Пятая по счету Московская Фотобиеннале охватывает десятки стран-участниц, более сотни проектов и тысячи квадратных метров выставочной площади. Столица нашей Родины демонстрирует западным гостям и самой себе, что тоже не лыком шита, в университетах обучается и актуальное искусство ценит. Выражение восторга не сходит с лиц городской администрации – наконец-то, говорят, Москва стала “полноправной культурной столицей мира” и по всему городу развешаны “произведения фотоискусства”. Впрочем, не в этом дело – пусть у нее будет хоть какой-то идеологический доход от сумасшедшей активности Московского Дома фотографии.
Директор МДФ Ольга Свиблова действительно демонстрирует недюжинные оргспособности, без которых мероприятие такого масштаба состояться никак не может. Масштаб этот, правда, не оставляет никаких шансов для единой идеи, хотя каждый раз выдвигаются весьма концептуальные темы. В этом году – “Город”, “Идентичность” и “Новые технологии”. Трудно представить себе фотографию, которая не подошла бы ни к одной из этих тем. Можно было вообще оставить всего одну из них или, наоборот, приставить туда же все темы предыдущих Фотобиеннале (“Дети и детство”, “Тело и движение”, “Ландшафт” и т.п.). Степень концептуальности будет постоянной. Хотя дело и не в концепции тоже.
Много умных слов непременно нужно сказать и про художественное качество фотографий, опираясь, разумеется, на профессиональные мнения фотографов и неангажированных художественных критиков. При этом лучше всего начать с того, что почти все представленное на Фотобиеннале было придумано еще в начале прошлого века; что вездесущие символические дети, деревья и дома – это неинтересно; а китайские сюжеты, лишенные собственно фотографичности, представляют из себя экзотику только для той части Запада, которая сидит дома без телевизора. И что настоящий интерес вызывают в основном те художники, для которых фотография является не единственным и не центральным методом изображения. Или же давно признанные классики, которые представлены на биеннале достаточно скудно. И что в большинстве своем работы эти достойны домашних альбомов как воспоминания о детстве или о турпоездке по профсоюзной путевке, но никак профессиональной выставки. Может, правда, домашнее видео, непрофессиональное творчество, художественная наивность и находятся сегодня в фокусе самого что ни на есть актуального искусства? Впрочем, дело и не в художественном качестве.
А в чем же дело? Около одной из работ в Новом Манеже состоялась примечательная беседа посетителей с администратором. “Одежда художника” представляет собой фотоизображение обнаженной модели с приклеенным к нему за верхний край фотографическим же платьем. Обычная реакция – приподнять платье и посмотреть на тело. Что и было сделано сразу несколькими посетителями. Подскочившая к ним девушка начала было объяснять, что работы руками не трогают. Мы разбираемся в современном искусстве, - был ответ, - и такие работы предназначены для того, чтобы их трогать. Однако, отвечала девушка, это выставочный зал, и в нем висят экспонаты. Не нужно, просила она, подсматривать. Фотография только и делает, что подсматривает, парировала публика. Вот оно: событие состоялось, и публика готова в нем участвовать.
Ложная простота фотоискусства есть залог его истинной массовости. Это очень убедительная провокация: купи фотоаппарат да нащелкай миллионы сентиментальных, концептуальных, репортажных, жанровых и постановочных картинок, чтобы архив распух до невозможности, чтобы было, что показать друзьям, а втайне надейся на большее. И это здорово, честное слово. Фотобиеннале существует для того, чтобы продюсеры демонстрировали свои коммерческие способности, городская администрация умилялась достижениям продюсеров, а публика бросалась бы бежать за фотоаппаратами.