будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Годы неприятия

Годы неприятия
kirill_kobrin_98

К.А., из переписки с которой родился этот текст

Бесподобный певец Моррисси вновь вызвал осуждение благонамеренной публики. Не успели утихнуть скандалы вокруг его невиннейших высказываний о возможном изменении некоторых черт национального характера англичан в случае, если иммиграция в страну останется на том же самом уровне, как новые Казни Египетские свалились на его пятидесятилетнюю голову. В этом году Моррисси выпустил альбом “Years of Refusal” – вполне хороший, чтобы не быть хуже двух других отличных пластинок, записанных им в этом десятилетии. Критики приняли новинку благосклонно – только некоторые из них поворчали, что, мол, как-то повторяется певец, все как-то одно и то же, та же шарманка про отчужденность, несправедливость, непрекрасность нашего мира. Затем Моррисси отправился в турне с этим самым новым альбомом – и тоже, кажется, все ничего бы, да на одном концерте он свалился с сердечным приступом, а на другом какой-то идиот бросил на сцену пластмассовую бутылку с водой и попал ему в голову. Моррисси тут же прервал шоу и ушел со сцены, вызвав негодование публики и сдержанное неодобрение прессы. Ведь мог бы проявить сдержанность? Мог? Другие же фэны не виноваты… И вот, наконец, в «Обзервере» появляется полустатья-полуинтервью Полли Вернон с этим главным мизантропом англоязычной сцены. Все, что говорит там Моррисси – исключительно интересно, особенно рассказ о его всепоглощающей любви к поп-музыке, любви, которая сделала из него потрясающего поп-музыканта – но только с непременной приставкой «инди». Он с детства знал все, что происходит в этой волшебной сфере нашей жизни, он следил за каждым синглом, в юности – писал остроумные, желчные и педантичные письма в New Musical Express, поправляя ошибки лопухов из этого прославленного журнала. Точно так же, как Майкл Найман, перед тем, как превратиться в инди-поп-современного композитора, был въедливым музыкальным критиком, точно так же, как создатели французской «новой волны» начинали авторами передового киноведческого журнала, Моррисси сначала во всех деталях узнал, что такое поп-музыка, а потом принялся ее делать. Но делать как-то со стороны, сбоку, «инди» (что звучит как смесь independent и individual).

            Худшая часть публикации в «Обзервере» – рассуждения самой авторессы, которая выказывает недовольство одной совершенно очевидной, главной чертой творчества Моррисси. Ей не нравится, что он мрачен, разочарован, мизантропичен. Полли Вернон вспоминает времена, когда The Smiths – группа, прославившая Моррисси – ворвалась на британскую сцену. О, да, с жаром уверяет она, тогда тинейджеровская тоска и утрата иллюзий были резким контрастом бодрой яппи-идеологии времен тэтчеризма, и даже худоба самого вокалиста контрастировала с накачанными торсами певцов буржуазных удовольствий. Заявление, конечно, спорное, но забавное. Но вот дальше от восхвалений Вернон переходит к критике: почему сегодня столь печален и разочарован Моррисси? Он ведь уже далеко не тинейджер, а очень даже плотный господинчик средних лет. В чем смысл его патентованной мизантропии, сейчас, когда разочарованной кажется любая посредственность? В конце концов, наш печальный герой живет в Лос-Анджелесе и Италии – чуть ли не самых солнечных и жизнерадостных местах западного мира, где аборигены предаются радостям жизни от рассвета до заката (в L.A. даже специальный бульвар для этого имеется – замечу от себя). Так почему же он не радуется с ними? Уж не пародия ли он?

            Можно расценить сказанное Полли Вернон как глупость и поставить на этом точку. Но не следует раздавать оплеухи направо и налево – особенно учитывая, что сама журналистка «Обзервер» вряд ли даже узнает о том, что ей эта оплеуха выписана. Не по-джентльменски получается. Потому вместо оскорбительных коннотаций займемся историческими интерпретациями – а они могут привести нас к вещам довольно любопытным. Итак, Полли Вернон выставила Моррисси три претензии. Первая: он был разочарован, будучи тинейджером (что естественно), и сейчас, будучи зрелым мужчиной, находится в том же прескверном состоянии духа (что неестественно). Вторая: он был разочарован в эпоху тэтчеровского крупнобуржуазного бодрячества (что правильно), и сейчас он по-прежнему невесел, в нынешнюю-то невеселую эпоху (что неправильно). Третье: можно быть мрачным в мрачной Англии, но не в знойных развеселых местах. Сразу отмечу: все три заявления смешивают разные сферы – историко-культурную и экзистенциальную. Вот с этим-то и стоит разобраться.

