17-20 мая в московском Культурном центре «Дом» пройдет юбилейный, ХХ музыкальный фестиваль "Альтернатива". Впрочем, юбилей у него тоже альтернативный: фестиваль появился в 1988 году, просто в бурные перестроечные годы интерес к абсолютно «неправильной» музыке был так велик, что несколько лет фестиваль пришлось проводить дважды в год... Но эти времена давно ушли в прошлое. О нынешнем состоянии «Альтернативы» - в кавычках и без – Михаилу Визелю рассказывает координатор фестиваля Дмитрий Ухов.
Дмитрий Петрович, когда «Альтернатива» только начиналась, было понятно, альтернативой чему она была: груба говоря, Союзу композиторов и советскому официозу. Сейчас ситуация изменилась: в Большом зале консерватории выступают Альперин и Терри Райли, а во Дворце Молодежи – Джон Зорн и «Кронос-квартет». Альтернативой чему ваш фестиваль является сейчас?
Первые фестивали проходили со знаком вопроса («Альтернатива-?»), и этот знак вопроса означал сразу две вещи. Во-первых, организаторы (а это был не я, я «подхватил» фестиваль в 1993 году) сами не были уверены, альтернатива ли это. Ведь это название к тому времени закрепилось за так называемым «независимым роком». А во-вторых, никто не был уверен, что это долго продлится, отсюда и знак вопроса. Но говорить «Альтернатива» с вопросительной интонацией неудобно, и знак вопроса отпал. Так и осталось название, за которое я не несу ответственности. Впрочем, говорим же мы «красные чернила» и «розовое белье». Еще Карл Маркс говорил, что название нет смысла менять без необходимости.
Карл Маркс - это, конечно, веский аргумент. Но был другой персонаж, который говорил «как вы яхту назовете, так она и поплывет»...
Ну да, яхта и плывет как альтернатива. Нет такого общества, такой общественной страты, чтобы у нее в сознании не было альтернативы чему-то. Таков закон жизни – люди всегда ищут свое «другое». Всегда есть тезис, антитезис, и только тогда из них получается синтез. В данном случае можно говорить об альтернативе тому, что происходит в массовых коммуникациях – об известном разрыве между «витриной» и повседневной жизнью, между «телевизором» и столичной интеллектуальной элитой. Впрочем, не только столичной – как радиоведущий, я получаю письма со всей страны, а недавно, прямо на улице, по пути в «Дом» ко мне подошел музыкант из Петрозаводска и сказал, что без моих передач, без музыки, которую я ставлю, его собственной группы никогда бы не было. Речь шла о группе «Ва-Та-Га».
А как проходит «плавание» «Альтернативы» с экономической точки зрения ?
Были времена, когда на «Альтернативе» выступали симфонические оркестры и в зал Чайковского свозили семь роялей (государство перекладывали деньги из одного своего кармана в другой). Потом мы начали привлекать частных спонсоров, но здесь как раз и проявилось, насколько велик разрыв между богатыми и бедными – один из основных критериев демократического общества. «Альтернатива» существует, проходит не в подполье, о ней говорят, пишут – уже хорошо.
За постсоветские годы нас приучили к мысли, что с экономически самодостаточной является только коммерческая, попсовая музыка - в интервале от Дмитрия Хворостовского до Филиппа Киркорова. Меняется ли положение? Есть ли хотя бы какая-то динамика, положительная или отрицательная?
Динамика есть, но пик «положительности» уже пройден. И есть тенденция к спаду. А одна из причин этого – как раз и есть полное безразличие электронных СМИ.
Но согласитесь, что проводимые в рамках фестиваля концерты – всё-таки не для массового слушателя...
Я не претендую на стадионы, на большие залы. Хотя можно было позвать какую-нибудь альтернативную рок-звезду. Скажем, Майка Паттона (более известного как вокалиста прекратившей свое существование в 1998 году хэви-металлической группы «Faith No More» - М.В.) с шумовым проектом, - на него точно пришли бы металлисты.
Почти одновременно с «Альтернативой», 23 числа мая, в Москве выступает с самым радикальным своим проектом Painkiller Джон Зорн. Не было соблазна попытаться вписать его в рамки фестиваля?
Джон Зорн уже участвовал в «Альтернативе»
Это как?
В 2002 году в рамках фестиваля прошла европейская премьера нового сочинения Зорна для голоса и камерного оркестра - «Химеры».
Но без его личного участия.
Да, но тогда в послании фестивалю, которое привезла наш партнер из США Елена Дубинец, Зорн выражал надежду, что рано или поздно приедет сам. И вот, как видите, едет в Москву во второй раз.
