будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 5, 2025
Культура
Кобринский Александр

«Дмитрий Александрович Пригов» как художественный проект

Поэта Пригова не было. Не было и художника, скульптора, организатора многочисленных перфомансов с такой фамилией. Человека Пригова тоже не было. Хочется перефразировать Хармса: «так что непонятно, о ком идет речь». Но это было бы неуместно. Потому что был Дмитрий Александрович Пригов. Именно так, с именем и отчеством. И пусть не смущает это тех, кому еще в детстве объяснили интеллигентные учителя или родители, что у поэта нет отчества, а называть его надо исключительно по имени и фамилии. Потому что Дмитрий Александрович Пригов – это, как он сам о себе говорил, целый проект, распространяющийся на все грани бытия. И поэт, и скульптор, и художник, и сам человек были лишь элементами целостного проекта – и, соответственно, вели себя так, чтобы эту целостность поддержать и сохранить.

Поэзия занимала в этом проекте действительно ключевую роль. Наверное, потому, что Д.А. Пригову выпала грандиозная удача, которая выпадает только настоящему поэту: он нашел свой собственный стиль, свою неповторимую манеру письма, по которой не одно десятилетие его опознавали с легкостью. «Приговский стиль» стал таким же фактом русской литературы, как «онегинская строфа».

Но мало кто знает, что обретение своего поэтического голоса одновременно стало актом самоотречения. К началу 1970-х годов, когда стал формироваться тот Д.А. Пригов, которого мы сейчас знаем, поэт уже больше 10 лет писал стихи – вполне традиционные и нельзя сказать, чтобы плохие:

Необъяснима жизнь цветка,
Растущего без задней мысли,
Без пистолета у виска –
Судьбу хоть бы на гран превысить.

Но только запылает ночь,
Иной расчерченная мерой,
Он от себя уходит прочь,
Что среди нас слывет химерой.

И все несметные пути
Становятся одною нитью,
И можно со спины зайти
Любому слову и событью.

Пригов родился в 1940 году, а эти стихи написаны в 1969-м. При всех видимых влияниях, из которых, очевиднее всего – Борис Пастернак, они достаточно самостоятельны, лишены видимых штампов, финал яркий и риторический выверенный. В 29 лет можно было продолжать дальше совершенствовать взгляд на мир, отшлифовывать стих, расширять кругозор – и так поступают 99,9% поэтов.

Пригов же кардинально ломает свой метод, отказываясь в принципе от традиционной поэзии, так что мы можем только гадать, каким бы он стал поэтом, продолжай он развиваться в направлении, заданном в своих стихах 1960-х годов. Отныне он больше не пытается нанизывать метафоры и метонимии, создавать лирические сюжеты, отказывается от любого намека на пафос. Он приговорил к уничтожению полтора десятилетия своей поэтической работы и начал с нуля, с сотворения принципиально новой поэтической системы.

Пригов рассказывал после, как совершился в нем этот перелом:

«Я писал тогда, как и все в те годы, — в духе Ахматовой, Пастернака и Мандельштама — такой общепоэтический компот. И все мучился над проблемой, что же такое может быть адекватной реализацией концептуализма и соц-арта в литературе. И однажды на даче я вдруг все понял. Такое вот озарение в духе романтических поэтов. Но что поделаешь, именно так и случилось. И тогда же написал стихотворение под названием «Сталин и девочка». Потом сразу другое — «Калинин и девочка». Потом — «Ворошилов и конь». И пошло. С этого момента я полностью осознал, что делаю и что должен делать».

Стихотворение «Сталин и девочка» действительно стало первым текстом «нового» Пригова:

В этой жизни растаковской
Что-то понял Маяковский,
Что-то понял и Желтовский,
И, конечно, Дунаевский –

Все мы живы не острасткой,
Все мы жили башней Спасской.
Кстати в этой башне Спасской
Сталин жил,
С трубочкой дружил…

Тогда-то он и создал себе новый имидж – поэта Дмитрия Александровича Пригова – с именем-отчеством, что воспроизводило советскую традицию полного именования вождей.

В полдневный зной в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я
Я! Я лежал – Пригов Дмитрий Александрович
Кровавая еще дымилась рана
По капле кровь сочилась – не его! не его! – моя!

