будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура
Биргер Лиза

Еще раз о мужском климаксе

Еще раз о мужском климаксе
krum-006

В сорок лет он возвращается домой. К матери, чьи надежды он разрушил. К другу, который болен и скучен и в жизни занят одним лишь вопросом: «когда делать гимнастику, утром или вечером?». К женщине, у которой большой зад и черные усики над верхней губой, которая любит его, но он не может полюбить в ответ. В сорок лет еще чего-то желающий, уже проигравший, он возвращается домой и на что-то рассчитывает. И сразу было понятно, что возвращаться было нельзя, и не возвращаться – тоже, потому что теперь уже идти некуда и бежать поздно, и весь паршивый остаток жизни надо будет прожить до конца, и ничего не изменить.

Имя главного героя пьесы Ханоха Левина, постановку которой в режиссуре Кшиштофа Варликовского привозили в Центр им. Мейерхольда 9 и 10 декабря – Крум. Может, говорящая фамилия с хитроумным переводом, а по звуку так просто хруст, с которым жизнь перемалывает человека: “крум, крум, крум”.   Его история только притворяется историей блудного сына, вернувшегося домой. На самом деле, это история человека, у которого никогда не было дома. С жестокостью патологоанатома режиссер раскрывает перед зрителем все секреты мужского кризиса среднего возраста.  И главная трагедия  этого кризиса – трагедия невозможности самого главного возвращения – возвращения в утробу матери.

“Мама, - кричит главный герой с видеоэкрана в самом начале спектакля – не умирай, встань, будь всесильна, как была в детстве”. И когда затем он появляется в черных очках и тарантиновской шляпе, блестящий, как на параде, ты уже заранее знаешь финал. Четкая мизансцена – глубоко беременная баба на пляже делает дыхательную гимнастику, умирающий рядом с ней глубоко вдыхает воздух. И, наверное, ему кажется, что он  - внутри, в животе, и обо всем остальном, включая дыхание и питание, позаботится мама.  Точно так же, перед операцией он как к материнской груди присасывается к медсестре. Все однако обман – мать выбрасывает тебя, подхватывает – жена, мужчина безвольно болтается между ними, пока они решают свои дела. “Одна тебя выплюнула, а другая – заглотила” – возмущается Крум. Его главная достижение – он так и не женился. Взял свою судьбу на себя. Не был счастлив.

Спектакль “Крум” Кшиштофа Варликовского Москву надрессовали ждать как нового театрального слова.  Ей обещали польский театр. делящий с немецким знамя театрального авангарда, с одной из самых передовых ее фигур. Обещали историю самопознания, открывающую психологическому театру дорогу на объединение с игровым. Ей обещали чуда - однако с первых сцен оказалось, что никакого чуда не произойдет. На ломаном паркете застывают, словно испорченные куклы, людские фигуры, на видеоэкране стремительно опережает себя время, улица бежит в режиме быстрой промотки и тихо работают вентиляторы, как будто разгоняя сгущающуюся тоску. Но тоска не разгоняется, а оседает тяжелым конденсатом на бархатных театральных креслах и вентиляторных лопастях. Режиссерская идея проста: жизнь утомительна, женщины – отвратительные раскрашенные куклы, мерзкие бабы с именем “жопа”, а за пляжем, затмевая заход солнца, манит красивой далекой светской жизнью отель “Хилтон”, и все-таки, ничего не сделав, очень страшно умирать.

Впрочем, спектакль Варликовского хорош не экзистенциальной философией и не нагнетанием трагедии, и не документацией мужских страхов и кризисов, от которых, напротив, большая часть зрителей с удовольствием сбежала бы в буфет. Он хорош, во-первых, четкостью и удивительной яркостью проставленных мизансцен, большей частью чудовищных, но иногда неожиданно прекрасных: хороши уже женщины-куклы, и застывающая посреди сцены еврейская мамаша со всем мировым страданием на лице и коротенькими белыми ножками, и отвратительная и чудесная сцена, когда две пары сидят в баре и встречаются с прекрасной женщиной, ради которой мужчины готовы ползать по полу, разыскивая потеряную ей пуговицу, и “диким” итальянским мужчиной,  навстречу которому женщины призывно и томно выставляют груди. И об эту сладкую жизнь разбиваются все мечты о нормальной жизни. Еще одна трагедия мужчины – он всегда мечтает о лучшем и всегда имеет то, что имеет. Сплошные, черт возьми, мужские трагедии.

И во-вторых: спектакль Варликовского, который Москва только один раз могла увидеть на этих выходных в Центре им. Мейерхольда хорош тем, что говорит о вещах, о которых не говорят. О том, что бабы-суки, мужчины несчастны и жизнь не имеет никакого смысла. Причем настолько прямо это сказано, что уж не отвертеться, не закрыть уши и не сделать вид, что все это время ты смотрел про что-то совершенно иное. Это даже не психологизм, а где-то на  уровне трепанации черепа. Даже удивительно, с какой смелостью театр повернулся к зрителю этой самой “дупой”, которую на русский язык не осмелились перевести, и заставил три часа глядеть в нее с пристальным, но болезненным вниманием.  Режиссерским страданиям, конечно, не позавидуешь, но воплощением отчего же не восхититься?

Биргер Лиза
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).