будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
опросы
Май 15, 2025
Культура
Сорин Александр

Фотография: между шумом и искусством

Фотография: между шумом и искусством
sorin
Александр Сорин. Источник: Александр Сорин

В рамках проекта «Вопросы «Полит.ру» мы публикуем ответы на вопросы читателей и сотрудников «Полит.ру» фотографа Александра Сорина.

Считаете ли вы, что люди перестанут распечатывать фотографии, кроме как для выставок?

В прежнем объеме (как было до Интернета, соц. сетей и файлообменников), конечно, не будут. Останется печать для выставок, украшения интерьера и подарков в виде "альбома" - все случаи, когда важна "бумажная материальность". Для хранения архива "материальность" - недостаток.

Ожидаете ли вы радикальных изменений в технологии фотографирования? Как они влияют на фотографию?

Безусловно, технологию ожидают изменения, вплоть до слияния объектива и глаза. На фотографию это повлияет сильно. В качестве примера можно привести влияние "мобилографии" на традиционную фотографию, принципы и критерии ее качества. Фотография - язык, он меняется, в том числе под влиянием технологий.

Какой эффект для фотографии как искусства имеет крайнее приближение возможности фотографировать к обычному человеку? Как вы считаете, можно ли стать великим фотографом, не пройдя никакой школы?

Широкое распространение фотографии - это и плохо, и хорошо. С одной стороны, нас захлестывает волна изобразительного "шума", миллиардов никому не нужных изображений.

Массовая фотография становится средством общения, а не искусством.

С другой стороны, поднимается планка критерия качественной фотографии. Теперь, когда технические навыки перестали быть препятствием для "непосвященных", на первое место в профессиональной среде выходит художественные и документальные достоинства изображения.

"Великим" можно стать самым разным способом, даже не имея никакого представления о фотографии. Сделать удачный или замечательный кадр возможно чисто статистически, закройте глаза и часто нажимайте на кнопку затвора, рано или поздно срастется. Проблема возникнет в выуживании изображения из террабайтов визуального шума.

Школы бывают разные. Иногда самообразование, особенно в век Интернета, вполне эффективный способ. Я – безусловно, за образование, причем, за широкое гуманитарное. Фотография, как и любое искусство, вещь контекстная. Понимание мирового и исторического контекста очень полезно любому автору, чем бы он ни занимался.

Считаете ли вы, что граница между фото и видео постепенно размоется?

Нет. Сила фотографии в "замораживании" мгновенья, документальный фильм всегда останется другим способом выражения.

Специальный вопрос от редакции "Полит.ру": С кем, на ваш взгляд, из отечественных и зарубежных фотографов стоило бы сделать «Вопросы "Полит.ру"»?

Из отечественных: Козырев, Максимишин, Климов, Лапин, Рыбчинский... Из зарубежных - имя им легион.

Есть ли смысл снимать фильмы о фотографах и фотографиях? Может ли зритель фильма, в котором демонстрируются фотографии, считать, что он увидел фотографию?

Есть смысл, я знаю удачные примеры, и сам включен в это процесс. Почему не возникает вопрос, можно ли делать фильмы про художников, картины и галереи? (Почему не возникает? Возникает – просто этот вопрос мы будем адресовать художникам и специалистам по их творчеству– «Полит.ру»)

Повлияет ли, по вашему мнению, на индустрию фотоискусства возможность распознавания образа машиной и организации поиска по образу?

На индустрию или на фотоискусство? На индустрию - вполне вероятно, на фотоискусство - не понимаю, каким образом.

Как вы относитесь к возможностям синтеза искусств, где одной из составляющих является фотография (например, фото и звук, фото и вкус и т.п.)

Хорошо – люблю, плохо - нет. Развитие такого синтеза - уже реальность, удачи в этом жанре – большая редкость, Чаще всего - это конфетная обертка для неподобающего содержимого. 

Кино, во многом, рождалось как оживление фотографий. Нет ли ощущения, что фото - это омертвение видео?