«Поэта – далеко заводит речь», – писала Марина Цветаева. Иосиф Бродский любил и часто цитировал эту строчку в доказательство того, насколько поэт зависит от языка, являясь, по сути, его функцией. И Пригов нашел свое вдохновение и материал для творчества в той стихии, которая, казалось бы, была в принципе несовместимой с любым творчеством – в языке брежневской эпохи.

Люди, жившие в это время, либо смеялись над развешанными на каждом шагу лозунгами, над казенными бессмысленными штампами дикторов радио и телевидения, либо механически повторяли вызубренные с детства формулировки, не вдаваясь особо в их содержание. Пригову еще раз удалось подтвердить правоту известных ахматовских строк «Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи не ведая стыда». Он полностью подчинил себя стихии советской речи, сделал её язык своим языком.

Его поэзия возникала на стыке внутренней логики советских штампов и отстраняющего взгляда поэта, позволяющего этой логике развиваться до своих пределов и тем самым разрушать самою себя. Неожиданно оказалось, что для деконструкции советского художественно-идеологического штампа вовсе не обязателен взгляд извне, – достаточно обнажить его абсурдный характер.

Это обнажение происходит по-разному. Например, одним из излюбленных приемов Пригова стало дополнение хорошо известного и идеологически значимого в советской культуре текста элементами, казалось бы, того же стиля. Но штамп тем и отличается, что он – структура застывшая и мертвая, даже искренняя попытка его «улучшения» или развития немедленно приводит к его разрушению. В свое время это блестяще продемонстрировал один из литературных «отцов» Пригова – Даниил Хармс в рассказе «Рыцарь». Герой этого рассказа по имени Алексей Алексеевич нашел способ просить милостыню в первые послереволюционные годы:

«…Алексей Алексеевич сочинил революционную песню и, завидя на улице человека, способного, по мнению Алексея Алексеевича, подать милостыню, делал шаг вперед и, гордо, с достоинством, откинув назад голову, начинал петь:

«На баррикады
мы все пойдем!
За свободу
мы все покалечимся и умрем!»

И лихо, по-польски притопнув каблуком, Алексей Алексеевич протягивал шляпу и говорил: «Подайте милостыню, Христа ради». Это помогало, и Алексей Алексеевич редко оставался без пищи».

Вставка всего одного слова («покалечимся»), которое вроде бы не противоречит семантике текста, а в чем-то даже развивает его «сюжет», приводит к разрушению целостности стилистически узнаваемой конструкции «революционной» песни.

Примерно так же действует и Пригов в одном из самых известных своих стихотворений середины 1970-х годов – «Широка страна моя родная». Он полностью воспроизводит эту официозную песню, написанную в 1936 году В. Лебедевым-Кумачом и И. Дунаевским для фильма «Цирк», вставляя в нее бесконечные ряды «уточнений». Механизм деконструкции тот же самый – и он сходен с деконструкцией любого мифа, в котором каждый элемент сакрален и его изменение приводит к убийственным для мифа эстетическим и идеологическим результатам:

«Всюду жизнь привольна – без эксплуатации человека человеком, без национального, расового и религиозного гнета,
и широка
Словно Волга, Дон, Днепр, Днестр, Лена, Кама, Ока, Индигирка, Нева, Москва-река, Терек, Заравшан, Кура, Ангара, Сев. Двина, Нижняя и Верхняя Тунгуски, Обь, Иртыш, Витим, Алехма, Алдан, Истра, Нерль, Амур, Байкал, Гильменд, Амударья, Сырдарья и др.
течет,
Молодым – до 35 лет – везде – в университеты, институты, техникумы, профессиональные училища, вечерние школы и институты, аспирантуры, профессуры и т.д.
 у нас дорога,
Старикам – женщинам после 50, а мужчинам после 55 лет – везде у нас почет и бесплатные пенсии от 60 руб. и выше, вплоть до персональных пенсий для особо заслуживших большевиков, и все это, не считая бесплатного лечения, образования, низкой квартирной платы и платы за коммунальные услуги, и т.п.»

Чем дальше стихотворение, тем больше в него вводится «уточняющих подробностей», так что, в конце концов, возникают строчки длиной несколько страниц. Пятистопный хорей Лебедева-Кумача превратился в верлибр. В результате, возникла и стиховая новация – этот текст покойный стиховед Максим Шапир отметил как рекордный по длине строки в русской поэзии: в самой длинной из них – 429 фонетических слов.

