будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Культура

Голливуд: только для членов профсоюза

В 1990 году выпускник школы-студии МХАТ Илья Волох уехал в США. Там он женился на американке, поселился в Лос-Анжелесе и стал одним из успешных актеров Голливуда. В отличие от русских актеров, бывающих в Голливуде наездами в качестве приглашенных гостей (Владимир Машков или Дина Корзун), Илья Волох уже 12 лет работает на американской фабрике грез и хорошо представляет себе ее сильные и слабые стороны. Он снимался в таких фильмах, как «Самолет президента» (с Харрисоном Фордом), «Рыба-меч» (с Джоном Траволтой), «Поворот» (с Дженифер Лопес и Шоном Пенном). Недавно актер приехал в Россию – впервые с 1990 года. Юлия Идлис встретилась с русским «гражданином Голливуда» и расспросила его о том, чем занимается актерский профсоюз в Америке, как стать звездой Голливуда и нужно ли после этого возвращаться в отечественное кино.


Вы уехали в Голливуд за мечтой, за мифом – или это был продуманный шаг? Вы знали, на что шли?

Трудно сказать. У меня и здесь, в школе-студии МХАТ, хорошо получалось: я показывался в разные театры, и в четыре из них меня брали, в том числе в МХАТ под руководством Олега Ефремова. Но, конечно, у меня была мечта попробовать себя там.

Естественно, то, что я слышал о Голливуде, и то, что там реально существует, - это совершенно разные вещи. Но просто была мечта – увидеть Голливуд. Так получилось, что мы участвовали в театральном обмене между школами-студиями Северной Каролины и Московского художественного театра. Мы там играли «Чайку», «На бойком месте» Островского, а потом американцы приезжали сюда… В общем, там я познакомился с американкой. Думаю, это не могло получиться чисто по расчету: ведь и чувства были, и отношения… И это было непростое решение - уехать, потому что я уже знал, что уезжаю отсюда, но все равно показывался во все театры, и самый трудный момент был, когда мне сказали, что Олег Николаевич Ефремов меня приглашает в свой театр, и я уже должен был ехать на гастроли на Сахалин – играть повара в «Чайке»… А мне пришлось отказаться: мол, у меня свадьба в Лос-Анжелесе. Но в глубине души я знал, что всегда могу вернуться. Я уезжал не так, как уезжала основная эмиграция в 1970-е или в начале 1980-х: они-то ехали без возврата.

И вам сразу удалось попасть в обойму голливудских актеров?

Нет, конечно. Первое время это была просто нереальная мечта – стать актером без английского языка. Английского я никогда не знал, в школе моим иностранным языком был французский. Так что все приходилось делать с нуля, и поначалу, чтобы зарабатывать на жизнь, приходилось делать все что угодно. Я и бутерброды резал в небольшом магазинчике, и цыплят переворачивал на гриле по 12 часов в день, потом на кладбище работал помощником на похоронах, потом землю продавал… Это, кстати, позволило мне уже не привязываться к определенным часам – с 9 до 6 – и ходить на пробы. И в 93-м году я получил свою первую работу в кино.

Список освоенных профессий впечатляет, особенно кладбище.

Между прочим, на кладбище мне очень понравилось: там тихо и свежий воздух. Это может смешно звучать, но когда я туда попал после кафе, где я с мексиканцами мыл полы и делал бутерброды и начальник засекал, как быстро я могу сделать этот самый бутерброд, - мне кладбище показалось раем. Там тебе и костюм давали, и галстук, и платили гораздо больше, и медицинская страховка была. И люди, которые серьезно к этому относились, так и оставались там работать, кормили семью.

А почему же вы не остались на кладбище?

