Сейчас, когда информация об озоновых дырах и глобальном потеплении стала всеобщим достоянием, на наших глазах в моде складывается экологический стиль – дань сознательного отношения к природным ресурсам. Многие дизайнеры задумались об экологически правильном стиле, однако разработать подобную одежду – не столь просто, поскольку ряд технологических процессов в индустрии моды – окраска тканей, плакирование металлических застежек и пуговиц – опирается на экологически вредные производства. Потребовались специальные научные программы, финансированные ведущими компаниями, чтобы разработать ряд новинок, многие из которых еще держатся в секрете.
Одной из первых выступила на этом поприще американская фирма «Esprit», которая еще в 1992 году представила на суд публики «Эколлекцию» (Ecollection), что сокращенно означает «Экологически корректная коллекция». В нее вошли майки, шорты, куртки и брюки из неотбеленного хлопка. Молнии были сделаны из нержавеющего металла - меди или латуни, а пуговицы – из орехов эквадорской слоновой пальмы или из дерева и расписаны вручную. «Эколлекция» была раскуплена с фантастической скоростью, несмотря на достаточно высокие цены: люди были готовы выложить немалые деньги, чтобы поддержать «зеленую» идеологию в одежде. Да и как было не раскошелиться - ведь в рекламном проспекте «Esprit» говорилось, что выручка пойдет на борьбу с загрязнением воздуха и на спасение амазонских лесов.
Однако выбор экологически корректной одежды требовал не только финансовых издержек, но и эстетической переориентации. Так, заплатив 12 фунтов за летнюю майку с короткими рукавами из каталога «Друзья земли», покупатель получал по почте изделие грязно-бурого цвета, то бишь в естественных тонах неокрашенного хлопка, и должен был с гордостью носить его, выделяясь на фоне «необразованных» друзей в белоснежно-чистых футболках.
Другой активист экологической моды, датская компания «Новотекс» открыла линию по производству «хороших» (с точки зрения охраны природы) товаров: в названии опять кроется каламбур – good goods. «Новотекс» субсидирует плантации, где хлопок выращивают без дефолиантов и химических удобрений, собирают вручную и специально обрабатывают готовую материю без применения формальдегида так, чтобы хлопок не садился при стирке. «Новотекс» красит свою продукцию, зато потом все ядовитые отходы тщательно уничтожаются, что составляет непростую задачу: ведь крашение одной-единственной майки дает 75 граммов ядовитых отходов.
Другие фирмы, чтобы избавиться от этой проблемы, предпочитают сделать ставку на естественные красители. Но как раз здесь любителей природы поджидал неприятный парадокс: многие виды растений и насекомых из-за этого просто исчезали с лица земли. Известной компании «Levi’s» в свое время пришлось культивировать в Калифорнии дикие растения редких видов, чтобы получить специальные краски для своей джинсовой продукции. А на Кавказе издавна добывали карминную краску для ковров из жучка кошенили, ныне уже почти истребленного, по крайней мере, в этих краях.
К счастью, в моде многое зависит не только от экономики, но и от общественного мнения, и иной раз исход дела может решить позиция влиятельных людей (предпочтительно наделенных некоторой властью или авторитетом). В 1911 году британская королева Мэри приказала снять со всех своих шляпок отделку из птичьих перьев перед официальным визитом в Индию, экспортировавшую тогда птичьи перья в Европу. А уже через 10 лет, в 1921 году, в английском парламенте после нескольких заходов приняли закон, запрещающий импорт перьев диких птиц. Общественное мнение к тому времени уже достаточно созрело, поскольку королева как законодательница вкусов уже вывела плюмаж из моды.
Подобные дилеммы экологического стиля привели к тому, что за последнее время стала резко меняться иерархия модных тканей. Синтетика, в 1960-е годы считавшаяся знаком прогресса (как романтично раньше звучали даже сами слова «полиэстр», «нейлон», «акрил»), сейчас нередко ассоциируется с бедностью или дурным вкусом. Зато для любителей экологии натуральные материалы оказались на вершине иерархии, и даже их недостатки стали восприниматься как достоинства. Практичные женщины издавна недолюбливали лен, потому что он легко мнется, однако в рамках экологического стиля эти свойства льна лишь подтверждают его аутентичность, и оттого ходить в мятых льняных костюмах – особый шик. В Англии к тому же лен всегда котировался как элемент ретро-стиля благодаря историческим фильмам на колониальные темы, напоминая британцам о периоде имперского могущества и национального расцвета.
Еще один индикатор экологических настроений в обществе – активное использование вторичного сырья. Это может быть и лоскутное одеяло, пошитое в технике patchwork, из старых лоскутков, и свитера из переработанной шерсти, и бумага, произведенная из макулатуры. Так что если ваш западный друг как-нибудь пришлет вам письмо на сереньких шершавых листочках, не удивляйтесь: такая бумага была куплена сугубо по идеологическим соображениям и, кстати, наверняка стоила дороже обычной.
Таких экологически корректных бытовых вещей становится все больше. В специальных магазинах, торгующих «экологическими» товарами, продаются органические продукты, косметика, изготовленная без тестов на животных, приспособления для экономии воды и теплоэнергии.
В моде экологические настроения периодически дают о себе знать: дизайнер Стелла Маккартни, убежденная защитница животных, подписывая контракт с Гуччи, специально оговорила, что не будет использовать в своих работах мех и натуральную кожу. У всех на слуху истории, когда активисты из партии зеленых опрыскивали из баллончиков натуральные шубы, безнаказанно нанося их «несознательным» владельцам немалый материальный ущерб. Но зато шубы из искусственного меха нарочито ярких ядовитых расцветок пользуются популярностью и вполне безопасны. В тех случаях, когда синтетика не маскируется под натуральный материал, а смело или даже утрированно преподносит свою сущность, у нее есть шанс удостоиться благосклонности ревнителей экологического стиля.
В силу тех же соображений экологический стиль вполне допускает одежду из синтетических материалов, если она «идейно» соответствует интересам зеленых: спортивному костюму или майке можно простить искусственность, если они украшены лозунгом или картинкой на темы спасения природы. А уж самый простой способ выход из положения – ставка на зеленые цвета в одежде или естественные тона земли, подражание окраске животных как своего рода наивная эмблематика.
Одна из последних новинок в этом направлении – возрождение моды на звериные мотивы в расцветке. Пятна леопарда, полоски зебры сейчас мелькают в коллекциях многих ведущих модельеров, причем эти узоры можно видеть и в платьях, и на подкладках плащей, и в мебельной отделке, на сумочках и на туфлях. Женщина, использующая звериный орнамент в одежде, стилизует себя в игровом ключе под эдакую тигрицу или леопарда, что косвенно намекает на необузданную натуру и акцентирует эротичность образа. Мужчине в этой галантной игре отводится роль охотника на дикого зверя, отважного покорителя джунглей. Правда, история моды подсказывает и другие толкования: в 1920-1930-е годы, когда были популярны меха, дамы любили накидывать на плечи цельные шкурки с лапками, головой и стеклянными глазами. Напрашивающаяся ассоциация – амазонка, охотница с трофеем; не случайно в то время было популярно женское имя «Диана».