2005 год для Интернета – таинственное и неопределенное время. Публикация знаменитой статьи Тима О'Райли «What is Web 2.0», в которой новая модель «социального Интернета» (Web 2.0) провозглашалась будущим сети, споры об авторских правах на книги, опубликованные в Google Library , повсеместная, развернутая во всем мире борьба студий-мэйджоров с аудио- и видеопиратами – развязку всех этих жутко увлекательных интриг нам еще только предстоит узнать. Нынешний год – время предощущения перемен, подтверждения некоторых догадок (например, все более возрастающей ценности блогов как важнейших и едва ли не самых оперативных источников информации) и изобретения новых маркетинговых схем, родившихся исключительно в расчете на специфику пространства Сети. Мы выбрали пять самых любопытных сюжетов, развернувшихся в Сети в 2005 году, отдавая предпочтение тем, в которых культура и медиа пересекаются с Интернетом и бизнесом.
1. Одной из главных интриг года стало напряженное соревнование между Google и Yahoo. Два крупнейших поисковика, запуская новые сервисы с молниеносной скоростью, внимательнейшим образом следили друг за другом, не отставая ни на шаг. Едва успевая знакомиться с новым софтом, автор популярного блога ZDnet Фил Вейнрайт в апреле этого года писал: «Бизнес-модель Microsoft рассчитана на клиентов, которые обновляют свое программное обеспечение раз в два-три года. Клиенты Google делают это каждый день».
В свою очередь, тактика Yahoo была агрессивной и жесткой. К примеру, как только компания приобрела популярный фото-блог Flickr, участники которого обмениваются своими фотографиями, одним из первых требований стала обязательная учетная запись на почте Yahoo для всех членов сообщества. О другом случае, сильно «подмочившем» репутацию Yahoo, стало известно в сентябре этого года – оказалось, что китайское подразделение компании сотрудничало с полицией и предоставляло частную информацию о клиентах сервисов, предоставляя адреса их электронной почты. Результатом сотрудничества стал, с одной стороны, арест и судебный процесс над журналистом Ши Тао, а с другой – ощутимый репутационный вред Yahoo.
Нововведения Google в обзорах, как правило, удостаивались характеристики friendly, т.е. дружелюбные. Это относится и к интернет-пейджеру Google Talk, и снискавшему любовь археологов Google Maps. Но в первую очередь это касается технологии рекламы pay-per-click. Баннеры с эротическими картинками, навязчивые попытки отфутболить клиента на партнерские сайты, отвратительные всплывающие окна – за минувший год довольно примитивный сетевой маркетинг благодаря Google поменялся радикальным образом. Их главным изобретением в этой области - контекстной рекламой (допустим, пользователь обращается к поиску Google, чтобы найти информацию о компакт-диске; на полях результатов поиска в таком случае появляется ссылка на онлайновый музыкальный магазин) – воспользовались, в конце концов, и конкуренты из Yahoo. Эту же технологию в российском секторе интернет-рекламы в конце года использовал поисковик www.yandex.ru
Но самым любопытным проектом, бета-версия которого появилась в сети в мае, стала библиотека Google. Переговоры компании с пятью крупнейшими американскими университетами длились два года, и их целью было получить согласие на сканирование и публикацию в сети тех книг, авторские права на которые уже истекли. Google однако пошел дальше и начал публиковать в купированном виде недавно изданные книги, чьи издатели тут же забили тревогу и начали угрожать судебными исками. Несмотря на ссылки, ведущие на сайты магазинов, где можно было приобрести книгу, конфликт все-таки дошел до суда. Через несколько месяцев Google объявил о временной приостановке проекта (точнее, речь шла о приостановке сканирования книг в библиотеках); за это время компания должна была найти общий язык с книгоиздателями. То, во что в итоге превратится Google Print, пока не знает никто. Однако вот любопытный факт - в течение года о начале работы над своими собственными интернет-библиотеками объявили сначала Yahoo, а затем и подразделение компании Microsoft - MSN. Всех их опередил Жак Ширак, потребовавший от министра культуры Франции Рено Донедье создания франкоязычной онлайновой библиотеки, дабы предотвратить «сокрушающее культурное доминирование Америки».
2. Суд над владельцами популярных файл-шеринговых сервисов Grokster и StreamCast Network начался в апреле 2005 года. Инициированное студией MGM, разбирательство должно было положить конец существованию обмена файлами между пользователями в сети. Вынести обвинительный приговор долгое время мешал прецедент 1984 года, когда Верховный суд США оправдал компанию Sony, выпустившую видео-магнитофоны с функцией записи. Тогда суд решил, что видео-запись никак не нарушает авторские права владельцев телешоу и фильмов, а копия, сделанная с помощью видео-магнитофона, служит исключительно частным целям. В последующие пятнадцать лет видео-индустрия переживала технологический и коммерческий бум, о чем поспешили напомнить адвокаты Grokster' a. Их основным доводом стало то, что запрет файл-шеринга может привести к стагнации в отрасли бесплатного программного обеспечения и распространения мультимедийных ресурсов.
