будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Эдвардианский рокайль зла

Эдвардианский рокайль зла
kirill_kobrin_98

Константин Вагинов мог отдать часть своей короткой жизни, чтобы заполучить эту книгу. Конечно, у него был мизерный шанс наткнуться на нее на букинистических развалах послереволюционного Петро-Ленинграда – все-таки маленький тираж «Подснежников из сада викария», изданных тайком во Франции, не пропал полностью, что-то дожило аж до 1986 года, когда книгу переиздали. Но даже, попадись она Вагинову, ничего, кроме счастья коллекционера причудливостей, ему было бы не испытать; читая по-французски, на древнегреческом, на латыни и, видимо, на итальянском, английского наш гений не разумел. Этот язык вообще не был тогда в ходу в компании стареющих юношей, обитавшей в бывшей столице империи – не Чуковского же просить переложить сие непристойное сочинение на русский. Забавно и страшно представить себе автора «Айболита», возвещающего молодым Вагинову, Бахтину, Егунову и компании следующее: «звонкий шлепок моего мальчишеского пузика о ее шелудивый венерин холмик возвестил о том, что я воспользовался недосмотром, в котором она раскаялась очень скоро». Нет, такое невозможно.

            Так что проще вообразить себе эту книгу среди сокровищ не самого Вагинова, а безумных вагиновских коллекционеров, ротиковых, котиковых и проч. А потом – либо после их неминуемого ареста, либо во время блокады - возмутительное издание запросто могло оказаться во втором ряду солидного книжного шкафа просвещенного партийного бонзы или даже энкэвэдэшного шакала с культурными запросами, затем -- перейти по наследству благодарным потомкам, которые уже вполне легально учили английский в школе, чтобы вечером, запершись в своей комнате, вооружиться словарем Мюллера (или, скажем, Ахмановой) и по складам изучать на малознакомом наречии чудовищные сексуальные приключения некоего Архиепископа, мерзавца, шутника, богохульника и серийного развратника.

            Но и такой сюжет представляется нам весьма маловероятным, а потому довольствуемся следующим: издательство Kolonna только что выпустило входивший в состав «Подснежников» крошечный роман (повесть, длинную назидательную новеллу) знаменитого сатаниста, любимца поп-культурных героев семидесятых, безудержного графомана и пройдохи Алистера Кроули. Книга называется по-русски «Развратный роман», что представляется возможным вариантом оригинального заглавия The Nameless Novel (можно было бы перевести и «отвратительный», или даже «гнусный»). Впрочем, пусть будет роман «развратный», а не «гнусный», в конце концов, черт с ним! – а Черт уж на самом деле с ним, чего тут скрывать… Безудержные непристойности Кроули элегантно и сочно переложил на русский Валерий Нугатов; действительно, отличная работа, думаю, Вагинов остался бы доволен. Впрочем, жанр моей еженедельной колонки – вовсе не рецензия, отчего от описания книги перейдем к общему рассуждению по ее поводу.

            «Развратный роман» - забавная смесь де Сада, Рабле и английского позднего романтизма. Скелет книги – десадовский, жесткий, почти негнущийся: 11 глав с прологом представляют собой последовательное описание оргий (гетеро- и гомосексуальных, с привлечением практически всех любимых «божественным маркизом» жанров: копрофагия, педофилия, зоофилия, некрофилия, инцест -- и, конечно же, тот, что получил от маркиза свое имя, садизм). Оргии перемежаются монологами и диалогами, носящими издевательски псевдоученый характер. Однако, на самом деле, у де Сада Кроули позаимствовал лишь чисто формальный принцип (оргия-беседа-оргия), к этому можно добавить разве что его (тщетное) стремление перещеголять всех как в крайней, чудовищной непристойности происходящего, так и бесстрастном тоне описания -- стремление, впервые явленное в известной нам западной литературе де Садом. На этом сходство кончается и начинаются несовпадения; причем, это не только разница авторских талантов, но и различие культурно-исторических эпох. Де Сад – порождение и завершение века Просвещения; он довел до края, до логического конца рационализм просветителей, сделав из него окончательные и бесповоротные выводы о человеческой натуре и обществе. Цепочки совокупляющихся тел, которые де Сад выстраивает в оргиастических сценах – это воплощенные в плоть и кровь (в наслаждающуюся и страдающую плоть и льющуюся рекой кровь) логические построения авторов «Энциклопедии»; автор «Ста дней Содома» математичен не менее Д'Аламбера и столь же склонен к процедуре философской редукции, как и Руссо. Недаром XX век понял, что именно де Сад был настоящим отцом Французской революции; в конце концов, подобно королю Лиру, маркиз стал жертвой собственного отпрыска. Более десятка лет в психушке в Шарантоне – это не шутка, честное слово.