Нет, поскольку движение было в направлении от фотографии к кино, а не наоборот.

Насколько сказывается на формировании фотографических школ фактор естественной освещенности в тех странах, где они развиваются (например, на экваторе или в Приполярье). Каким было бы искусство фотографии, если бы была жизнь на Марсе?

Это интересный вопрос, но в нем не учтены небольшие размеры наше планеты. Школы не существуют в изоляции друг от друга и от мирового мейнстрима, поэтому "широтные" особенности сглаживаются. В изолированных сообществах, вроде СССР, куда большее влияние имеют политические ограничения, чем климатические.

Александр, какими качествами должен обладать и что уметь профессиональный фотожурналист?

Вопрос для курса этак на полгода минимум. Фотожурналист должен быть фотографом и журналистом. Условия удачной работы: я могу, я умею, мне интересно. Соответственно - в двух областях сразу.

Считаете ли вы, что пленка умрет? Если нет, то какая ниша за ней останется?

Пленка не умрет, как и другие аналоговые носители информации. Будет существовать для решения конкретных творческих задач, для фотографии, нацеленной на галерею и музей, ну и, аккуратно выражусь, для самоутверждения.

На главной странице вашего сайта (asorin.ru) расположена всего одна фотография, которая выступает в роли «приглашения». Насколько мне удалось узнать, эта фотография сделана на Чукотке в 2003 году. Почему вы выбрали именно этот кадр для презентации личного сайта?

Коротко: она устраивает меня композиционно и символически. Никакой литературной истории за ней не стоит.

Влияет ли на качество снимков (раскрытие образа, ракурс, вид объекта) уровень образования фотографа (не связанного с фотографией), его начитанность, уровень его общей культуры?

Безусловно, влияет. Только это влияние должно быть понятно не только автору, но и зрителю.

Профессиональные фотографы - это интеллектуалы? Какие они люди?

Фотографов много: существует артфотография, журналистика...

В массе художники и журналисты никогда интеллектуалами не были, они другими органами работают.

При этом, художественная и фотографическая среда порождают "титанов" духа, законодателей мод и языка.

На какую камеру вы снимаете и есть ли в вашем арсенале плёночная камера, какая?

Я снимаю на цифровой Nikon, в дикие места беру с собой пленочный Nikon для подстраховки. Периодически одалживаю у приятеля Лейку М6, потому что дальномерная камера предполагает другой способ и навык съемки.

Хватает ли выдержки и мужества делать фотографии во время стихийных бедствий или кровавой резни? Как вы себя чувствуете при съемке таких событий?

Плохо себя чувствую. Я не отношу себя к "военным фотографам", несмотря на то, что снимал и в Абхазии, и в Чечне, и в Косово. На фоне того, как там работали другие фотографы, мне даже неловко признаваться.

Много ли времени у вас уходит на подготовку к съемкам?

Это очень зависит от съемки и обстоятельств. Предпочитаю готовиться тщательно, особенно в случае командировки, чтобы не тратить время на месте на организацию.

Страшно ли работать в "горячих точках"? Как вы на это решились?

Бывает очень страшно. Решаешься, когда тебе предлагают командировку, а ты профессионал. Потом нарабатываются навыки работы там, и даже становится обидно, когда они не востребованы. Но про "горячие точки" - лучше не ко мне, а к специалисту.

Александр Сорин - фотограф и журналист, занимался в мастерской А. Лапина. С 1993 года работал фоторедактором, а затем фотокорреспондентом в журнале "Новое время".

С 1996 по 2001 - корреспондент журнала "Итоги". Занимался, главным образом, проблемами российской провинции. Объездил страну от Курильских островов до Калининграда. Работал в "горячих точках" - Чечне, Косово. После "Итогов" работал фотокорреспондентом в "Еженедельном журнале". С 2004 года работает над собственными проектами, проводит мастер-классы, читает лекции.

Сотрудничает с журналами National Geographiс, «Вокруг Света», GEO. Познакомиться с его фотографиями можно на сайте http://asorin.ru/.

Сорин Александр
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).