В 1990 году выпускник школы-студии МХАТ Илья Волох уехал в США. Там он женился на американке, поселился в Лос-Анжелесе и стал одним из успешных актеров Голливуда. В отличие от русских актеров, бывающих в Голливуде наездами в качестве приглашенных гостей (Владимир Машков или Дина Корзун), Илья Волох уже 12 лет работает на американской фабрике грез и хорошо представляет себе ее сильные и слабые стороны. Он снимался в таких фильмах, как «Самолет президента» (с Харрисоном Фордом), «Рыба-меч» (с Джоном Траволтой), «Поворот» (с Дженифер Лопес и Шоном Пенном). Недавно актер приехал в Россию – впервые с 1990 года. Юлия Идлис встретилась с русским «гражданином Голливуда» и расспросила его о том, чем занимается актерский профсоюз в Америке, как стать звездой Голливуда и нужно ли после этого возвращаться в отечественное кино.
Вы уехали в Голливуд за мечтой, за мифом – или это был продуманный шаг? Вы знали, на что шли?
Трудно сказать. У меня и здесь, в школе-студии МХАТ, хорошо получалось: я показывался в разные театры, и в четыре из них меня брали, в том числе в МХАТ под руководством Олега Ефремова. Но, конечно, у меня была мечта попробовать себя там.
Естественно, то, что я слышал о Голливуде, и то, что там реально существует, - это совершенно разные вещи. Но просто была мечта – увидеть Голливуд. Так получилось, что мы участвовали в театральном обмене между школами-студиями Северной Каролины и Московского художественного театра. Мы там играли «Чайку», «На бойком месте» Островского, а потом американцы приезжали сюда… В общем, там я познакомился с американкой. Думаю, это не могло получиться чисто по расчету: ведь и чувства были, и отношения… И это было непростое решение - уехать, потому что я уже знал, что уезжаю отсюда, но все равно показывался во все театры, и самый трудный момент был, когда мне сказали, что Олег Николаевич Ефремов меня приглашает в свой театр, и я уже должен был ехать на гастроли на Сахалин – играть повара в «Чайке»… А мне пришлось отказаться: мол, у меня свадьба в Лос-Анжелесе. Но в глубине души я знал, что всегда могу вернуться. Я уезжал не так, как уезжала основная эмиграция в 1970-е или в начале 1980-х: они-то ехали без возврата.
И вам сразу удалось попасть в обойму голливудских актеров?
Нет, конечно. Первое время это была просто нереальная мечта – стать актером без английского языка. Английского я никогда не знал, в школе моим иностранным языком был французский. Так что все приходилось делать с нуля, и поначалу, чтобы зарабатывать на жизнь, приходилось делать все что угодно. Я и бутерброды резал в небольшом магазинчике, и цыплят переворачивал на гриле по 12 часов в день, потом на кладбище работал помощником на похоронах, потом землю продавал… Это, кстати, позволило мне уже не привязываться к определенным часам – с 9 до 6 – и ходить на пробы. И в 93-м году я получил свою первую работу в кино.
Список освоенных профессий впечатляет, особенно кладбище.
Между прочим, на кладбище мне очень понравилось: там тихо и свежий воздух. Это может смешно звучать, но когда я туда попал после кафе, где я с мексиканцами мыл полы и делал бутерброды и начальник засекал, как быстро я могу сделать этот самый бутерброд, - мне кладбище показалось раем. Там тебе и костюм давали, и галстук, и платили гораздо больше, и медицинская страховка была. И люди, которые серьезно к этому относились, так и оставались там работать, кормили семью.
А почему же вы не остались на кладбище?
Кто-то из эмигрантов мне говорил: не занимайся ерундой, иди учись на медбрата, к примеру – хорошая стабильная работа. Но я в принципе ничего другого, кроме актерской профессии, для себя не видел. Я не представлял, что могу заниматься чем-то другим. Пусть не сразу, пусть через пару лет, но я хотел заниматься тем, чему я учился, на что у меня был диплом. И вот в 1993 году я получил свою первую работу, попал в актерский профсоюз…
У голливудских актеров есть профсоюз?
