Суть технологии, которая появилась в 2004 году и получила название «подкастинг», довольно проста. Сводится она к нехитрому способу доставки mp3 и других звуковых файлов на компьютер слушателя при помощи так называемых «закладок» (RSS-синдикации). То есть установленная программа отыскивает обновления на тех сайтах, где вы оставили закладку, и автоматически закачивает новые звуковые файлы (которые, как правило, снабжены информацией об авторе, дате выхода, теме передачи и так далее), если таковые имеются.
"Да это же радио будущего!" - запели футурологи. "Демократические СМИ", - подтянулись ветераны интернета. Подкастеры и их первые слушатели начали тут же активно придумывать рациональное обоснование: дескать, не фигней занимаемся, а сами выбираем то, что нам слушать. Даром что выбирать приходится из домашних рецептов, гаражного музицирования и заунывных юмористических программ. Зато слушаем тогда, когда нам удобно. Выходит, что всего лишь изменившийся способ доставки в разы повысил ценность и привлекательность содержимого распространяемых файлов? История подкаста доказывает – именно так оно и есть.
Спустя некоторое время поддержка пришла со стороны фирмы Apple, которая выпустила новую версию своей музыкальной программы iTunes 4.9 со специальной подкастинговой директорией. Другими словами, появилась возможность загружать подкасты напрямую через собственную музыкальную программу и даже, зайдя в он-лайновый магазин, получить краткое описание той или иной передачи. Помимо рецептов шоколадных печений и новостей о собачьих кормах, появлялись действительно широкие возможности - ежедневно получать новости Диснейленда, слухи о новых продуктах фирмы Apple и бизнес-обзоры Wall Street Journal. «Раз Apple в это ввязался – значит, за подкастингом в самом деле будущее», - завращали глазами представители прогрессивной части человечества. Редакция New Oxford American Dictionary, насторожившись по поводу шумихи вокруг незнакомого термина, признала «подкаст» словом года. Мир воспрянул и построился в очередь за тем, без чего быть «подкастером» смешно и стыдно - плеером iPod.
Само слово «Podcasting» содержит в себе часть названия Аpple’овского плеера, а популярность этого феномена непосредственным и очевидным образом сказалась на невероятном уровне продаж iPod последнего квартала 2005 года (вплоть до того, что в декабре магазины Apple по всему миру не смогли обеспечить спрос на новые модели плееров этой марки). Любая статья о «твоем личном радиошоу» всегда есть еще и косвенная реклама, и именно поэтому только-только появившийся подкастинг самим Apple был превращен в тренд, так или иначе ассоциирующийся с плеером. Причина повсеместного распространения подкастинга заключается еще и в том, что создать его не представляет особого труда. Для этого необходимо скачать бесплатную программу для записи голоса, раздобыть микрофон, записаться и сохранить небольшой файл (как правило, не превышающий 10-15 мегабайт). Выложить его можно на персональной странице или же на сайте, предлагающем бесплатный хостинг. Таком, например, как Russian Podcasting.
Создал его радио- и телеведущий Василий Стрельников, а все записи, размещенные здесь, имеют собственную позицию в рейтинге, из которого можно составить некоторый портрет слушателя подкастов. Сейчас, например, верхнюю строчку занимает шоу «Сиськи-письки», в котором, подражая дуэту Бачинского и Стиллавина, громко ржут, лихо матерятся и тяжеловесно шутят двое его ведущих. Какая-никакая интрига у них все-таки рождается: своими остротами соведущие иногда умудряются ставить в тупик даже друг друга, а ты ждешь – выкрутятся или нет? Ведущая другой программы на Russian Podcasting – «Кресло-кровать» - безбожно кривляясь, отвечает на вопросы, которые оставляют ее слушатели на форуме. На месте «Писек», я бы серьезно подумал, не пригласить ли «Кресло-кровать» в свой эфир в качестве звезды. Как минимум, ею она себя уже чувствует, а там можно было бы и с названием поиграть…
Подкаст Василия Стрельникова, основателя всего этого движения, представляет собою получасовое радио-шоу, смонтированное из его собственной речи, музыкальных и голосовых сэмплов, записанных реплик других подкастов. И интересно здесь то, что формат подкаста в исполнении профессионального ведущего – это все то же стандартное радио-шоу, однако распространяемое новым способом. Довольно свободное, разумеется, в выборе тем, но не предлагающее никакого нового формата, и даже включение реплик других подкастеров фактически повторяет модель общения в студии со слушателями и гостями.
Есть и другой тип подкастов, с нетривиальной идеей, положенной в основу. Одну из таких недавно реализовали студенты-искусствоведы нью-йоркского колледжа. Они открыли в сети блог, с которого можно загрузить бесплатные аудио-гиды по музею современного искусства (MoMA). Другим пришло в голову записывать городские экскурсии для путешествующих в наушниках. Третьим - выкладывать в формате видео-подкаста американские мультфильмы 30-х годов. Среди русскоязычных подкастов ничего похожего пока что нет, хотя, вспоминая гидов Третьяковкой галереи, понимаешь, что у нас бы это, пожалуй, прижилось. Хотя тут можно предложить принципиально новую схему: поскольку подкаст должен, как и любой другой радио-эфир, периодически обновляться, то не начать ли еженедельный выпуск разных версий экскурсии по залам Третьяковки – экстремальную (с остановкой у репинского «Ивана Грозного и сына его Ивана»), лирическую (тут, пожалуй, акцент стоит сместить на Серова) и, бонусом, для юных держателей iPod’ов, хэви-мэтл экскурсию (верещагинский «Апофеоз войны», озвученный группой «Ария»).
Громкие технологические разработки и маркетинговые схемы всегда предлагают ряд новых удобств или упрощение уже существующих нововведений. Так, например, звуковая связь Skype сделала бесплатными международные и любые другие голосовые переговоры. Практично? Еще как. Или взять для примера недавно отрывшуюся в том же iTunes Music Store продажу серий телевизионных фильмов. Если вдуматься, довольно толковое предложение для тех, кто слегка зомбирован этим делом: не успел, допустим, посмотреть новую серию фильма «Lost», а охота, что просто сил нет; пожалуйста – заплати пару долларов и наслаждайся. А вот с подкастингом дело обстоит иначе.
Последние полгода я много раз пробовал стать постоянным подписчиком подкастов – ухмылялся злобным отзывам корреспондентов газеты Village Voice в адрес политики Буша-младшего, прислушивался к объяснениям аналитиков солидных журналов, которые объясняли рост котировок акций Google, и тому подобное – но, как правило, двух-трех передач мне было достаточно, чтобы отписаться от подкаста. В качестве оперативных новостей они уступали обычным информационным радио-эфирам и лентам интернет-порталов, лицензионную музыку вписывать в подкасты, по понятным причинам, запрещено, а полезные советы Микки Мауса пусть слушает Дональд Дак. Однако развитие подкастинга совершенно не совпало с моим собственным разочарованием: наоборот, популярность этого явления растет с какой-то совершенно невиданной скоростью, а отходы журналистской, экономической, музыкальной, кинематографической, и любой другой формы жизнедеятельности все чаще переводятся в звуковые форматы.
То, что все более возрастающий спрос на цифровые плеры подогревает интерес к подкастингу, очевидно, поскольку каждый новый владелец будет стараться использовать все предусмотренные функции. Но скажется ли падение спроса на плееры на судьбе этого феномена - куда более любопытный вопрос. И, кажется, имеющий некоторые основания.