Кто-то из эмигрантов мне говорил: не занимайся ерундой, иди учись на медбрата, к примеру – хорошая стабильная работа. Но я в принципе ничего другого, кроме актерской профессии, для себя не видел. Я не представлял, что могу заниматься чем-то другим. Пусть не сразу, пусть через пару лет, но я хотел заниматься тем, чему я учился, на что у меня был диплом. И вот в 1993 году я получил свою первую работу, попал в актерский профсоюз…

У голливудских актеров есть профсоюз?

Да, этим голливудская система отличается от здешней. Профсоюз защищает актеров. Например, рабочий день длится 8 часов; если человек снимается больше восьми часов, ему идут дополнительные деньги, а если он снимается больше двенадцати часов – то получает двойную плату. За этим следит профсоюз.

Если ты в профсоюзе и зарабатываешь в течение года определенную сумму, ты зарабатываешь себе на медицинскую страховку, и у тебя бесплатное медицинское обслуживание. Потом, если ты зарабатываешь определенную сумму в течение пяти лет (раньше было десять, но теперь они уменьшили срок), тебе идут пенсионные отчисления. Сейчас пенсионный предел, который ты можешь заработать, - $6000. Для пенсионера это очень приличные деньги; для среднего класса, например, считается очень хорошо, если человек получает $6000 в месяц в качестве зарплаты.

Еще – за этим тоже стоит профсоюз – когда фильм с твоим участием выходит на кассетах или на телевидении, тебе идут дивиденды (это называется residuals или royalties). Например, на телевизионных повторах и кассетах одного своего фильма я в течение определенного времени заработал втрое больше того, что получил непосредственно за съемки.

У профсоюзов и продюсеров разные интересы? Какие у них отношения?

Профсоюзы и продюсеры все время воюют. Допустим, сейчас идет большая борьба за диски, DVD. Система отчислений с продаж DVD еще слабо развита: актеры среднего класса вообще получают с этого очень мало, звезды – больше, но все равно Питер Джексон [режиссер трилогии «Властелин колец» по книге Дж. Р. Р. Толкиена – Ю.И.] судится сейчас с Warner Brothers или с какой-то другой дистрибьюторской компанией, потому что контроль над выпуском DVD был потерян.

Это трудно контролировать, но это же огромные деньги. Скажем, выходит фильм на DVD; через некоторое время выходит его режиссерская версия, потом еще какой-нибудь дополненный вариант – и люди все покупают. Основная прибыль студий – именно с продаж DVD, так что продюсеры и студии очень неохотно с этим расстаются. А профсоюз старается следить за тем, чтобы актеры были защищены в этом плане.

А легко стать членом профсоюза?

Это такой заколдованный круг. С одной стороны, чтобы сняться в настоящем фильме, ты должен быть членом профсоюза. А как туда попасть? Когда продюсер берет в свой фильм актера, который не является членом профсоюза, он должен заплатить профсоюзу небольшой штраф и доказать, что ему нужен именно этот конкретный актер и что он не может найти ему замену среди профсоюзных актеров.

И как вам удалось попасть в профсоюз?

Благодаря моему первому фильму, он назывался «Да здравствует Цезарь» и был снят для телеканала Show Time. Интересно, кстати, что этот фильм был сделан в 1993 году, и в нем снялся Сэмюэл Джексон – до того, как стал звездой в «Криминальном чтиве».

А для меня это был, конечно, большой шаг, потому что ведь получилось как? Я пробовался на этот фильм и понравился продюсеру – это была одна из главных ролей, барабанщик из Восточной Европы, - но они хотели, чтобы ее сыграл какой-то известный музыкант. Ему предложили, а он сказал: ну давайте, только я не буду ничего читать, - такое одолжение вроде сделал. Ну и они отказались, и роль досталась мне.

Профсоюз заботится об актерах – и не требует ничего взамен? На каких условиях человек вступает в профсоюз?

Мы платим какой-то процент от заработка профсоюзу. Там есть какой-то потолок – сумма, больше которой мы не платим. Так что получается, что для звезд, которые зарабатывают миллионы, заплатить профсоюзу $200 тысяч в год – легко, а вот актеру среднего класса отдать 2% от своего годового заработка не так-то и просто. Получается, что средний класс платит больше, чем звезды, в процентном соотношении.

