных. Режиссер Федор Бондарчук появляется на экране во второй части фильма, блистает белозубой улыбкой и лысой головой, стреляет раскосыми глазами и зовется «Хохол» вопреки очевидному. Картина проходит по извилистой композиционной дорожке, уклоняясь от пафосных заявлений про мир во всем мире и не скатываясь в пропасть беспросветной чернухи; пожалуй, один из самых тактичных фильмов, посвященных бессмысленной и позорной войне.

«Сломанные цветы»

Джим Джармуш снял Билла Мюррэя в уже привычной для него роли Билла Мюррэя (см. «Кофе и сигареты»). Престарелый дон жуан вдруг узнает, что у него сын от неизвестной любовницы, и пускается на его поиски. «Сломанные цветы» - это фильм, в котором зритель все время чувствует себя идиотом, а это ощущение так редко в нашей жизни, что дорогого стоит на экране. Вот, восклицает зритель, я подметил тонкий режиссерский ход, обратил внимание на скрытую деталь! – а следующим кадром режиссер ему говорит: это не ты подметил, это я поставил тут жирный восклицательный знак, и на всякий случай еще один, чтобы ты, недоумок, уж точно не пропустил этой детали. Смотрите, смотрите, у нее розовый халат, потому что в начале фильма говорили про розовое! – восклицает зритель. Да, розовый, и вот на всякий случай еще розовый купальник, розовый телефон и розовая печатная машинка, - ворчит в ответ режиссер, - а то ведь ты, полудурок, и не заметишь, если тебя носом-то не ткнуть. В результате после титров зритель уходит элегантно униженным, а сокровенный авторский замысел так и остается сокровенным. Все-таки кинематограф – не игрушки, а способ со вкусом сломать голову над простыми загадками и остаться ни с чем. Как сама жизнь.

Ну и, разумеется, «Дневной дозор», который тоже нельзя не посмотреть, – хотя бы для того, чтобы понимать половину анекдотов, которые появятся в сети 2-го января. Впрочем, «Дневной дозор» - это уже, строго говоря, следующий год. Хотя у любителей пиратских копий есть шанс обмануть время и забежать вперед. И начать придумывать анекдоты.

См. также статьи о лучших фильмах года:

  • Юлия Идлис. И чашу горькую огня
  • Алена Карась. Игры нашего времени.
  • Юлия Идлис. Мунси и Манси в Манднрлае.
  • Анастасия Канторова. Фотография смерти
  • Юлия Идлис. Космос как космос
  • Леонид Клейн. Красота - это страшная сила.
  • Юлия Идлис. Звездная война миров
  • Юлия Идлис. Маленький мальчик на лифте катался
  • Елена Смолина. Забытый полк
  • Леонид Клейн. А был ли мальчик?
Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).