будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Культура
Конрадова Наталья

Фотопростота и фотопровокация в Москве

Фотопростота и фотопровокация в Москве
a98_10a
Наталья Конрадова

Пятая по счету Московская Фотобиеннале охватывает десятки стран-участниц, более сотни проектов и тысячи квадратных метров выставочной площади. Столица нашей Родины демонстрирует западным гостям и самой себе, что тоже не лыком шита, в университетах обучается и актуальное искусство ценит. Выражение восторга не сходит с лиц городской администрации – наконец-то, говорят, Москва стала “полноправной культурной столицей мира” и по всему городу развешаны “произведения фотоискусства”. Впрочем, не в этом дело – пусть у нее будет хоть какой-то идеологический доход от сумасшедшей активности Московского Дома фотографии.

Директор МДФ Ольга Свиблова действительно демонстрирует недюжинные оргспособности, без которых мероприятие такого масштаба состояться никак не может. Масштаб этот, правда, не оставляет никаких шансов для единой идеи, хотя каждый раз выдвигаются весьма концептуальные темы. В этом году – “Город”, “Идентичность” и “Новые технологии”. Трудно представить себе фотографию, которая не подошла бы ни к одной из этих тем. Можно было вообще оставить всего одну из них или, наоборот, приставить туда же все темы предыдущих Фотобиеннале (“Дети и детство”, “Тело и движение”, “Ландшафт” и т.п.). Степень концептуальности будет постоянной. Хотя дело и не в концепции тоже.

Много умных слов непременно нужно сказать и про художественное качество фотографий, опираясь, разумеется, на профессиональные мнения фотографов и неангажированных художественных критиков. При этом лучше всего начать с того, что почти все представленное на Фотобиеннале было придумано еще в начале прошлого века; что вездесущие символические дети, деревья и дома – это неинтересно; а китайские сюжеты, лишенные собственно фотографичности, представляют из себя экзотику только для той части Запада, которая сидит дома без телевизора. И что настоящий интерес вызывают в основном те художники, для которых фотография является не единственным и не центральным методом изображения. Или же давно признанные классики, которые представлены на биеннале достаточно скудно. И что в большинстве своем работы эти достойны домашних альбомов как воспоминания о детстве или о турпоездке по профсоюзной путевке, но никак профессиональной выставки. Может, правда, домашнее видео, непрофессиональное творчество, художественная наивность и находятся сегодня в фокусе самого что ни на есть актуального искусства? Впрочем, дело и не в художественном качестве.

А в чем же дело? Около одной из работ в Новом Манеже состоялась примечательная беседа посетителей с администратором. “Одежда художника” представляет собой фотоизображение обнаженной модели с приклеенным к нему за верхний край фотографическим же платьем. Обычная реакция – приподнять платье и посмотреть на тело. Что и было сделано сразу несколькими посетителями. Подскочившая к ним девушка начала было объяснять, что работы руками не трогают. Мы разбираемся в современном искусстве, - был ответ, - и такие работы предназначены для того, чтобы их трогать. Однако, отвечала девушка, это выставочный зал, и в нем висят экспонаты. Не нужно, просила она, подсматривать. Фотография только и делает, что подсматривает, парировала публика. Вот оно: событие состоялось, и публика готова в нем участвовать.

Ложная простота фотоискусства есть залог его истинной массовости. Это очень убедительная провокация: купи фотоаппарат да нащелкай миллионы сентиментальных, концептуальных, репортажных, жанровых и постановочных картинок, чтобы архив распух до невозможности, чтобы было, что показать друзьям, а втайне надейся на большее. И это здорово, честное слово. Фотобиеннале существует для того, чтобы продюсеры демонстрировали свои коммерческие способности, городская администрация умилялась достижениям продюсеров, а публика бросалась бы бежать за фотоаппаратами.

Конрадова Наталья
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).