Деконструкция одного советского штампа происходит за счет введения в него других советских штампов или же за счет введения в него авторского текста, который становится как бы комментарием для штампа. Этот навязший в зубах и стершийся идеологический штамп, реализованный в советском искусстве, стали именовать концептом, а направление, избравшее этот концепт для деконструкции, – концептуализмом. Пригов стал одним из первых русских поэтов-концептуалистов.

Избрав этот путь, Пригов потерял возможность состояться как поэт, творящий новую эстетическую реальность (а значит, – и вообще как поэт в понимании XIX века), но зато он открыл новый подход к работе с существующей реальностью второго порядка (если так определять искусство). Постмодернизм, одной из основных ветвей которого является концептуализм, исходит из того, что всё, что можно было сделать в искусстве, уже сделано, – и задача художника (поэта) – лишь переставлять по-разному те «кирпичики», которые уже однажды были задействованы в чужом творческом процессе.

В этой области Пригову удалось добиться, наверное, всего, чего ждут от поэта читатели и филологи. Вот он создает знаменитый образ «Милицанера», наверное, самый знаковый для его поэзии:

Когда здесь на посту стоит Милицанер
Ему до Внукова простор весь открывается
На Запад и Восток глядит Милицанер
И пустота за ними открывается
И Центр, где стоит Милицанер —
Взгляд на него отвсюду открывается
Отвсюду виден Милиционер
С Востока виден Милиционер
И с Юга виден Милиционер
И с моря виден Милиционер
И с неба виден Милиционер
И с-под земли...
Да он и не скрывается.

Приговский «милицанер» – это советский извод петербургского мифа о Медном Всаднике. Он находится в абсолютном центре Москвы, при этом его рост соответствует росту культурного героя – он сопоставим с высотой московских зданий, так, чтобы любой человек мог видеть его присутствие в своей жизни и знать, что он следит за ним, как следит за каждым Благодетель в романе Замятина «Мы» и Большой Брат в романе Оруэлла «1984». Цикл Пригова о «Милицанере» (не случайно и написание с заглавной буквы) – редкий пример сатирического изображения сущности тоталитарного мира.

Мало кто замечал, что московское пространство в этом стихотворении тоже оказывается деформированным. В свое время академик Владимир Топоров, сравнивая московский и петербургский текст, обратил внимание на то, что сущностную разницу в организации пространств этих городов может продемонстрировать мысленный эксперимент по определению количества наблюдателей, которые должны быть так расставлены на перекрестках города, чтобы в совокупности просматривать все его улицы. Москва по площади превышает Санкт-Петербург примерно в 1,8 раза, но наблюдателей в Москве потребуется во много раз больше – из-за неплоского рельефа. Пригов фактически превращает московское пространство в петербургское, поскольку именно последнее наиболее удобно для пресловутого наблюдающего взгляда, пронизывающего насквозь улицы, проспекты, дома…

Создание образа, который стал фактически эмблемой приговского творчества, было важной вехой в его поэтической эволюции. Следующим достижением Пригова стало создание лирического героя, который до него был лишь у Николая Олейникова, а в прозе – у Михаила Зощенко. Это – представитель городских низов, чуждый культуре, но зато овладевший грамотой и пытающийся высказываться. Именно о таких людях в свое время сказал Маяковский:

Улица корчится безъязыкая -
Ей нечем кричать и разговаривать.

У Зощенко эти люди впервые заговорили в литературе своим языком в прозе (до этого писатели вкладывали в уста подобных персонажей либо стилизованную псевдонародную речь, либо вполне литературную – посмотрите, как разговаривают босяки и воры в пьесе Горького «На дне»), а у Олейникова – впервые в стихах. Но если их персонажи овладели только грамотой, то у Пригова они хорошо знают и политграмоту, которой им постоянно промывали головы советское радио, телевидение, газеты… И герои Пригова заговорили языком советских СМИ.

Возникло серьезное противоречие: советский концепт предполагает небольшой словарный запас, его не хватает на стихотворение. И лирический герой Пригова поступает так же, как советские СМИ: начинает бессмысленно варьировать одни и те же штампованные конструкции, причем создается впечатление, что язык как бы путается в создаваемых конструкциях:

Вот избран новый Президент
Соединенных Штатов
Поруган старый Президент
Соединенных Штатов
А нам-то что
– ну, Президент
Ну, Съединенных Штатов
А интересно все ж
– Прездент
Соединенных Штатов.