Да, этим голливудская система отличается от здешней. Профсоюз защищает актеров. Например, рабочий день длится 8 часов; если человек снимается больше восьми часов, ему идут дополнительные деньги, а если он снимается больше двенадцати часов – то получает двойную плату. За этим следит профсоюз.
Если ты в профсоюзе и зарабатываешь в течение года определенную сумму, ты зарабатываешь себе на медицинскую страховку, и у тебя бесплатное медицинское обслуживание. Потом, если ты зарабатываешь определенную сумму в течение пяти лет (раньше было десять, но теперь они уменьшили срок), тебе идут пенсионные отчисления. Сейчас пенсионный предел, который ты можешь заработать, - $6000. Для пенсионера это очень приличные деньги; для среднего класса, например, считается очень хорошо, если человек получает $6000 в месяц в качестве зарплаты.
Еще – за этим тоже стоит профсоюз – когда фильм с твоим участием выходит на кассетах или на телевидении, тебе идут дивиденды (это называется residuals или royalties). Например, на телевизионных повторах и кассетах одного своего фильма я в течение определенного времени заработал втрое больше того, что получил непосредственно за съемки.
У профсоюзов и продюсеров разные интересы? Какие у них отношения?
Профсоюзы и продюсеры все время воюют. Допустим, сейчас идет большая борьба за диски, DVD. Система отчислений с продаж DVD еще слабо развита: актеры среднего класса вообще получают с этого очень мало, звезды – больше, но все равно Питер Джексон [режиссер трилогии «Властелин колец» по книге Дж. Р. Р. Толкиена – Ю.И.] судится сейчас с Warner Brothers или с какой-то другой дистрибьюторской компанией, потому что контроль над выпуском DVD был потерян.
Это трудно контролировать, но это же огромные деньги. Скажем, выходит фильм на DVD; через некоторое время выходит его режиссерская версия, потом еще какой-нибудь дополненный вариант – и люди все покупают. Основная прибыль студий – именно с продаж DVD, так что продюсеры и студии очень неохотно с этим расстаются. А профсоюз старается следить за тем, чтобы актеры были защищены в этом плане.
А легко стать членом профсоюза?
Это такой заколдованный круг. С одной стороны, чтобы сняться в настоящем фильме, ты должен быть членом профсоюза. А как туда попасть? Когда продюсер берет в свой фильм актера, который не является членом профсоюза, он должен заплатить профсоюзу небольшой штраф и доказать, что ему нужен именно этот конкретный актер и что он не может найти ему замену среди профсоюзных актеров.
И как вам удалось попасть в профсоюз?
Благодаря моему первому фильму, он назывался «Да здравствует Цезарь» и был снят для телеканала Show Time. Интересно, кстати, что этот фильм был сделан в 1993 году, и в нем снялся Сэмюэл Джексон – до того, как стал звездой в «Криминальном чтиве».
А для меня это был, конечно, большой шаг, потому что ведь получилось как? Я пробовался на этот фильм и понравился продюсеру – это была одна из главных ролей, барабанщик из Восточной Европы, - но они хотели, чтобы ее сыграл какой-то известный музыкант. Ему предложили, а он сказал: ну давайте, только я не буду ничего читать, - такое одолжение вроде сделал. Ну и они отказались, и роль досталась мне.
Профсоюз заботится об актерах – и не требует ничего взамен? На каких условиях человек вступает в профсоюз?
Мы платим какой-то процент от заработка профсоюзу. Там есть какой-то потолок – сумма, больше которой мы не платим. Так что получается, что для звезд, которые зарабатывают миллионы, заплатить профсоюзу $200 тысяч в год – легко, а вот актеру среднего класса отдать 2% от своего годового заработка не так-то и просто. Получается, что средний класс платит больше, чем звезды, в процентном соотношении.