А можно работать в обход профсоюза?

Сейчас идет движение, направленное на то, чтобы расшатать профсоюз. Ведь в чем здесь трудность? В том, что актеры хотят работать, а работы гораздо меньше, чем предложения, и конкуренция огромная. И если актеру говорят – давай, вот мы тебе предлагаем работу, только ты не иди по профсоюзным правилам, - трудно отказаться. Есть такие фильмы, которые продюсируют как non-union, не профсоюзные. Там есть определенная ставка, и актер может написать бумагу – это называется financial core – о том, что это его единственный заработок в данный период времени и он должен сделать этот фильм. И профсоюз потом решает, могут ли эти деньги идти ему на пенсию и т.д., но вообще это стараются не поощрять. Хотя такие случаи бывают.

Русские актеры в Голливуде играют, в основном, русских?

Да.

Почему?

Акцент.

Но ведь акцент есть не только у русских. Вот европейские актеры играют не только выходцев из своих родных стран.

Здесь много факторов. Допустим, у Антонио Бандераса сильный акцент, но он играет, и люди его принимают… Мне все время говорят: работай над акцентом, ты можешь… Это важно, конечно, но это не главное. Главное – это личность, и если ты сделал какую-то запоминающуюся и довольно крупную работу, если режиссер смог тебя как актера показать - ты уже не будешь сидеть в одном амплуа.

Хотя, наверное, с русскими тут немножко другое. Есть сильный стереотип, что русские – это или мафия, или КГБ. Но вот я играл и «плохих парней», и комедийные какие-то роли… Вот сейчас выходит телесериал «Commander-in-Chief», про женщину-президента, ее играет Джина Дэвис. А я там сыграл президента России. Вообще русского президента ведь склонны показывать таким дубовым, просоветским – а тут они работали на имидж более демократичного политика, вроде Ющенко; мне так и сказали. Смешно, кстати, мы ведь с Ющенко из одного города. Так вот, мне подседили виски, и гример нашел в Интернете фотографию Ющенко…

До отравления? Или после?

До, конечно.

Вы никогда не хотели попробовать себя в европейском кино?

Как сказать. Я вообще люблю работать, и деньги для меня не главное. Если есть какой-то интересный проект, то для меня это просто вопрос расписания. Но тут есть еще такой момент: в Голливуде все время надо быть в состоянии боевой готовности, все время работать. Ты не можешь надолго выпадать из этого круга, потому что даже о звездах, которые какое-то время не появляются нигде, быстро забывают. Кроме того, ты зарабатываешь себе на медицинскую страховку, на пенсию. И если ты уезжаешь надолго, ты должен для себя решить, так ли тебе интересен проект, ради которого ты уезжаешь.

Нельзя усидеть на двух стульях сразу. Даже такие европейские звезды, как Депардье, – я уверен, что если бы он решил жить в Лос-Анжелесе, то наверняка был бы больше на виду и снимался бы больше. Так что даже у звезд, если они отдаляются от Голливуда, это сказывается на карьере. И тут уж нужно для себя решить, что тебе важнее.

А как стать голливудской звездой? Это легко для иностранцев?

Конечно, чего скрывать, у европейских и у русских актеров есть какая-то своя ниша. Естественно, в ней меньше ролей, но и меньше конкуренции. А насчет стать звездой – ну кто из иностранцев стал звездой в Голливуде?

Тот же Бандерас.

Да, но все равно их очень мало. И потом, ведь Бандерас в Голливуде олицетворяет не испанца, а латиноамериканца, а это огромная часть Америки. Это еще и с бизнесом связано: сколько стран третьего мира и не только будут смотреть своего героя.