Тем не менее, 27 июня суд вынес вердикт, согласно которому Grokster был признан ответственным за многочисленные нарушения авторских прав клиентами сервиса. Отныне вместо десятков тысяч обвинений против обыкновенных пользователей файл-шеринга мэйджоры получили возможность требовать взыскания ущерба непосредственно с производителя программного обеспечения. После вынесение вердикта повисла пауза - клиенты и владельцы сервисов напряженно ждали, кто же станет следующей жертвой. Однако новых жертв в США так и не появилось. Зато законодательная деятельность в Европе и Австралии, направленная на борьбу с цифровым пиратством, резко активизировалась.
В самом конце нынешнего года стало известно, что французский парламент в ближайшее время обсудит законопроект, по которому всех производителей файл-шеринговых программ обяжут оснастить свою продукцию анти-пиратскими технологиями (Digital Rights Management). В случае ратификации парламентом закона, предусматривающего уголовное наказание для французских пользователей файл-шеринговых сервисов, с мертвой точки, по рассчетам мэйджоров, сдвинется процесс принятия суровой резолюции европейской комиссии по борьбе с нарушителями авторских прав.
3. Компания Sony BMG, рьяно взявшаяся в 2005 году за защиту своих DVD и CD от копирования, дважды стала лидером в номинации «провал года» по версии журнала PC World . Вообще говоря, сумасбродных идей, как защитить цифровые носители, появлялось в 2005 году огромное множество. Так, в мае профессор Раджита Гадха вместе с группой калифорнийских ученых представил проект, исключающий не только копирование, но и возможность одолжить диск кому-либо из знакомых. Покупатель DVD должен был представить в магазине отпечатки своих пальцев, которые тут же записываются в память специального чипа (которыми, по замыслу, должны быть оборудованы все без исключения диски). Придя с покупкой домой и установив DVD в специальный проигрыватель, на котором также записаны биометрические показания владельца, он смог бы посмотреть фильм только в том случае, если информация на чипе совпадала бы с информацией, записанной в памяти проигрывателя. История умалчивает, удалось ли Гадху заинтересовать своими разработками голливудские студии, но анти-пиратская разработка Sony вызвала-таки широкий резонанс.
В начале ноября без всякого предупреждения Sony начали выпускать компакт-диски, которые (опять же, без всякого предупреждения) при загрузке устанавливали на персональный компьютер анти-пиратскую программу Extended Copy Protection. Пользователи ни о чем не догадывались до того момента, пока не пробовали скопировать музыку - программа автоматически блокировала эту функцию. Парадокс заключался в том, что на основании закона сама компания Sony вполне могла стать признанна нарушителем: согласно US Computer Fraud and Abuse Act, попытки «сознательного внедрения программ без запроса согласия пользователя, которые могут вызвать нарушения в работе ПК», считаются незаконными. Однако настоящий скандал разразился вокруг защиты от копирования тогда, когда в ней обнаружилась «лазейка» для вирусов. Надо полагать, клиенты Sony долго еще будут помнить эти эксперименты.
4. В 2005 году в интернете появился новый европейский домен - .eu. В течение первого дня регистрации 7 декабря всего было получено 100 000 запросов (в течение первых двадцати минут – 45 000). В конце года регистрируют только торговые марки и государственные организации. Причем, в целях безопасности, у всех компаний, подающих заявку на доменное имя, проверяют права обладания торговой маркой и брендом. Зато после 2 февраля начнётся приём заявок от коммерческих компаний, а с седьмого апреля зарегистрировать имя в зоне .eu сможет любой желающий.
С открытием европейского домена совпали переговоры по введению специального домена для порнографических сайтов - .xxx Идея с введением специального домена для сетевого порно-контента появилась в 2001 году и с тех пор держала оборону под натиском разных общественных групп. Предполагалось, что окончательное решение о появлении домена должно было быть принято в декабре, во время встречи руководителей компании Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICAAN). Однако после встречи председатель Icann Винт Керф сообщил, что решение о существовании .xxx было отложено на неопределенный срок из-за того, что государственные структуры по-прежнему сомневаются в преимуществах подобного разграничения контента в сети и не дают согласия на регистрацию домена. На их мнение в свое время повлияли многочисленные протесты американских общественных групп и организаций, которые посчитали, что с таким доменом поиск порнографии в сети станет для подростков делом совсем нехитрым.