            Кроули написал «Развратный роман» в 1904 году, в те времена, когда от поклонения Разуму не осталось и следа. Соответственно, и величие замысла у него начисто отсутствует. Де Сад сотрясал устои общества вообще, он раскачивал мироздание неслыханными ранее гимнами цинизму (который в его трактовке и есть редуцированный до предела Разум). Цель Кроули скромна – и это несмотря на то, что именно он основывал собственные мистические ордена и даже сочинил «Свод священных книг Телемы». В «Развратном романе» устои сотрясаются – но это викторианские устои, протестантские правила жизни джентльменов в клетчатых панталонах, нужда ханжества, возведенная в добродетель морали. В этой книге присутствуют и королева Виктория, и король Эдуард, и много кто еще. Есть даже искушение прописать это творение Кроули по разряду «социальной критики», но этому мешает форсированный (довольно натужный) аристократизм автора и его презрение к низшим классам – и здесь он снова почтительный ученик де Сада.

            В общем, цель Кроули была скромна – оскорбить господствующую в его время мораль и монархические чувства. И это ему удалось, учитывая дальнейшую судьбу «Развратного романа». К тому же, одним из двух главных героев возмутительного сочинения выбран репортер газетенки, под которой подразумевается «Дейли Мейл». Вот эта сиюминутная сатира на общество, неуместная у шарантонского узника, и разъедает десадовский скелет «Развратного романа». Де Сад странным образом превращается в Честертона – эта честертоновская бойкость, склонность к невероятным происшествиям больше всего выдают нам в Кроули позднего романтика времен «бель эпок»; местами он просто завирается, как автор рассказов об отце Брауне. И это тоже неслучайно – Гилберт Кит Честертон, католик, знаменитый апологет христианства оказывается стилистически близок оккультисту, знаменитому апологету сатанизма Алистеру Кроули. Кстати говоря, Честертон всего на год старше Кроули. Несмотря на популярность одного и другого в семидесятых годах прошлого века (Кроули – в англоязычном поп-мире, Честертона – в интеллигентских столичных кругах Москвы), оба остались намертво замурованными в общей для них эпохе рубежа XIX и XX столетий. В этом-то вся их прелесть.

            Можно любить артефакты и тексты прошлого за то, что они «современны», «актуальны» сегодня. Можно – но, положа руку на сердце, это дурной вкус, моветон мышления. Все истинно прекрасное ничему современному не созвучно, оно замкнуто в себе, почти не проницаемо, оно представляет для потомка новое знание, а не подтверждение уже известного ему старого. Это -- опыт другого, и не следует оскорблять его намеками на то, что все на все похоже, что афинянин V века до н.э., француз времен Регентства, викторианец и москвич эпохи позднего Лужкова малоразличимы. Различимы и еще как. Вообще мало чего общего. И вот для того, чтобы избежать пошлой тавтологии, стоит пристальнее вглядываться в вещи, замурованные в своем времени, в рокайли на теневых сторонах зданий чужих культур и других времен.

См. также другие тексты автора:

  • Столпы общества
  • Из жизни беглецов
  • Kissing an Evil
  • Намек на надежду
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).