Понимаете, в том, что касается участия «звезд», значимых не только для «узкого круга революционеров» - я не думаю над этим специально. Но если предоставляется такая возможность – почему бы и нет? Тем более что роли весьма переменчивы. Очень мало кто знает, например, что Арно Бабаджанян, автор первого советского твиста «Королева красоты», параллельно сочинял «Шесть картин», в которых ставил эксперимент по соединению авангардной (и не поддерживавшейся истеблишментом) додекафонии с фольклором. Или недавно подошел ко мне в музыкальном магазине парень, который когда-то, будучи студентом Консерватории, приезжал ко мне домой, потому что собирался – в те годы! - писать диплом по музыке Pink Floyd и King Crimson. Теперь он пишет музыку для телесериалов, но для себя по-прежнему предпочитает слушать совсем другую музыку. «Альтернатива», если угодно, обретает свое первоначальное значение – она становится альтернативой для профессионалов, объединяя авангарды разных жанров.
Значит, если в 80-е годы «Альтернатива» была альтернативой, грубо говоря, официозу, то теперь она стало альтернативой ремеслу? То есть тому, чем музыканты зарабатывают деньги?
Возьмите, например, Павла Карманова или Дмитрия Шумилова. Их будут оценивать не по тому, каковы их гонорары в Останкино, а по тому, как их исполнили на каком-нибудь малозаметном университетском фестивале. И таких людей достаточно много.
А как быть с Алексеем Айги ставшим любимым композитором офисных работников и вполне вполне вписавшимся в кинопроцесс именно со своим 4'33?
И слава Богу, что вписался! Пусть лучше впишется такой человек, имеющий представление, что такое альтернатива и авангард. Он заведомо более творческий, чем какой-нибудь попсовик. У него в голове «скамейка запасных» гораздо длинее, понимаете?
В этом году фестиваль завершится сочинением довольно известным и регулярно играемым - «Квартетом на конец времени» Оливье Мессиана. В чем изюминка именно этого исполнения?
Группа «Spooky Actions» всегда делает что-то, что до них казалось непредставимым в джазовом контексте. В прошлом году они играли у нас Антона Веберна, а теперь вот – Мессиана. У них всегда такие вещи – додекафонный джаз, как у Веберна, или джаз по системе Мессиана, которая еще более изощренная, чем додекафонная. Это настоящий парадокс – на музыку Мессиана, которая вся «написанная», у академического истеблишмента реакция сейчас однозначная: ну конечно же, гармонии Мессиана – это типично джазовые гармонии! А, с другой стороны, они же возмущаются – мол, у него ведь вся музыка, вся ритмика выверена до сотых долей секунды, как же можно здесь импровизировать? А так и можно! Сначала они играют аранжировку для своего состава - причем интересно, что для сочинения, написанного для четырех инструментов - скрипки, кларнета, виолончели и фортепьяно (и исполненного впервые в самых драматических условиях – в лагере для военнопленных, куда Мессиан попал в 1941 году и с трудом нашел там товарищей по несчастью, которые тоже были музыкантами), американскому квартету пришлось привлечь пианиста. И он превратился в квинтет. И – как в случае с Веберном – после каждой части они добавляют свои «комментарии».
Первая «Альтернатива», прошедшая в «Доме» (в 1999 году) имела девиз или подзаголовок: «музыка, исполняемая без участия губ и пальцев». Последние годы и губы, и пальцы, и голосовые связки активно используются. Какой девиз вы можете предложить сейчас?
«Альтернатива в реальном времени». Смысл тут вот какой: всё-таки это юбилей – ХХ фестиваль. И все участники хорошо известны слушателям. За одним исключением – польская флейтистка Эдита Фил, но это была принципиальная установка – напоминание о самых первых Альтернативах, когда новым было абсолютно все. Эдита Фил исполнит сочинения академических композиторов, раскрученных на Западе, но у нас практически не известных. К тому же она очень любопытно выстраивает свою программу: ищет фрагменты фильмов, которые по какому-то своему внутреннему ритму и ее собственным ощущениям должны соответствовать исполняемым ей сочинениям, и сначала показывает видео, а потом - играет.
То есть получается тоже такая альтернативная форма сосуществования кино и музыки!
Ну, получается так. Кстати говоря, Эдита Фил вышла замуж в Москве и больше времени теперь проводит здесь, чем на родине. Так что мы ее еще услышим.
Сейчас де-факто получается, что «Альтернатива» - это «обратная сторона» академической музыки и джаза. А возможно ли привлечение в дальнейшем «альтернатив» других жанров? Например, блюза, рока, или, не знаю, авторской песни?
Почему бы и нет? Такие вещи бывают. Другое дело, что на поверку чаще всего такие эксперименты оказываются чистейшей графоманией. Но попадается и кое-что интересное. Ведь «Альтернатива» - это всё, что - неформат, говоря, современным языком.
Фото - с сайта "Стенгазета".