будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура
Вишневецкая Юлия

Два зека и синематека

Пуиг М. Поцелуй женщины-паука / Пер. с исп. А. Ильинского. – Москва: Иностранка, Б.С.Г. Пресс, 2003. - 318 с.

Как нетрудно догадаться, инфернально-бульварный заголовок – не более чем ироническая приманка для плебса. “Женщина-паук” по сюжету оказывается мужчиной-геем, а аргентинский писатель Пуиг, известный в России в основном как эпигон Борхеса и Кортасара, – вполне самостоятельной литературной личностью.

Сочетая стилистическую технику латиноамериканских классиков с собственным опытом написания киносценариев, Пуиг, похоже, изобретает литературный жанр: его можно было бы называть “новой экфразой”. В древнегреческой литературе экфраза – это описание произведений пластического искусства, чаще всего тех, которые автор в глаза не видел, а то и вовсе вымышленных, как, например, щит Ахилла в “Илиаде”. У Пуига вместо изваяний и картин – кино: в тюремной камере заключенный, припоминая мельчайшие детали и домысливая забытое, пересказывает соседу фильмы своего детства, популярные триллеры и мелодрамы сороковых-пятидесятых годов. Ни одного из этих фильмов на самом деле не существовало, но были похожие: так, например, пафосная нацистская агитка о любви немецкого офицера и певицы отсылает к фильму 1942 года “Большая любовь” и лентам Лени Рифеншталь. Невообразимые экзотические перипетии, романтичные до пародийности, переплетаются с воспоминаниями и чувствами стареющего педераста. На самом деле, он подсадная утка; его задача – разговорить соседа, члена радикальной левой группировки. Но вместо этого гомосексуалист теряет голову и влюбляется – получилась своеобразная инверсия истории о Шахерезаде. Таким образом, роман – о соблазне: духовном, словесном, телесном и политическом. И главной его жертвой, разумеется, должен стать читатель, позволяющий себе бескорыстно погружаться в псевдокинематографические материи, которые не имеют ни информативной ценности, ни самостоятельного смысла, да еще постоянно перемежаются разговорами о политике. Кроме того, 1001 ночь аргентинской тюрьмы почему-то сопровождается занудным, но познавательным научным трактатом о гомосексуализме, напечатанным мелким шрифтом внизу страницы. Трактат описывает различные версии гомосексуализма, апеллирует к Фрейду и Маркузе и является, с точки зрения литературного замысла, элементом, безусловно, совершенно лишним: типичная барочная маргиналия, необходимая автору просто потому, что это латиноамериканский роман.

Забавно, что кинопаразитизм Пуига оказался, в свою очередь, действительно плотодворен для кинематографа: в 1985 году по роману был снят фильм с Уильямом Хёртом в главной роли, и несуществующие картины все-таки попали на большой экран.

Вишневецкая Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).