будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура
Фрумкина Ревекка

«Формально правильно…»

«Формально правильно…»
98_frumkina

Недавно случилось мне ознакомиться с содержанием образовательного стандарта по истории для нашей средней школы. Я испытала при этом две противоположные эмоции: чувство собственного невежества – а я, как никак, обладаю солидным корпусом знаний, положенных гуманитарию, обитающему в наших палестинах; и – одновременно – чувство, близкое к гордости за то, что мне внятно нечто более существенное для понимания истории страны, где я живу, нежели требования госстандарта (не к ночи будь помянут).

Да простят меня составители этого документа, равно как и преподаватели истории – я не склонна считать их ни невеждами, ни, тем паче, злоумышленниками. Но школьники не только не могут выучить это – на мой взгляд, они и не должны.

Они должны знать другое.

А главное – они должны понимать другое.

На уроках истории по-прежнему знанием считаются факты и даты, заученные как таковые, а вовсе не ради понимания причинно-следственных связей, как вы по наивности могли бы подумать. Русскую историю XIX века школьники представляют себе в лучшем случае как фон для истории русской литературы. В худшем – в качестве «истории» XIX века им известны три даты: 1812, 1825 и 1861.

Это объяснимо, но непростительно.

И еще менее простительно желание ввести в школе обязательные уроки православной культуры – отнюдь не только по очевидным причинам незаконности таких уроков в светском и многоконфессиональном государстве. Но и потому, что в нашей школе нет вообще уроков культуры. И почему-то никому не приходит в голову, что если бы в школе такие уроки были – неважно, в каком формате и под каким названием, это позволило бы предложить школьникам хотя бы некоторые представления о «смысле и назначении истории» - в широком ее понимании.

Лучший способ «провалить» выпускника средней школы на неформальном собеседовании – это задать ему вопрос о причинах или истоках чего-либо. Клише «выражал интересы» вроде бы вышло из моды. Но по-прежнему доминирует, например, представление о том, что активные сторонники перемен и уж тем более – революционеры - вербовались из рожденных в бедности.

Упоминание в этом контексте Александра Ульянова, не говоря уже о его младшем брате, равно как и о других героях «нетерпения» (пишу это слово со строчной буквы, потому что молодежь не знает даже имени Юрия Трифонова), не порождает того, что в науке принято называть когнитивным диссонансом.

Общепринятое понимание революции как совокупности насильственных действий, ориентированных на социальные изменения, не вызывает у подростков школьного возраста размышлений о цене человеческой жизни. Они не задумываются о безнравственность насилия как такового.

Мне могут возразить, что эта проблема может быть проанализирована - среди прочего - на примере «Преступления и наказания», поскольку это произведение входит в школьную программу. Однако я упорствую в своем убеждении, что в школе вообще не стоит изучать Достоевского – это не тот писатель, который может быть понят на одном уровне – в 14 лет, на другом – в 19, а потом – лет в 40 – еще и на третьем. Достоевский, прочитанный всерьез и по доброй воле в 14 лет, позволителен только подросткам с абсолютно устойчивой психикой – что, вообще говоря, не типично именно для этого хрупкого возраста.

В начале 1990-х в 11 классе одной из лучших московских школ на дом задали сочинение на тему «Жизнь и смерть у Толстого и Достоевского». Показал мне свой текст юноша, которого я без особого успеха готовила к выпускному экзамену по английскому языку, недоумевая по поводу его невежества, сочетавшегося с общей толковостью. Толковости как раз и хватило на то, чтобы найти, где списать «про жизнь и смерть», за что он и получил свою «четверку».

Теперь все еще более упростилось, поскольку из Интернета можно позаимствовать что угодно. Правда, с объяснениями - сложнее. Именно поэтому вместо «часов», отведенных на Достоевского, я бы попыталась объяснить школьникам особую роль литературы в русской культуре XIX - начала XX века – где была, между прочим, цензура, где Толстого отлучили от церкви, где инструментом социального познания служили романы (!) Тургенева и Гончарова.

Вообще с размышлениями, способностью задавать вопросы и сомневаться дело обстоит не очень хорошо.

Как известно, непонимание редко обнаруживается само собой – для этого нужно испытывать интеллектуальный дискомфорт – собственно, наука именно его и называет когнитивным диссонансом. Я никогда не ценила знание фактов самих по себе, считая принципиальным понимание связей между явлениями, событиями, персонажами. Но именно этому у нас не учат – и не только в школе.

Возьмите такой, на первый взгляд, частный пример как судьба русского крестьянства. Спрашиваю про 1825 год: что значат пушкинские строки «и слово рабство ненавидя….»? Получаю тавтологичный ответ: «ненавидел рабство, потому что жаждал свободы».

Спрашиваю про связь между 1825, 1861 и 1905: отвечают что-то стереотипное про свободу, что-то про землю и уж и вовсе невнятно – про конституцию.

Спрашиваю – а когда в России крестьяне были полноправными гражданами? Оказывается, сам вопрос непонятен.

Вместо готовности к анализу – готовность выдать даты или подходящую цитату. ЕГЭ как способ выявления «знаний» именно эту готовность и поощряет.

Но вот ЕГЭ и все связанные с ним треволнения позади. Беседую с толковой первокурсницей одного гуманитарного института. Она рассказывает о том, что в ее школьном выпускном классе все – и мальчики, и девочки - регулярно напивались допьяна. То есть не на вечеринках, не по случаю праздников, а «просто так» – и сама она тоже не исключение. Не подумайте, что девушка явилась в столицу из глуши – она коренная москвичка, семья с высшим образованием аж до четвертого поколения; школа обычная, притом в центре.

Спрашиваю – а ты почему пила? Ответ: ради общения.

Довольно быстро выясняется, что под общением с одноклассниками понимается необязательный треп и посиделки во дворе на лавочке. Меж тем, в семье моей собеседницы при весьма скромном достатке - большая библиотека, типичный для Москвы уровень общительности родителей с сослуживцами, родственниками и соседями, никакого особого баловства и достаточное внимание к детям со стороны взрослых.

Я удивилась – не тому, что при выраженной гуманитарной ориентации столь впечатляющими оказались лакуны в познаниях выпускницы московской школы: в 18 лет вообще все еще впереди. Но в упомянутой беседе я не заметила усилий, нацеленных на поиск ответов на волнующие вопросы. Собственно, не стоило бы и называть это вопросами – это эмоции, которые более точно было бы сформулировать в терминах «надо же!» Так ведь это ничуть не лучше реакции по типу «и что с того?»

Школа не учит думать и еще менее учит сомневаться.

Школьная программа по истории, равно как и по литературе и т.д. - производное от образовательных стандартов. А они не просто нереалистичны – в сочетании с ЕГЭ их лучше всего описывает известная моему поколению цитата из классика: «формально правильно, а по существу – издевательство».

 См. также:

  • Ревекка Фрумкина. Американские истории
  • Ревекка Фрумкина. Соблазн свободы 
  • Ревекка Фрумкина. Автопортрет ученого в молодости
  • Ревекка Фрумкина. Музыка, которая лучше, чем ее можно исполнить, Часть1. Часть 2.
  • Ревекка Фрумкина. Надо вставить себя в рамку тогдашнего времени...
  • Ревекка Фрумкина. Юрий Лотман, Борис Успенский и другие
  • Ревекка Фрумкина. Перечитывая Энгельгардта
Фрумкина Ревекка
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).