будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Культура
Гронский Александр

Если б мы не были смертны, мы бы не занимались искусством

Если б мы не были смертны, мы бы не занимались искусством
norshtein

 На международном фестиваля анимационного кино «КРОК» в Нижнем Новгороде корреспонденту «Полит.ру» удалось побеседовать с почетным президентом фестиваля, Народным артистом России, кинорежиссером Юрием Норштейном. Беседовал и фотографировал Александр Гронский 

- Как Вы думаете, какие перспективы у российского анимационного кино?

 - За редким исключением - не самые радужные. В основном это кино будет послушно нашим властям. Оно абсолютно безразлично к жизни, к происходящим событиям. Целью такого кино является исключительно заработок, поскольку сегодня без этого вообще не запускается ни один фильм. Чиновники изобрели унизительную для художника систему тендеров, где главное поменьше затратить и побольше заработать. Никто не произносит слово «искусство», я уж не говорю про слово «культура». О нем вообще забыли.

- Назовите кинопроизведение, которое в последнее время поразило ваше воображение?

 - Боюсь, что это было слишком давно. Были хорошие фильмы на студии «Пилот» - «Гора самоцветов», «Колыбельная мира» - на очень высоком художественном уровне! Но, кто их видел? Поэтому, к сожалению, они погоду не делают.

- Вы считаете, что потребительское отношение власти к культуре разрушает российское анимационное кино?

- Оно разрушает общество, делая его циничным. Анимационное кино – это просто один из факторов. Обыденный цинизм разрушает потребность у человека мыслить, культивирует совершенно другие ценности. К сожалению, понятие сопереживания в искусстве уже давно исчезло, хотя без него человек не в состоянии полноценно воспринимать искусство, и как следствие – адекватно воспринимать жизнь.

- Как же быть?

- Не знаю… Надо просто говорить властям открытым текстом, что они невежественные люди, а общество без просвещения и культуры обречено стать обществом дикарей.

- Вы имеете возможность об этом говорить?

- Да, я говорю об этом часто, но это ничего не меняет, поскольку закрыта обратная связь. Они – наверху - выключили слух и не хотят ничего слышать. В этом проявляется цинизм не только по отношению к мультипликации - она занимает не так много места в культуре - гораздо хуже, когда не хотят слышать о таких важных вещах, как градостроительство, экология и общественное благо. Они хотят делать только то, что приносит им деньги прямо сейчас и отделяет от общества. В нашей стране властью распоряжаются некультурные люди. Это я могу сказать абсолютно открыто. Культурный человек не будет совершать неприличных поступков, разрушать, истреблять тот же самый несчастный химкинский лес. Поэтому они делают все, чтобы в структуру власти не смог проникнуть никто из порядочных людей, придумывают разные фокусы с выборами, чтобы как можно дольше усидеть у кормушки.

- Во все времена настоящее искусство делалось не благодаря благодеяниям власти, а исключительно вопреки ее желанию задушить все живое. Еще со времен СССР. Насколько это актуально сегодня?

- Это правило относится не только к нашей стране. Поэтому не надо все грехи валить только на большевиков. Настоящее искусство всегда создавалось «вопреки». Бывают совпадения, когда состояние общества, его понимание исторического момента точно совпадает с пониманием ситуации художника. Тогда и появляются шедевры. Но это очень редкие случаи. Вы не задумывались, почему нам так нравятся песни военной поры? Откуда у них такая удивительно проникновенная гармония музыки и текстов? Наверное, потому что состояние общества и состояние творцов – были единым целым. Поэтому произошел такой невероятный творческий взрыв, и появились на свет незабываемые шедевры.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Я работаю над тем, чтобы, прежде всего, заработать денег. Это я делаю для того чтобы закончить свой фильм «Шинель»… Чтобы при этом мне никто не мешал... Чтобы я закрылся и на дверях повесил табличку: Норштейна нет. Ушел на фронт. Все.

- Скажите, а каково живется классику в современности?

- Кого вы имеете в виду?

- Вас.

- Ко мне это не относится. Не дай Бог. Но вообще, человеку, который не хочет встроиться в сегодняшнюю рифму – это очень трудно. С одной стороны – приходится пускать в себя многие проблемы страны и разрушать себя этим. Но с другой стороны – живется легко, потому что внутри себя - я ощущаю свободным.

- Вы имеете возможность реализовывать свои замыслы?

- Сейчас, как режиссер, я имею возможность работать только потому, что нам удалось заработать немного денег на издании моей книги.

- Получается, что Вы – режиссер с мировым именем – не можете заработать в нашей стране на своем кино и зарабатываете на книгах?

- Да, поскольку я не имею никаких прав на свои кинопроизведения, на них зарабатывают другие. Государство обязано регулировать эти вопросы и защищать интересы интеллектуальных собственников, иначе ни о каком дальнейшем развитии не может идти речи. Разве это трудно? Часть денег от проката должна принадлежать творцам, как это происходит во всем цивилизованном мире, чтобы мы могли спокойно работать.

- Настоящее искусство всегда дает надежду. На что Вы надеетесь?

- Надеюсь на молодых. На детей. Надеюсь, что в этом обезумевшем мире их начнут учить вниманию ко всему живому. Дети должны быть погружены не только в искусство, но и в природу, в человеческую психологию. Они должны понимать, что у них есть родители. Что родители – смертны. Что они сами - тоже смертны. Это по-настоящему воспитывает личность. Если б мы не были смертны, мы бы не занимались искусством. А зачем? Нас бы тогда ничего не интересовало. Какие могут быть проблемы, какие конфликты, если б человек жил вечно? Только искусство расширяет границы человеческого существования и наполняет его смыслом.

Гронский Александр
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).