А можно работать в обход профсоюза?
Сейчас идет движение, направленное на то, чтобы расшатать профсоюз. Ведь в чем здесь трудность? В том, что актеры хотят работать, а работы гораздо меньше, чем предложения, и конкуренция огромная. И если актеру говорят – давай, вот мы тебе предлагаем работу, только ты не иди по профсоюзным правилам, - трудно отказаться. Есть такие фильмы, которые продюсируют как non-union, не профсоюзные. Там есть определенная ставка, и актер может написать бумагу – это называется financial core – о том, что это его единственный заработок в данный период времени и он должен сделать этот фильм. И профсоюз потом решает, могут ли эти деньги идти ему на пенсию и т.д., но вообще это стараются не поощрять. Хотя такие случаи бывают.
Русские актеры в Голливуде играют, в основном, русских?
Да.
Почему?
Акцент.
Но ведь акцент есть не только у русских. Вот европейские актеры играют не только выходцев из своих родных стран.
Здесь много факторов. Допустим, у Антонио Бандераса сильный акцент, но он играет, и люди его принимают… Мне все время говорят: работай над акцентом, ты можешь… Это важно, конечно, но это не главное. Главное – это личность, и если ты сделал какую-то запоминающуюся и довольно крупную работу, если режиссер смог тебя как актера показать - ты уже не будешь сидеть в одном амплуа.
Хотя, наверное, с русскими тут немножко другое. Есть сильный стереотип, что русские – это или мафия, или КГБ. Но вот я играл и «плохих парней», и комедийные какие-то роли… Вот сейчас выходит телесериал «Commander-in-Chief», про женщину-президента, ее играет Джина Дэвис. А я там сыграл президента России. Вообще русского президента ведь склонны показывать таким дубовым, просоветским – а тут они работали на имидж более демократичного политика, вроде Ющенко; мне так и сказали. Смешно, кстати, мы ведь с Ющенко из одного города. Так вот, мне подседили виски, и гример нашел в Интернете фотографию Ющенко…
До отравления? Или после?
До, конечно.
Вы никогда не хотели попробовать себя в европейском кино?
Как сказать. Я вообще люблю работать, и деньги для меня не главное. Если есть какой-то интересный проект, то для меня это просто вопрос расписания. Но тут есть еще такой момент: в Голливуде все время надо быть в состоянии боевой готовности, все время работать. Ты не можешь надолго выпадать из этого круга, потому что даже о звездах, которые какое-то время не появляются нигде, быстро забывают. Кроме того, ты зарабатываешь себе на медицинскую страховку, на пенсию. И если ты уезжаешь надолго, ты должен для себя решить, так ли тебе интересен проект, ради которого ты уезжаешь.
Нельзя усидеть на двух стульях сразу. Даже такие европейские звезды, как Депардье, – я уверен, что если бы он решил жить в Лос-Анжелесе, то наверняка был бы больше на виду и снимался бы больше. Так что даже у звезд, если они отдаляются от Голливуда, это сказывается на карьере. И тут уж нужно для себя решить, что тебе важнее.
А как стать голливудской звездой? Это легко для иностранцев?
Конечно, чего скрывать, у европейских и у русских актеров есть какая-то своя ниша. Естественно, в ней меньше ролей, но и меньше конкуренции. А насчет стать звездой – ну кто из иностранцев стал звездой в Голливуде?
Тот же Бандерас.
Да, но все равно их очень мало. И потом, ведь Бандерас в Голливуде олицетворяет не испанца, а латиноамериканца, а это огромная часть Америки. Это еще и с бизнесом связано: сколько стран третьего мира и не только будут смотреть своего героя.