            Прежде всего, здесь есть одна фактическая ошибка: в The Smiths Моррисси транслировал тинейджеровскую тоску, не будучи уже тинейджером – в год создания группы, в 1982-м, ему было уже 23 года. Что это значит: мизантропия и мрачность одолевали его уже до этого? или он изображал их? Если второе верно, то приросла ли позже эта маска к его лицу? или Моррисси до сих пор дурачит почтеннейшую публику, а на самом деле, в кругу друзей, он просто душа компании, весельчак, рубаха-парень и забавник? Сделать мизантропию единственным художественным инструментом заманчиво, но почти невозможно, неизбежны проколы, тем более в поп-культуре, где папарацци наверняка доберутся до истины -- особенно в случае с Моррисси, который с младых ногтей (вспомним его язвительные «письма читателя» в New Musical Express!) находится с прессой в сложных отношениях. Значит, мрачность Моррисси и скепсис в отношении окружающего мира – постоянный фон его жизни; а потому упреки в несвоевременности оных сегодня – бессмысленны. Скажем, Франц Кафка был довольно мрачным юношей; доживя до сорока, он таким и остался – но никто не будет упрекать его в том, что невеселый склад тинейджерского ума был особенно хорош в безоблачный крембрюлейный «бель эпок», а вот после Версальского мира оставшиеся в живых настолько помрачнели, что доктору Кафке следовало бы иногда улыбаться.

            Два других упрека Моррисси необходимо анализировать исключительно с позиций неукоснительного историзма. К примеру, рассуждение о типичности тинейджеровской тоски и разочарования совершенно невозможно представить себе еще в XVII-м и даже в большей части XVIII века. Юношескую мрачность, как социальное явление, придумал Гете и подхватили романтики; западная поп-культура есть прямое продолжение «высокого романтизма», она редуцировала его открытия в исключительно удобные (и прибыльные) клише - достаточно взглянуть на готов и эмо. Так что «естественность» тинейджеровской мрачности у The Smiths и ее же неестественность у зрелого Моррисси – продукт обычного журналистского недомыслия: Полли Вернон ведь претендует на то, что рассуждает с точки зрения здравого смысла, а не в рамках поп-культурного канона. Еще смешнее получается с противопоставлением солнечных мест проживания певца его вечно сумрачному настроению. Особое веселье, как характеристика обитателей южных стран – тоже изобретение эпохи романтизма, причем довольно быстро взятое на вооружение колониальным дискурсом. Радостные, беспечные, пляшущие и поющие дикари vs. серьезные, занятые делом, сосредоточенные северные белые люди, строящие железные дороги, проповедующие христианского Бога и вводящие моногамию. После конца колониальной эпохи эта важная романтическая идеологема тоже превратилась в поп-культурный штамп; особенно рьяно его использует туристическая индустрия. Где солнце – там весело: с этим сложно спорить, если, конечно, забыть о выжженной, высохшей потрескавшейся земле, о засухе, о страшной жаре, то есть, о вещах совершенно не веселых.

            Что же остается в сухом, иссушенном первым же касанием историзма, остатке? Мрачный, саркастичный человек, который как не верил в разумность устройства окружающего мира, так и не верит. Резкий, раздраженный и – в то же время – невероятно сентиментальный. Кажется, не самый необычный вариант для пятидесятилетнего мужчины, когда бы он ни жил – в Древнем Риме, или в сегодняшнем западном Вавилоне.

См. также другие тексты автора:

  • Бог литературы
  • Возможность совершенства
  • В защиту неблагодарных
  • Буржуазки и суфражистки
  • Дорога в ад
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).