будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Культура
Вайнштейн Ольга

Диана в мехах: дилеммы экологического стиля.

Диана в мехах: дилеммы экологического стиля.
bol

Сейчас, когда информация об озоновых дырах и глобальном потеплении стала всеобщим достоянием, на наших глазах в моде складывается экологический стиль – дань сознательного отношения к природным ресурсам. Многие дизайнеры  задумались об экологически правильном стиле, однако разработать подобную одежду – не столь просто, поскольку ряд технологических процессов в индустрии моды – окраска тканей, плакирование металлических застежек и пуговиц – опирается на экологически вредные производства. Потребовались специальные научные программы, финансированные ведущими компаниями, чтобы разработать ряд новинок, многие из которых еще держатся в секрете.

Одной из первых выступила на этом поприще американская фирма «Esprit», которая еще в 1992 году представила на суд публики «Эколлекцию» (Ecollection), что сокращенно означает «Экологически корректная коллекция». В нее вошли майки, шорты, куртки и брюки из неотбеленного хлопка. Молнии были сделаны из нержавеющего металла - меди или латуни, а пуговицы – из орехов эквадорской слоновой пальмы или из дерева и расписаны вручную. «Эколлекция» была раскуплена с фантастической скоростью, несмотря на достаточно высокие цены: люди были готовы выложить немалые деньги, чтобы поддержать «зеленую» идеологию в одежде. Да и как было не раскошелиться - ведь в рекламном проспекте «Esprit» говорилось, что выручка пойдет на борьбу с загрязнением воздуха и на спасение амазонских лесов. 

Однако выбор экологически корректной одежды требовал не только финансовых издержек, но и эстетической переориентации. Так, заплатив 12 фунтов за летнюю майку с короткими рукавами из каталога «Друзья земли»,  покупатель получал по почте изделие грязно-бурого цвета, то бишь в естественных тонах неокрашенного хлопка, и должен был с гордостью носить его, выделяясь на фоне «необразованных» друзей в белоснежно-чистых футболках.
Другой активист экологической моды, датская компания «Новотекс» открыла линию по производству «хороших» (с точки зрения охраны природы) товаров: в названии опять кроется каламбур – good goods. «Новотекс» субсидирует плантации, где хлопок выращивают без дефолиантов и химических удобрений, собирают вручную и специально обрабатывают готовую материю без применения формальдегида так, чтобы хлопок не садился при стирке. «Новотекс» красит свою продукцию, зато потом все ядовитые отходы тщательно уничтожаются, что составляет непростую задачу: ведь крашение одной-единственной майки дает 75 граммов ядовитых отходов.

Другие фирмы, чтобы избавиться от этой проблемы, предпочитают сделать ставку на естественные красители. Но как раз здесь любителей природы поджидал неприятный парадокс: многие виды растений и насекомых из-за этого просто исчезали с лица земли. Известной компании «Levi’s» в свое время пришлось культивировать в Калифорнии дикие растения редких видов, чтобы получить специальные краски для своей джинсовой продукции.  А на Кавказе издавна добывали карминную краску для ковров из жучка кошенили, ныне уже почти истребленного, по крайней мере, в этих краях.

К счастью, в моде многое зависит не только от экономики, но и от общественного мнения, и иной раз исход дела может решить позиция влиятельных людей (предпочтительно наделенных некоторой властью или авторитетом). В 1911 году британская королева Мэри приказала снять со всех своих шляпок отделку из птичьих перьев перед официальным визитом в Индию, экспортировавшую тогда птичьи перья в Европу. А уже через 10 лет, в 1921 году, в английском парламенте после нескольких заходов приняли закон, запрещающий импорт перьев диких птиц. Общественное мнение к тому времени уже достаточно созрело, поскольку королева как законодательница вкусов уже вывела плюмаж из моды.

Подобные дилеммы экологического стиля привели к тому, что за последнее время стала резко меняться иерархия модных тканей. Синтетика, в 1960-е годы считавшаяся знаком прогресса (как романтично раньше звучали даже сами слова «полиэстр», «нейлон», «акрил»), сейчас нередко ассоциируется с бедностью или дурным вкусом. Зато для любителей экологии натуральные материалы оказались на вершине иерархии, и даже их недостатки стали восприниматься как достоинства. Практичные женщины издавна недолюбливали лен, потому что он легко мнется, однако в рамках экологического стиля эти свойства льна лишь подтверждают его аутентичность, и оттого ходить в мятых льняных костюмах – особый шик.  В Англии к тому же лен всегда котировался как элемент ретро-стиля благодаря историческим фильмам на колониальные темы, напоминая британцам о периоде имперского могущества и национального расцвета.

Еще один индикатор экологических настроений в обществе – активное использование вторичного сырья. Это может быть и лоскутное одеяло, пошитое в технике patchwork, из старых лоскутков, и свитера из переработанной шерсти, и бумага, произведенная из макулатуры. Так что если ваш западный друг как-нибудь пришлет вам письмо на сереньких шершавых листочках, не удивляйтесь: такая бумага была куплена сугубо по идеологическим соображениям и, кстати, наверняка стоила дороже обычной.

Таких экологически корректных бытовых вещей становится все больше. В специальных магазинах, торгующих «экологическими» товарами, продаются органические продукты, косметика, изготовленная без тестов на животных, приспособления для экономии воды и теплоэнергии.

В моде экологические настроения периодически дают о себе знать: дизайнер Стелла Маккартни, убежденная защитница животных,  подписывая контракт с Гуччи, специально оговорила, что не будет использовать в своих работах мех и натуральную кожу. У всех на слуху истории, когда активисты из партии зеленых опрыскивали из баллончиков натуральные шубы, безнаказанно нанося их «несознательным» владельцам немалый материальный ущерб. Но зато шубы из искусственного меха нарочито ярких ядовитых расцветок пользуются популярностью и вполне безопасны. В тех случаях, когда синтетика не маскируется под натуральный материал, а смело или даже утрированно преподносит свою сущность, у нее есть шанс удостоиться благосклонности ревнителей экологического стиля.

В силу тех же соображений экологический стиль вполне допускает одежду из синтетических материалов, если она «идейно» соответствует интересам зеленых: спортивному костюму или майке можно простить искусственность, если они украшены лозунгом или картинкой на темы спасения природы. А уж самый простой способ выход из положения – ставка на зеленые цвета в одежде или естественные тона земли, подражание окраске животных как своего рода наивная эмблематика.

Одна из последних новинок в этом направлении – возрождение моды на звериные мотивы в расцветке. Пятна леопарда, полоски зебры сейчас мелькают в коллекциях многих ведущих модельеров, причем эти узоры  можно видеть и в платьях, и на подкладках плащей, и в мебельной отделке, на сумочках и на туфлях. Женщина, использующая звериный орнамент в одежде, стилизует себя в игровом ключе под эдакую тигрицу или леопарда, что косвенно намекает на необузданную натуру и акцентирует эротичность образа. Мужчине в этой галантной игре отводится роль охотника на дикого зверя, отважного покорителя джунглей. Правда, история моды подсказывает и другие толкования: в 1920-1930-е годы, когда были популярны меха, дамы любили накидывать на плечи цельные шкурки с лапками, головой и стеклянными глазами. Напрашивающаяся ассоциация – амазонка, охотница с трофеем; не случайно в то время было популярно женское имя «Диана».

Вайнштейн Ольга
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).