Или, допустим, феномен Шварценеггера. Суть в том, что Америка дает возможность добиться чего-нибудь, если ты личность. И Шварценеггер – не актер, но зато, как ни крути, он личность. Он себя сделал – и физически, и благодаря уму и настойчивости. Или вот Сталлоне: он не актер уровня Дастина Хоффмана или Энтони Хопкинса, но так себя сделать, как он – это тоже большой труд. Ведь он сам написал сценарий «Рокки», ходил с этим сценарием к продюсерам, ему говорили – вот тебе $80 тысяч, мы покупаем сценарий, до свиданья. И тогда, в 1970-е, для безработного актера это были большие деньги. Но он не согласился на это, а поставил условие: фильм будет только с его участием. Многие на его месте взяли бы деньги – и где бы они были? А он настоял на своем, и это важно, это индивидуальность.
А стать звездой… здорово, конечно, к этому стремиться, но моя задача – работать, улучшать свое мастерство, раскрывать свой актерский потенциал. А куда уж оно вынесет – это вопрос второй. Рецептов тут нет, главное – заниматься интересной работой. Я и в театральных постановках участвую, потому что это тоже работа над мастерством.
Есть хороший пример иностранной «звездности». Это ваш полный тезка, практически: актер Эли Уоллах (Илья Волох?), сын эмигрантов из Польши, который сделал большую карьеру в «старом» Голливуде – снимался в «Великолепной семерке», «Таинственной реке», в фильме «Хороший, плохой, злой»…
Да, это такая старая гвардия. Был Аким Тамиров, была Успенская. Это все был МХАТ, они заложили основы актерской игры и очень сильно повлияли на Голливуд. Михаил Чехов, например, был номинирован на «Оскар» за роль второго плана в фильме Хичкока. У Акима Тамирова – звезда на бульваре Сансет. Ну, может быть, дело в том, что это был старый МХАТ, который имел огромное влияние на развитие актерского искусства, так что они были больше на виду…
А сейчас такое возможно?
Я считаю, что главное – это упорство, настойчивость, умение концентрироваться на том, чего ты хочешь. А уровни везде разные. Есть, как они говорят, working actor, который постоянно работает; есть более узнаваемые актеры; есть те, кто снимается в B-movies, которые выходят на кассетах… Тот же Аким Тамиров ведь не был Кларком Гейблом своего времени, он не был звездой номер один.
Не хотите поработать в России?
Было бы интересно. Я только понаслышке знаю о том, как здесь работают. Хотелось бы, конечно, но это нужно пожить здесь, как-то втянуться…
То есть у вас нет цели работать в России?
Моя жизнь там, а если этим серьезно заниматься, то жить нужно здесь. Просто попробовать, для себя, было бы интересно, а вот на долгое время переезжать в Россию – это уже сложнее. Если бы возник какой-то интересный и значимый проект здесь, я бы, может, по-другому на это смотрел; я ведь могу себе позволить приехать сюда, потом уехать… И все равно, как ни крути, здесь роли могли бы быть интереснее, потому что там на тебя смотрят с очень определенных позиций. А в России есть что играть. Вот русских сериалов, например, я видел мало, но среди них есть очень качественные: та же «Бригада» или «Бандитский Петербург». И в сериале «Две судьбы» я видел очень хорошие актерские работы…
Я могу себе позволить поработать в России – чисто из творческого интереса. Но ведь этим нужно заниматься. Мне говорили, мол, если тебе это надо, поговори с кем-то на телевидении, пусть сделают серию интервью – и это будет уже другой уровень: русский актер, который работает в Голливуде. То есть ты уже идешь не вместе со всеми остальными, не на общем потоке.
Тут есть еще такой момент: соглашаться на те же работы, что и в Голливуде, нет смысла: вот если это будет действительно большая драматическая роль, где можно показать что-то… Но тут тоже заколдованный круг: чтобы такая роль возникла, нужно где-то засветиться, помелькать. Думаю, мне было бы интересно поработать на каком-нибудь проекте в России, а дальше уже посмотреть, что их этого выйдет.