В свое время Зельда Фицджеральд язвительно отозвалась о книге мужа: «Господин Фицджеральд вполне одобряет плагиат; его плагиат начинается у него дома».
Обвинения в плагиате в последнее время обрушиваются на любое успешное предприятие. Притом норовят урвать кусочек свои же. Вот написал Дэн Браун по мотивам некоей книги другую, так мы только рады. А вот продал Дэн Браун энное количество копий – давайте откроем на него дело, а проиграв, подадим на апелляцию. Ибо надо делиться. Кто там великий завещал?
Та же история с «Пиратами Карибского моря». Пока сиквел не стал претендовать на титул самого кассового фильма всех времен и народов, никто и в ус не дул. А как вышла вторая часть на экраны, так сразу как стервятники налетели. И где, скажите на милость, Ройс Мэтью был раньше?
«Море волнуется раз»
На мой взгляд, успех второй части «Пиратов Карибского моря» несколько притянут за уши. Более всего фильм похож на сборную солянку: тут и старые проверенные трюки, и новые проверенные технологии, звезды экрана выступают в паре со звездами грима и компьютерной графики, а что до сумбурности сценария, так это ж кто и когда внимание обращал.
Увы, в этом всегда заключается проблема построения сиквелов. Первая часть вроде испытания на прочность (чтобы не терять морскую тематику, можно сказать, судно спускают на воду) – примет публика ее или нет. «Пираты Карибского моря: Проклятье Черной Жемчужины», вышедшие на экраны 13 июля 2003 г., мир покорили, потопив все кино-галеоны и награбив из карманов честных зрителей 305 миллионов долларов (654 миллионов в мировом прокате). После чего вторая часть ставит множество вопросов и заставляет армию поклонников в нетерпении ждать третьей, которая обрушивает ответы как ушат воды. На этом эпопея обычно заканчивается, если, конечно, не решат снимать приквел. И логично, что второй и третий фильмы чаще всего намного хуже первого – вспомните ту же «Матрицу»!
Избежать этой ловушки сумел, пожалуй, разве что Джордж Лукас, сняв каждую часть изначальной трилогии «Звездных войн» как независимый фильм. В приквеле, правда, уже не получилось – потому и с фанатской точки зрения, несмотря на все финансовые аргументы в виде лучших кассовых сборов первого уикэнда, вторая трилогия уступает первой (или какая там из них «первая»?)
Зато создатели «Пиратов» (по сути, все той же вечной истории плаща и шпаги, что и сага о рыцарях-джедаях), решили не рисковать. В «Сундуке мертвеца» задано столько вопросов, что под конец фильма уже устаешь. Тут тебе и расстроенная свадьба, когда жениха прямо из-под венца уводят на войну (в тюрьму), и история переодетой невесты, отправляющейся на его поиски, и встреча сына с блудным отцом, и игра в почти кентервильское приведение с платьем, и морские легенды о страшных чудищах и проклятых кораблях, и туземцы-людоеды, и морская ведьма, и бывший благородный влюбленный, оказывающийся карьеристом и предателем, и несчастная любовь самого морского дьявола. В результате сюжетная линия мечется, будто стрелка-компаса Джека-Воробья: то ли романтическая драма, то ли комедия ошибок, то ли приключенческий роман, то ли сплошная мистика. Короче, постмодернизм в действии.
Слово – не Воробей
Сценаристы Терри Россио и Тед Эллиотт оправдываются, что изначально никакого продолжения не планировалось. Первая часть закончилась счастливой любовью Элизабет и Уилла, - недаром сказки никогда не идут дальше. А дальше, когда с коммерческой точки зрения потребовалось историю продолжить, несчастным «писакам» пришлось воплотить в жизнь совет Алены Апиной, кажется: «я его слепила из того, что было». Что ж, по крайней мере, по части мифов и легенд Карибского моря сценаристы оказались вполне подкованными. Отсюда амбициозный размах: по их собственному признанию, они хотели создать мир, сопоставимый со вселенной «Властелина колец» или «Гарри Поттера». К несчастью, получился захолустный Диснейлэнд, особенно в том, что касается деревянного колеса, на котором герои ведут дуэль, катясь через джунгли.
Даже попытка ввести проблематику морального выбора, на котором так настаивает Элизабет (в русском варианте упорно повторялась фраза «ты добряк») с отсылкой к «Острову сокровищ» Стивенсона и дилеммой Джима Хоукинса о том, хороший человек Джон Сильвер или нет, делу мало помогла. Проще говоря, перемудрили. Впрочем, третья часть будет еще более "от лукавого". Сценаристы обещались воплотить в Джеке Воробье и его чудом воскресшем старпоме Барбоссе извечное противостояние богов. Интересно, на какой стороне окажется сам Джек? Видно не только для нас, обычных зрителей, «Пираты» - кино развлекательное.
В целом же в фильме хороши только актеры: Джонни Депп, от которого все в страхе ожидали, что он вытворит что-нибудь эдакое, Орландо Блум, вернувшийся к рыцарским трюкам времен Леголаса, за которые он нам и полюбился, и многочисленные рыбоголовые последователи то ли Дэви Джонса, то ли Г.Ф. Лавкрафта. Почти мультипликационное действие разворачивается на палубе дьявольского корабля. До этого таких монстров можно было увидеть разве что у Бертона в «Мертвой невесте» - впрочем, кажется, именно в мультфильмах и комиксах гримеры и черпали вдохновение. А иначе откуда взяться голове-раковине, которую сносят с плеч и благополучно забывают на острове? Кстати, не знаю, как вам, а мне так вырастающее из нее ракообразное чем-то неуловимо напомнило паучка из «Ночного дозора».
На золотом сундуке сидели…
Над компанией Disney в этом году определенно сияет счастливая звезда. И «Тачки» принесли неплохие «бабки», и «Пираты Карибского моря: сундук мертвеца» за первые десять дней проката собрали 258 миллионов долларов, что является абсолютным рекордом, далеко отбросившим даже третий эпизод «Звездных войн» (236 миллионов за 10 дней). Конечно, с момента первого уик-энда сборы упали на 54%, что, однако, вполне вписывается в общую картину лета. В конце концов, до этого такое же падение с высот пришлось испытать и «Коду да Винчи» (56%), и «Возвращению супермена» (59%), и «Людям Икс-3» (67%). В целом же, «Пираты-2» уже заняли 34 место в длинном списке американских блокбастеров, исходя из кассовых сборов. То-то еще будет.
Может быть, поэтому американский сценарист Ройс Мэтью именно сейчас предъявил иск киностудии Disney, обвинив создателей фильма в плагиате. Мол-де, была у него история о пиратском судне, на котором настоящая чертовщина творится, и называлось оно так же – «Черная жемчужина». Впрочем, его претензии относятся, скорей, к первой части «Пиратов», однако выдвинул он их на редкость вовремя, – чтобы получить как можно большую прибыль. Мэтью требует возмещения ущерба, а также запрета на дальнейший прокат фильма; однако по большому счету, создается впечатление, что он кривит душой. Как раз прокат для него очень важен – в конце концов, если его притязания окажутся оправданными, на определенный процент от этого проката он будет иметь права. А кто же убивает курицу, несущую золотые яйца? Разу уж первую часть он неизвестно каким образом «пропустил», Мэтью требует снять с проката именно вторую, разумно полагая, что с проката ее никто не снимет, но компенсация с доходов именно второй части будет ощутимо больше – брать, так по полной!