будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Культура
Змеул Александр

Фабрики - искусству!

Фабрики - искусству!
fabr

В столице открылся Московский форум художественных инициатив. Под инициативами здесь понимают различные художественные проекты и культурные начинания. В этом году форум проходит на трех площадках, бывших прежде производственными помещениями,  – в выставочном зале «Новый Манеж», культурном центре «АРТСтрелка» и в пространстве «ПROЕКТ_FAБRИКА». Так что главным экспонатом-«инициативой» форума можно считать сами экспозиционные пространства, отвоевавшие территорию у промышленных объектов.

Трансформация отслуживших свое производственных зданий – явление, возникшее в Европе и Америке еще в 60-е годы, когда устаревшие производства либо закрывались, либо переезжали за город, при этом оставляя после себя великолепные здания. Опустевшие заводы и фабрики наполнялись новой жизнью: жильем, ресторанами, магазинами, музеями, галереями, офисами. В постиндустриальную эпоху перепрофилировали не только отдельные здания, но и целые районы и даже города. Трансформация по-российски, начавшаяся в 90-е годы, имела свою специфику – из бывших заводов получались сплошные офисы или торговые комплексы не самого высокого разряда, но другие варианты трансформации не рассматривались как низкоприбыльные.


Первым «окультуренным» промышленным объектом стала московская электростанция, превращенная в выставочный зал «Новый Манеж».  К моменту, когда в здании в Георгиевском переулке начали «переформатирование», в нем помещался гараж бывшего Госплана. Архитектурная стратегия трансформации была типична для первой половины 90-х – заказчик (а именно - московская мэрия) хотел, чтобы, с одной стороны, все было исторично, с другой – модно. В итоге получился лубочный теремок, увенчанный золотыми флажками, со стерильным евроремонтным интерьером с опять же золотыми поручнями и хрустальными люстрами. То, что здание построено в 1888 году, догадаться невозможно - ничто не напоминает о производственном прошлом «Нового Манежа».

Выставочный зал появился «высочайшим повелением» московского начальства, по его воле организуются в «Новом Манеже» и выставки. Конечно, мэрия не формирует выставочную стратегию зала, но вот в календарный план выставок вмешаться может запросто. Поэтому арендовать зал заранее практически невозможно – ведь всегда может возникнуть какая-нибудь непредвиденная, но политически значимая экспозиция. В общем, выставочный зал «Новый Манеж» создавали не для того, чтобы там проходили выставки вроде Московского форума художественных инициатив с его малопонятными «проектами», «инсталляциями» и «объектами». И как удается Форуму быть уже десять лет подряд под патронатом московских властей – загадка.

Самое удивительное, что открывшееся почти через 10 лет новое здание Государственного центра современного искусства, «Завод», строилось по той же схеме. И пусть в «Заводе» ГЦСИ, в отличие от «Нового Манежа», сохранена индустриальная эстетика, и пусть там показывают «правильное» актуальное искусство, и пусть его делал замечательный архитектор Михаил Хазанов, но здание создавалось так, будто и не было прошедших десяти с лишним лет. Проект на 100 процентов финансировался  государством, только на этот раз деньги были не московские, а федеральные.


Почти одновременно с новым зданием ГЦСИ появились еще две территории современного искусства - культурный центр «АРТСтрелка» и выставочное пространство «ПROЕКТ_FAБRИКА». Стратегии создания этих двух институций отличаются, хотя их объединяет то, что это инициатива активных арт-менеджеров, поддержанная владельцами фабрик, на которых и обосновалось современное искусство.

Первой, в сентябре прошлого года, появилась «АРТСтрелка», она заняла бывшие гаражи – мастерские кондитерской фабрики «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной. Два активных арт-деятеля – успешный художник Владимир Дубосарский (один из тандема Виноградов – Дубосарский) и куратор Ольга Лопухова, являвшаяся сокуратором российского павильона на последней Венецианской биеннале, - договорились с руководством фабрики о том, что гаражи будут выведены, а затраты на их вывод и обустройство на новом месте «отобьются» за счет аренды.

«АРТСтрелка» - это живой организм, где одни галереи исчезают, другие меняют формат, сейчас здесь действует более десятка галерей разного направления. Это, прежде всего, галереи, работающие с актуальным искусством (XL- project, галерея Лизы Плавинской, «АРТСтрелка projects», площадка Клуба коллекционеров современного искусства и др.), галерея фотографии Reflex, галерея светового дизайна Виктора Фрейденберга, бутик James, галерея авторской мебели Ильи Пиганова. Каждая галерея оплачивает аренду  самостоятельно, а Владимир Дубосарский и Ольга Лопухова осуществляют общее администрирование. При этом важным им видится присутствие на "Стрелке" галерей, работающих на стыке искусства, дизайна, fashion’a. 20 июля на «АРТСтрелке» отпразднует свой 50 день рождения коллекционер трэш-моды Александр Петлюра, а с 30 июля все галереи культурного центра в рамках Форума художественных инициатив представят свои проекты.


