будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Леонид Костюков
Май 12, 2025
Культура

Два молодых человека в метро

Два молодых человека в метро
lk98

Танцуй, пока молодой

Юноша с круглым лицом и приподнятыми бровями слушает музыку в своих наушниках и приплясывает в неслышный для нас такт. Ну, конечно, не дает в вагоне гопака, но двигается вполне акцентировано.

Наполненность вагона средняя, идеальная для этого маленького шоу. Зрителей много, но большинство сидит. Двигаться никто не мешает. Всем хорошо видно.

Большинство пассажиров – молодежь. Никто не раздражается. Всем смешно.

Девушка тихо хохочет. Спутник тихо улыбается, держа ее за руку. Два серьезных брутальных типа в темных очках посмеиваются, теряя серьезность. Гастарбайтер с востока обменивается веселыми взглядами… чуть не написал – со скинхедом, нет, просто с другими нормальными людьми. Осматривая других, юные путешественники иногда заглядывают и мне в глаза – смешно ли дядьке?

Дядьке смешно.

Девушка снимает танец на мобильный телефон.

До сих пор я видел подобные сцены в кино, и хороши они были только в условных жанрах.  В мюзиклах, например, или в индийских фильмах. Мне и в голову не приходило, что такое может быть в московском метро, без фальши, без напряжения.

Юноша в наушниках не работал на публику, просто танцевал. Слушал музыку и ей соответствовал. Нельзя, однако, сказать, что он погрузился в публичное одиночество, а потом очнулся – и в ужасе обнаружил себя в метро, среди смеющихся рож. Нет, он просто танцевал в вагоне, как читают в вагоне, а потом спокойно вышел на своей станции. И по платформе шел чуть приплясывая, но не теряя темпа.

Еще станцию мы ехали с немосковскими выражениями лиц. Потом лично я вышел. Обрел подобающую ситуации деловую суровость и побрел по своим делам.

Самиздат ХХI века

Там и сям – книжки в мягких обложках. Передо мной, метрах в двух,  молодой человек читает стопочку листов А4. Распечатку с принтера. Обыкновенно это лекции или отчеты.

Возрастная дальнозоркость позволяет мне выловить на его листе отдельные слова. Имена – поскольку они с большой буквы. Лева Шулепников, Глебов…

Трифонов, «Дом на набережной».

Отчего-то это меня изумляет. (Конечно, приятно изумляет – но сперва изумляет, а потом уже приятно).

Если вдуматься – молодой человек читает одну из лучших повестей, написанных на его языке в ХХ веке. Удивило бы нас, если бы аналогичный юноша в нью-йоркской подземке читал «Над пропастью во ржи» или «Зиму тревоги нашей»? Нет, не удивило бы. Удивило бы, наверное, если бы американский читатель не достал эти книги в первом попавшемся книжном и вынужден был бы насиловать принтер.

Вид на отечественную прозу второй половины ХХ века со стороны стеллажей того же «Библио-глобуса»  - тема для отдельной статьи. Не лирического эссе, а жесткой аналитики.

Вернемся к молодому человеку с распечаткой Трифонова в метро.

Возникают вопросы, которые в нормальной ситуации возникать не должны. Например: откуда он узнал о Трифонове? Вряд ли в школе, скорее, от родителей. То есть от людей моего поколения.

Как мы читали «Дом на набережной»? Точно не в книжке – в СССР Трифонова было не достать. И не в фотокопиях – в фотокопиях мы читали других авторов. Трифонова мы (уж извините) воровали из библиотек в журнальных публикациях, оплачивали в десятикратном, кажется, размере и передавали из рук в руки. Насколько я помню, это была «Дружба Народов».

Одно стихотворение моего друга и по совместительству замечательного поэта Дмитрия Веденяпина начинается такой строкой:

Конечно, плохо, даже очень, но

Что именно «но» - уже в следующей строке.

По-моему, это один из важных камертонов настоящего времени. Расшифровка чего-то, неуловимо звенящего в воздухе. То есть у нас нет поводов для оптимизма. Но иногда находятся поводы для надежды.

Например, молодой человек, читающий в метро «Дом на набережной» Юрия Трифонова.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).