Фонетическое письмо в последних строчках передает эту усталость, которая от языка словно передается артикуляционному аппарату.

Вот умер Мао – председатель
Народа своего родитель
И за другие все радетель
За гробом йдет китайц-рыдатель

Он мыслит Мао-председателя
Почти что как земли родителя
Почти что до небес радетеля
Почти ни капли что рыдателя

А Мао щас идет рыдателем
Идет к небесным он родителям
За псмертную судьбы радетелем
И на смех разве – председателем…

Создал Пригов и собственную стиховую конструкцию – каким бы размером ни писалось стихотворение, оно завершалось короткой (как правило, вдвое короче, чем остальные), чаще всего – безразмерной строкой, ярко диссонирующей с предыдущими и создающей остановленного разбега, когда лирическому герою уже больше совершенно нечего сказать – и он резко прерывает текст.

Петор Первый как злодей
Своего сыночечка
Посреди России всей
Мучил что есть мочи сам

Тот терпел, терпел, терпел
И в краю березовом
Через двести страшных лет
Павликом Морозовым
Отмстил

Разумеется, такой метод давал возможность писать стихи в неимоверных количествах. Даже в начале творческого пути Пригов уделял большое внимание количественным показателям. Позже он так вспоминал об этом:

«Когда я только начинал писать стихи, в 1960-х, я решил, что надо написать тысячу, чтобы понять, что это такое и стоит ли этим заниматься. Я писал в большой амбарной книге, написал в ней где-то стихотворений семьсот и потом ее где-то забыл. И у меня была проблема – включать ли потерянное в тысячу или заново тысячу писать. Тогда я написал новую тысячу».

Но после перелома, происшедшего с ним в 1970-е годы, эти числа, внушающие ужас любому ценителю поэзии, превратились в ничтожные. Незадолго до смерти поэт сообщил в интервью, что написал в общей сложности уже более 35 тысяч стихотворений, но собирался написать еще несколько тысяч. Не успел…

К стихам своим он относился как к части общего проекта «Дмитрий Александрович Пригов», реализовав давнюю идею полного стирания границы между жизнью и искусством. Он хоронил свои стихи в спичечных коробках и консервных банках, раздавал их друзьям и знакомым. Его называли графоманом, – вкладывая в это слово ругательное значение, но ведь оно характеризует только способ и производительность творчество, а никак не его качество. То, что писал Пригов, не могло и не должно было оцениваться, как произведения любого другого поэта, его стихотворения не существовали поодиночке, они должны были восприниматься в целостности, как огромный саморазвивающийся организм. Непрерывное продуцирование текстов было одним из неотъемлемых признаком развития этого организма.

Поэзия Пригова во многом возникла из страстного неприятия пафоса. Разумеется, речь идет о пафосе советском, но постепенно это распространилось на любой пафос. Средства борьбы с ним известны: ирония, гротеск, риторика, – и их Пригов применял постоянно. Но в начале 1990-х годов за этой иронией вдруг неожиданно проглянуло пророчество собственной смерти, которое свойственно поэтам:

Прости меня, я умираю
Врачи мне вырезали печень
И съели
И следом мозг - чтоб мыслить нечем
Было
Тоже съели
Мне это показалось раем
Поначалу
Все перестало вдруг вертеться
Повисло тихое! Но сердце
Сердце! сердце! сердце!
Бедное!
Все страдает…

Д.А. Пригов скончался в ночь на 16 июля 2007 года от последствий обширного инфаркта.

Остался узнаваемый «приговский» стиль, остались его знаковые персонажи. Осталось его место в литературе.

Обсудить статью

См. также:

  • Михаил Арсенин. Читайте Пригова
  • Андрей Зорин. Памяти Дмитрия Александровича Пригова
  • Лекция Дмитрия Александровича Пригова. Культура: зоны выживания
  • 104 колонки Дмитрия Александровича Пригова на "Полит.ру"
  • Как Дмитрий Александрович Пригов в гости памятник Пушкина приглашал. Интервью
Кобринский Александр
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).