Или, допустим, феномен Шварценеггера. Суть в том, что Америка дает возможность добиться чего-нибудь, если ты личность. И Шварценеггер – не актер, но зато, как ни крути, он личность. Он себя сделал – и физически, и благодаря уму и настойчивости. Или вот Сталлоне: он не актер уровня Дастина Хоффмана или Энтони Хопкинса, но так себя сделать, как он – это тоже большой труд. Ведь он сам написал сценарий «Рокки», ходил с этим сценарием к продюсерам, ему говорили – вот тебе $80 тысяч, мы покупаем сценарий, до свиданья. И тогда, в 1970-е, для безработного актера это были большие деньги. Но он не согласился на это, а поставил условие: фильм будет только с его участием. Многие на его месте взяли бы деньги – и где бы они были? А он настоял на своем, и это важно, это индивидуальность.

А стать звездой… здорово, конечно, к этому стремиться, но моя задача – работать, улучшать свое мастерство, раскрывать свой актерский потенциал. А куда уж оно вынесет – это вопрос второй. Рецептов тут нет, главное – заниматься интересной работой. Я и в театральных постановках участвую, потому что это тоже работа над мастерством.

Есть хороший пример иностранной «звездности». Это ваш полный тезка, практически: актер Эли Уоллах (Илья Волох?), сын эмигрантов из Польши, который сделал большую карьеру в «старом» Голливуде – снимался в «Великолепной семерке», «Таинственной реке», в фильме «Хороший, плохой, злой»…

Да, это такая старая гвардия. Был Аким Тамиров, была Успенская. Это все был МХАТ, они заложили основы актерской игры и очень сильно повлияли на Голливуд. Михаил Чехов, например, был номинирован на «Оскар» за роль второго плана в фильме Хичкока. У Акима Тамирова – звезда на бульваре Сансет. Ну, может быть, дело в том, что это был старый МХАТ, который имел огромное влияние на развитие актерского искусства, так что они были больше на виду…

А сейчас такое возможно?

Я считаю, что главное – это упорство, настойчивость, умение концентрироваться на том, чего ты хочешь. А уровни везде разные. Есть, как они говорят, working actor, который постоянно работает; есть более узнаваемые актеры; есть те, кто снимается в B-movies, которые выходят на кассетах… Тот же Аким Тамиров ведь не был Кларком Гейблом своего времени, он не был звездой номер один.

Не хотите поработать в России?

Было бы интересно. Я только понаслышке знаю о том, как здесь работают. Хотелось бы, конечно, но это нужно пожить здесь, как-то втянуться…

То есть у вас нет цели работать в России?

Моя жизнь там, а если этим серьезно заниматься, то жить нужно здесь. Просто попробовать, для себя, было бы интересно, а вот на долгое время переезжать в Россию – это уже сложнее. Если бы возник какой-то интересный и значимый проект здесь, я бы, может, по-другому на это смотрел; я ведь могу себе позволить приехать сюда, потом уехать… И все равно, как ни крути, здесь роли могли бы быть интереснее, потому что там на тебя смотрят с очень определенных позиций. А в России есть что играть. Вот русских сериалов, например, я видел мало, но среди них есть очень качественные: та же «Бригада» или «Бандитский Петербург». И в сериале «Две судьбы» я видел очень хорошие актерские работы…

Я могу себе позволить поработать в России – чисто из творческого интереса. Но ведь этим нужно заниматься. Мне говорили, мол, если тебе это надо, поговори с кем-то на телевидении, пусть сделают серию интервью – и это будет уже другой уровень: русский актер, который работает в Голливуде. То есть ты уже идешь не вместе со всеми остальными, не на общем потоке.

Тут есть еще такой момент: соглашаться на те же работы, что и в Голливуде, нет смысла: вот если это будет действительно большая драматическая роль, где можно показать что-то… Но тут тоже заколдованный круг: чтобы такая роль возникла, нужно где-то засветиться, помелькать. Думаю, мне было бы интересно поработать на каком-нибудь проекте в России, а дальше уже посмотреть, что их этого выйдет.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).