Владение доменами стало одной из главных тем прошедшего в начале ноября Всемирного саммита информационного сообщества – крупнейшего в минувшем году события подобного уровня, на который съехались главы многих стран. Саммит начался со скандала, связанного с требованиями ряда государств (в частности, Ирана и Китая) отобрать полномочия по выдаче веб-адресов у организации ICANN (в настоящий момент, частной компанией) и разделить их между структурами разных стран. США отвергли инициативу, заметив, что передача контроля в руки ооновского и любого другого органа вывела бы этот бизнес из сферы частного сектора в область правительственных интересов.
5. Словосочетание «Коллективные (или гражданские) медиа» стало в 2005 году одним из самых распространенных в спорах о настоящем и будущем интернета. Связано это, в первую очередь, с феноменальным успехом проекта Wikipedia – сетевой энциклопедии на разных языках, пользователи которой сами пишут словарные статьи, сами же их редактируют, добавляют факты и устраняют неточности. Собственно, словечко "Wiki" стало одним из символов нового социального интернета, основанного в первую очередь на тесном взаимодействии пользователей. Однако отнюдь не все опыты по созданию «коллективных медиа», появившиеся в 2005 году, были успешны.
В июле газета Los Angeles Times решилась провести эксперимент: читатели интернет-версии газеты отныне могли сами редактировать статьи (оригинальный опубликованный текст все-таки оставался доступен), добавляя новые факты, суждения, фотографии и т.д. Проект получил название Wikitorial и просуществовал всего лишь три дня.
Одним из первых объектов «редактуры коллектива читателей» стала статья про планы Дональда Рамсфельда по выводу американских войск из Ирака. Один из читателей тут же придумал и поставил, пожалуй, самый незамысловатый заголовок за время существования газеты – «Fuck USA ». Пока администраторы сайта убрали заголовок, другие читатели спешно доводили статью до ума. За несколько минут в адрес Рамсфельда прозвучало такое количество брани, что администраторам попросту не удалось справиться с наплывом желающих высказаться. Спустя два дня – после появления на сайте авторитетной газеты владельцев порносайтов, бросившихся размещать ссылки на свои ресурсы – проект был закрыт.
Однако вот другая сторона «коллективных медиа». Одна из самых авторитетных премий за проекты в интернете – Webby Awards – отмечала в этом году десятилетний юбилей. В связи с этим, организаторы назвали 10 событий, связанных с интернетом, которые кардинальным образом повлияли на окружающую жизнь. В их числе, как это ни покажется странным, оказались теракты 11 сентября: «Тогда информация распространялась главным образом по интернету; это был дебют нового медиа. Тысячи людей по всему миру обратились к электронной почте, чтобы узнать, не пострадал ли во время атаки кто-нибудь из близких».
По словам Хелен Боден, директора новостной службы BBC, буквально через несколько минут после первого взрыва, погремевшего в Лондоне в июле этого года, фотографии с места катастрофы, присланные свидетелями по мобильным телефонам и интернету, были использованы в срочном выпуске новостей. Кадры с последствиями теракта, снятые на мобильный телефон и присланные в редакцию информационного канала Sky News, стали главной иллюстрацией к телерепортажам, выпущенные каналом в день катастрофы.
Блоги на несколько дней стали фактически единственным источником информации относительно изменений в движении транспорта, а также средством сообщить о пропавших людях. По данным Technocrati – сервиса, индексирующего блоги – количество пользователей в день теракта в Лондоне подскочило на 30%.
Во время урагана Катрина, обрушившегося на штат Луизиана в конце августа, менеджер новоорлеанской компании DirectNic и владелец блога, размещенного на Livejournal.com, Майкл Барнетт стал ежедневно оповещать читателей о происходящем вокруг. "Порядка не осталось. Нет больше уважения ни к частной собственности, ни к человеческой жизни", - писал из эпицентра катастрофы автор дневника. Количество обращений к блогу в течение одного часа достигало 3000, а цитаты из него мгновенно расходились не только по всей сети, но попадали в материалы крупнейших печатных и интернет-изданий.
Именно катастрофы и трагические события за несколько часов превращали абстрактный термин "коллективных медиа" в действительнось, а новый уровень взаимодействие между СМИ с обыкновенными людьми, о котором беспрестанно велись разговоры с момента возникновения интернета, действительно давал невиданные прежде результаты. Благодаря блогам, достоверная информация о происходящем в эти дни распространялась настолько оперативно, насколько это вообще было возможно в уходящем 2005 году.