будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Гордыня и предубеждение

Гордыня и предубеждение
kirill_kobrin_98

В Британии этой осенью взялись оплевывать главные свои национальные достояния – и то, которое проходит скорее по ведомству «достояния», и то, что уж точно является «национальным». Самого богатого из ныне живущих художников Дэмьена Херста освистывают за недавно открывшуюся выставку картин. Не претендуя на звание «арт-критика», заявлю совершенно определенно – я ничего не понимаю в творчестве художника Херста. То есть, я прекрасно знаю, что раньше он мариновал животных в формалине, чем лет 15-20 назад снискал громкую славу. Кстати говоря, в комментариях к одной из нынешних ругательных статей в «Таймс» по поводу херстовской выставки, один из читателей приводит анекдот, якобы случившийся с его тетушкой. Пожилая женщина, узнав о цене, за которую была продана то ли формалиновая корова, то ли формалиновая акула, сказала: «Я мариную огурцы уже пятьдесят лет – и никто не заплатил мне за это ни пенса!». Тетушке можно возразить – выдающийся художник современности все-таки консервировал животных, а не бездушные овощи, причем, делал это безо всякой гастрономической цели, так сказать, ради чистой красоты, искусство для искусства. Тут самое время вспомнить домохозяек из другой страны, Чехии, где маринуют именно мясо – топят сардельки в банках с уксусом, издевательски обзывая их «утопенцами», «утопленниками» по-русски. Более того, продукт этой чешской с позволения сказать кулинарии столь скулосводящ, что гастрономическая цель в уксусном умерщвлении плоти сарделек не просматривается; их просто топят, как Герасим Муму, и все тут. В развитие темы утопленников и высокого современного искусства -- еще одна история: в Чехии есть замечательный художественный шут Давид Черны, тот самый, который чуть меньше года назад возмутил демократическую и объединенную Европу инсталляцией «Энтропа», выставленной в Брюсселе в штаб-квартире ЕС. Этот Черны лет шесть тому назад выставил на очередной Пражской бьеннале современного искусства своего утопленника, Саддама Хуссейна. В большом стеклянном аквариуме очень натуральный Хуссейн (которого тогда, кажется, уже заловили, но еще не собирались вешать) был утоплен в какой-то жидкости -- как истинный утопенец, да еще и с петлей на шее. Тут сошлось все – и пародия на Херста, и несчастные чешские сардельки, и даже известный в советское время «Репортаж с петлей на шее» Юлиуса Фучика. Черны, будучи истинным творцом – то есть, одним из тех, кому открывается истина – провидел будущее: Саддама Хуссейна повесили и он навсегда остался плавать с петлей на шее в формалине нашего жалкого сознания.

            Но вернемся к Дэмьену Херсту. Охладев к расчленению животных и погружению их частей (либо их целиком) в специально подготовленные растворы, художник принялся за художественную трансформацию других областей человеческой деятельности. Особенно его привлекали ювелирное дело и медицина (прежде всего, анатомия) – на пересечении этих двух интересов возникло такое окончательное и бесповоротное произведение искусства, как усыпанный бриллиантами череп. Это творение, как и некоторые другие, меньшей силы, но не меньшего мастерства, продемонстрировали поворот Херста от «чистого искусства» к прямому морализаторству – ведь что вопиет бриллиантовая черепушка, как не memento mori! Более того, уже следующая манипуляция с черепом, продажа его толстосуму за непомерные деньги, показала нам уже совсем другого Херста – социального критика: провокация удалась, чудовищная сумма выброшена непонятно на что. Тем самым, художник локализовал топос, где можно попытаться обнаружить определение «современного искусства» - это и есть то самое «непонятно что». Этический жест британца завершился актом практической гносеологии.

            Триумф следовал за триумфом, но Дэмьен, обладая тонкой артистической душой, скучал. Что может быть больше чем деньги – только еще больше денег, не так ли? И они сыпались во все большем изобилии, пока наш творец не решился на новый жест, смысл которого иначе, чем c помощью апофатического богословия и гностического комментария, не объяснить. Из сверхудачного современного художника Херст задумал превратиться в жалкого мазилу, в презренного лузера, который возит кистью по холсту. Иными словами, он стал обычным живописцем и принялся писать картины. Вот уж настоящее испытание для гения! В интервью Херст посетовал, что не брал кисти в руку со времен художественной школы и вообще основательно подзабыл основы ремесла. На этот раз он даже работал без помощников, рисовал сам, фактически влезая в шкуру своих великих предшественников-модернистов – трудился просто как какой-то там Ван Гог или Пикассо, в гордом одиночестве. Плоды трудов Херст выставил в галерее Wallace Collection, в комнатах, обтянутых, на его же денежки, превосходными шелковыми обоями с любимым рисунком королевы Марии Антуанетты. Эта несчастная монархиня, как известно, закончила свои дни на гильотине; наш замечательный художник имел удовольствие быть многократно гильотинированным толпой рассерженных арт-критиков. Херста обвинили в неумении рисовать, в отсутствии таланта живописца, в подражательстве Фрэнсису Бэкону и так далее. Раздались даже совсем уже непристойные намеки на то, что самый богатый художник мира, быть может, не заслуживает своего богатства… В общем, Дэмьен Херст добился своего – вознесясь на трон современного искусства, он по собственному же желанию низвергся в самый его ад, где, подобно Орфею, оказался растерзан вакханками и вакханами арт-критики. Разве этот добровольный жест самозаклания, принесения себя в жертву не роднит его с Богом? Не являемся ли мы свидетелями спектакля невиданной гордыни? Сложно сказать. Впрочем, одно очевидно – нет ничего глупее, чем упрекать Херста в том, что он не по праву является самым богатым художником мира. Скажем, самый богатый сталевар или самый богатый нефтедобытчик мира разве являются таковыми по какому-то праву?

            А за месяц до гонений на живописца Херста взялись за британское «национальное достояние» Стивена Фрая. В той же «Таймс» появилась статья под названием «Является ли Стивен Фрай самым надоедливым человеком в Британии?». Актеру и писателю (надо сказать, не самому плохому) был предъявлен длинный реестр претензий  -- который оказался лишь перечислением почти всего того, из чего состояла (и состоит) карьера Фрая. Лорд Мелчетт, Дживс, документальный фильм о маниакально-депрессивном психозе, документальный сериал об Америке, документальный сериал о вымирающих животных, телевикторина, реклама, конечно же… Отвратительно, не правда ли? лучше бы британский актер снялся в полдюжине голливудских боевиков и вел шоу «Ку-ку! Не талантище ли Вы, уважаемый?». Но самое большое раздражение у журналиста «Таймс» вызвала популярность микроблога Фрая на Twitter – вот уж, действительно, на что разменивается этот человек? Как он смеет досаждать окружающим подробностями своего последнего посещения спортивного зала?

Здесь возникает забавная параллель нынешним нападкам на Дэмьена Херста: современного художника обвиняют в том, что он плохо рисует, а прекрасного писателя, актера, поборника чудесной английской театральной и литературной традиции Фрая – в том, что он слишком занят новейшими технологиями. И все это происходит в стране, где еще недавно «здравый смысл» заменял любую умозрительную философию.

См. также другие тексты автора:

  • Эдвардианский рокайль зла
  • Столпы общества
  • Из жизни беглецов
  • Kissing an Evil
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).