По мнению Ольги Лопуховой, «для «Красного Октября» «АРТСтрелка» - это скорее имиджевый, чем финансовый проект». Она знает, что говорит: тандем Лопухова – Дубосарский руководил сверхпопулярным фестивалем современного искусства «АРТКлязьма», в течение последних трех лет ежегодно проходившего на территории бывшего профсоюзного пансионата «Клязьминское водохранилище». Сейчас огромная территория постепенно превращается в фешенебельный курорт с яхт-клубом, гольф-полями, коттеджами, пляжем. Таким образом, фестиваль с его десятками работ, мощной рекламой работал на «место»; в свою очередь «место» работало на современное искусство.

Но если на Клязьме интересы арт-менеджеров и владельцев территории совпали, то в случае с островом, кажется, нет. Устроители «АРТСтрелки» видят западную оконечность острова московским южным Манхэттеном, где культура стала «мотором» реновации целого района, московские же власти видят остров банальным скоплением дорогого жилья, магазинов и развлекательных центров.  Реновация острова должна осуществляться кавалерийским наскоком – почти все предполагается снести, а из исторических промышленных зданий оставить небольшое музейное производство «Красного Октября». Но инвестор для этого проекта не найден, и в ближайшие года два «АРТСтрелка» продолжит свое функционирование. Правда, результаты пока скромные – например, галереей «АРТСтрелка projects» за полгода было продано пять работ, одну из которых купил Зураб Церетели для Московского музея современного искусства.

"ПROЕКТ_FAБRИКА" – это еще одна экспансия искусства на промышленную территорию. «Фабрика» разместилась в одном из корпусов фабрики технических бумаг (ФТБ) «Октябрь» на Бакунинской улице, расположенной на востоке Москвы за Третьим транспортным кольцом. Одним из инициаторов этого проекта стала сама фабрика, бесплатно предоставившая помещение, за  художественную политику "ПROЕКТ_FAБRИКА" отвечает Елена Куприна – владелица успешной галереи «Е.К. Арт Бюро», - за художественное качество – художник и дизайнер Сергей Мироненко. Он же создал и внутреннее пространство "ПROЕКТ_FAБRИКА" - стены бывшего цеха выкрашены в галерейный белый цвет. Однако от этого помещение не перестает быть похожим на цех, тем более что следы от еще недавно стоявших станков отчетливо видны на полу. Да и в остальных цехах продолжает действовать производство.
 «Фабрика» называется не выставочным пространством или культурным центром, а «проектом». Конечно, это эфемерное слово может обозначать все что угодно, и первая ассоциация – со знаменитой «Фабрикой» Энди Уорхолла. В случае с "ПROЕКТ_FAБRИКА" -  под "проектом" также можно понимать эксперимент. По словам Елены Куприной, здесь будет обкатываться новая модель функционирования культурной институции. Сейчас формируется попечительский совет, который займется управлением и стратегией развития этого пространства. Цель создания попечительского совета в том числе и в привлечении дополнительных источников финансирования.


В отличие от «Арт-Стрелки», "ПROЕКТ_FAБRИКА" задумывается как долгоиграющая история. По мнению Куприной, «развивать "ПROЕКТ_FAБRИКА" не имеет смысла, если проект не рассчитан на 5-7 лет». И хотя пока попечительский совет не создан, но место уже стало модным – например, здесь проходили вечеринки "АРТ МОСКВЫ" и" АРХ МОСКВЫ". "ПROЕКТ_FAБRИКА" продвигает свой бренд также и за счет участия в больших и качественных проектах – Первой московской биеннале современного искусства и фестивале «Мода и стиль в фотографии». В рамках Форума художественных инициатив представлены видеоинсталляция «Прогулки по Венеции» и фотосерия «Пешком по радуге. Лежебоки на острове Бурано». Оба проекта посвящены недавно прошедшей Венецианской биеннале современного искусства.


Кроме советских по способу создания выставочного зала «Новый Манеж» и «Завода» Государственного центра современного искусства, романтическо-утопической «АРТСтрелки» и технологичного "ПROЕКТ_FAБRИКА" в Москве можно наблюдать и иные стратегии перепрофилирования отслуживших фабрик и заводов под «культурные» нужды. Так, один из цехов завода им. Орджоникидзе приспособлен под шоу De La Guarda, а на на бывшей текстильной фабрике «Красная Роза» обосновался центр дизайна Art Play. В нем разместились офисы дизайн-студий и архитектурных бюро, мебельный магазин, два кафе, а с недавнего времени появилось и выставочное пространство. Причем оба проекта - и De La Guarda, и Art Play - коммерчески успешны.

На фото: бывший цех фабрики "Октябрь" превращен в выставочное пространство.

Фото Игната Данильцева.

Змеул Александр
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).