будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Культура
Кучерская Майя

Доктор-бедняга

Самое банальное и бессмысленное, чем можно было бы заняться – сравнивать текст романа и фильм. Это задачка с готовым ответом. И ответ еще до премьеры  артикулировал сам автор сценария, Юрий Арабов, перед которым стояла действительно трудно выполнимая задача по превращению пастернаковского кружева в видеоряд. «Я надеюсь, что зритель после фильма обратится к книге и поймет, насколько роман лучше сценария», - смиренно отметил сценарист.

Сравнивать работу Александра Прошкина с фильмом  Дэвида Лина сорокалетней давности – тоже абсурдно: 1965 год – не 2006-й, Америка не Россия, сериал не фильм, Прошкин не Лин.

А потому взглянем на фильм как на продукт самоценный, посмотрим на то, что в нем все-таки есть. 

Главный и довольно лобовой ход, использованный создателями фильма - привлечение к участию в фильме "звезд". Однако вместо радости встречи со знакомыми лицами, ощущаешь лишь болезненный укол разочарования. Да, наверное, Чулпан Хаматова и Олег Меньшиков – очень хорошие актеры. Но для чего, кроме как для рейтинга, они нужны в фильме – мучительно непонятно.

Непонятно даже не потому что рыжая - вся провокация, вся огонь! -  Хаматова мало совпадает с образом пастернаковской белокурой Лары, героини, которая женственность и гибкость (у актрисы, безусловно, присутствующие) соединяет с тонкой одухотворенностью и слышит внутреннюю музыку - этого Хаматовой передать не удалось. Мучительно не только потому, что романтическая экспрессия молодого Юрия Живаго у Олега Меньшикова отчего-то оборачивается вполне пионерской по духу резвостью и прыгучестью. Но в первую очередь потому что за выбором двух предельно востребованных сегодня актеров, снимавшихся в каждом втором нашумевшем фильме или сериале (Олега Янковского это касается в меньшей степени), видится страх и лень.

Страх не собрать достаточного числа зрителей. Лень пойти и поискать молодые, свежие лица – в театральных вузах, например, которые, нет сомнений, набиты и Ларами, и Живагами, и всеми, кого пожелает душа. И ведь именно такова давно оправдавшая себя практика во всем мире: сериал – не самое удачное место для сияния звездного состава, сериал - стартовая площадка для неизвестных, молодых и талантливых актеров. Вспомним, кстати, того же Петра Фоменко, который поставил на молодость и неизвестность, и одержал над зрительскими сердцами триумфальную победу.  

Обеспечивать же рейтинг, очевидно, должен не Меньшиков, а имя Бориса Леонидовича, сам его величественный роман, скандал с Нобелевской премией, о котором все, хоть краем уха, а слышали - наконец, замечательная книга Дмитрия Быкова о поэте, недавно вышедшая в «ЖЗЛ». Но создатели фильма в магическое имя Пастернака, похоже, не верят, обреченно рассчитывая на народ, который «Пастернака не читал».

Поверх голов этого  массового зрителя, зрителя, делающего рейтинг, Прошкин устало подмигивает тем, «кто понимает»: участие Лары в большевистской манифестации – прямая цитата классического эпизода из фильма «Новые времена». Герой Чаплина точно также невольно оказывается вовлечен в демонстрацию и даже встает в главе колонн демонстрантов. Цитата – отчетливый знак отношения режиссера к роману, как к тяжкой обязаловке, которую ладно уж, можно заучить наизусть и экранизировать, но при этом исподтишка не показать надоедливой училке язык – себя не уважать.

Равнодушная прилежность проглядывает и в интерьерах: все вроде бы правильно – лестницы, люстры, наборный паркет –  нет только воздуха. Но как известно, один костюмчик играть не будет.  Можно как угодно относиться к «Гарпастуму» Германа-младшего, картине, запечатлевшей примерно ту же эпоху, одного у нее не отнять – фильм Германа пронизан изменчивым и болезнетворным ароматом, ароматом времени.

Специалисту по потрясениям империи (об этом и «Холодное леть 53-го», и «Русский бунт»), а теперь и ее краху, Александру Прошкину ни духа истории, ни духа Пастернака, передать не удалось. Добавлять, что не удалось «пока»,  «в первой серии» - лукавство. Трудно себе представить, почему в остальных сериях всё должно измениться к лучшему. А значит, тем, кто Пастернака уже читал, смотреть фильм нет резона. А те, кто не читал, о романе из фильма все равно не узнают.

"Меня не  возмущают те, кому больше по вкусу кабацкая музыка. Другой они и не знают. Меня возмущает содержатель кабака. Не выношу, когда уродуют людей".  Антуан де Сент-Экзюпери.

 

См. также о фильме "Доктор Живаго":  

Александр Прошкин: "С текстом романа мы обошлись варварски"

Евгений Пастернак: "На мой взгляд достойной экранизации романа пока не появилось"

Юрий Арабов: Роман лучше сценария

Кучерская Майя
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).