«Гражданский брак» в глазахпартнеров – это неписаный договор, который заключают партнеры, беря на себяличные обязательства по поддержанию «теплых взаимных отношений». «Трансформацияинтимности», таким образом, происходит незаметно, несмотря на официальныепризывы к брачности и деторождению». О результатах исследований рассказываетсоциолог из Санкт-Петербурга Лариса Шпаковская.
Сегоднямногие говорят о том, что современная семья сильно изменилась по сравнению стем, какой она была каких-то 15-20 лет назад. Одним из наиболее заметныхсвидетельств этих изменений являются «гражданские браки»[1]. В российском контекстеобсуждение этих изменений не является нейтральным. Консервативно настроенныеобщественные деятели и ученые явно или косвенно оценивают эти изменениянегативно и связывают их с разложением института семьи, влекущим за собойразного рода социальные проблемы: от неудовлетворенности браком и низкойуспеваемости детей до снижения рождаемости, ведущей к депопуляции и вырождениюнации. «Прогрессисты» полагают, что изменения в сфере семьи являютсясвидетельством существенных социальных сдвигов в направлении индивидуализации,рефлексивности и демократизации интимности. Согласно этому последнему взгляду,институт семьи не исчезает, а трансформируется, приобретая такие формы, которыеотвечают потребностям современного человека.
Несмотря нато, что в дебатах по поводу направлений изменения семьи и гражданских браковсломано немало копий, я намерена внести свой вклад в эту дискуссию, попытавшисьрассмотреть эту проблему с социологической точки зрения. В статье я используюматериалы нескольких социологических исследований, посвященных семье, ипроведенных Санкт-Петербургским филиалом Высшей школы экономики, участницей иорганизатором которых я выступала.
В России еще недавно гражданские браки былидостаточно маргинальным явлением. Сегодня эта практика становится болеераспространенной и морально приемлемой. Такие выводы позволяют сделать, вчастности, результаты фокус-групп с представителями разных поколений,проведенные в рамках исследований. Так, представительницы старшего поколения,женщины в возрасте от 55 до 75 лет полагали в качестве видимого изменения вжизни молодого поколения распространение «гражданских браков». Одновременнопредставительницы старшего поколения крайне негативно оценили это явление.Представительницы молодого поколения, женщины в возрасте от 18 до 25 лет, былинастроены толерантно в отношении гражданского брака, полагая, что он не толькоможет, но и должен предшествовать браку официальному. Анализ статистическихданных тем не менее показывает, что такие союзы сложно назвать массовымявлением. Так, перепись населения 2002 года показала, что примерно 7% россиянбрачного возраста на этот момент состояли в гражданских союзах[2]. По данным опроса ФОМ (2004), опыт сожительства когда-либо имели 22%россиян.
Практика сожительства неодинаковораспространена среди разных возрастных групп. Молодые люди менее склоннырегистрировать свои отношения. Так, в возрасте 18-20[3] лет две трети всех союзов являются незарегистрированными, в возрасте21-24 года – четверть, 25-29 лет – пятая доля (Вовк, 2005). Эти тенденциивполне соответствуют западным трендам в области брачного поведения. Длясравнения, в 2000 году в США число проживающих совместно без регистрации бракапар составило 9% от всех брачных союзов (Dush, Cohan, Amato, 2003).
Несмотря на то, что«гражданский брак» часто рассматривается как явление достаточно новое, этопонятие в России имеет длинную историю. Оно появляется во второй половине ХIХ века для обозначения супружеского союза,заключенного без религиозного освящения в органах государственной власти[4]. Большевистская политикапосле 1917 года лишила законного статуса церковные браки. Гражданскими браками сталиназываться светские браки – как прошедшие регистрацию в отделах ЗАГС, так и незарегистрированные. Вплоть до 1944 года незарегистрированные союзы по законубыли уравнены в правах с зарегистрированными, то есть давали возможностьнаследования, раздела совместно нажитого имущества в случае развода, а такжеавтоматического признания отцовства детей, рожденных в таких союзах. Впослевоенный период незарегистрированные союзы запрещаются, и против нихразворачивается идеологическая кампания. Штамп в паспорте стал также важен длясоциальной успешности: продвижения по службе, выезда за рубеж. С этого временивыражение «гражданский брак» начинает использоваться как эвфемизм дляобозначения сожительства без юридического оформления. Незарегистрированныесоюзы стали относительно редким явлением и были распространены, главнымобразом, среди маргинальных слоев общества. Семейная нестабильность, незарегистрированныесоюзы, частая смена партнеров, промискуитет были характерны для лиц,находящихся на дне общества, по разным причинам оказавшимися нелегалами,алкоголиками, преступниками. «Презрение к загсовскому штампику» было характернои для советских диссидентских кругов, в которых крещение детей, совместнаяжизнь без официальной регистрации или частая смена партнеров выступали формойинакомыслия и инакодействия в условиях, когда открытый протест невозможен (Zdravomyslova, 2001; Чуйкина, 1996). Пренебрежениеофициальными нормами брачного и сексуального поведения отличало также и«золотую» молодежь – выходцев из среды номенклатурной и культурной элиты впозднесоветском обществе (Козлова, 2005).
В постсоветское время практикасовместного проживания без регистрации брака становится не простораспространенной, но воспринимаемой многими как нормальная; она неассоциируется больше с маргинальными слоями общества. Незарегистрированныесоюзы становятся возможными благодаря либерализации гражданского и семейного законодательства.Упрощенная процедура установления отцовства для детей, рожденных вне брака, правополучения матерями социальных льгот и выплат вне зависимости от семейногоположения, возможность оформления имущества в совместную собственность изаключения договора о совместном проживании – все это позволяет гражданскимсупругам не только регулировать имущественные отношения между собой, но ипретендовать на некоторые социальные льготы и гарантии.
Во второй половине 2000-х вроссийских медиа наблюдается политизация общественного обсуждениянезарегистрированных союзов, прежде всего, в связи с идеологией укреплениясемьи, решения демографической проблемы и повышения рождаемости. Консервативнонастроенные социологи и демографы определяют гражданские союзы как«ненастоящие» или «неполноценные» браки; распространение таких союзов считаетсяими причиной снижения рождаемости. Нормативной моделью супружеских отношенийвновь провозглашается официально зарегистрированный брак. Православная Церковьтакже высказывается против гражданских союзов. Например, православнаялитература и публикации на Интернет-сайтах называют такие браки «греховными»,«школой безответственных наслаждений», «блудом». Принятая в 2007 году «Концепциягосударственной политики в отношении молодой семьи» вводит понятие«благополучной семьи», основным критерием которой является наличиезарегистрированных брачных отношений между родителями, а также наличие детей,количество которых равно двум, трем и более для обеспечения «расширенноговоспроизводства населения по данному региону» (Концепция государственнойполитики... 2007). Сегодня сложно сказать, насколько эффективной оказываетсяэта пропаганда, останется ли она исключительно формой политической риторики илинайдет какой-то отклик в сердцах граждан. Так или иначе, отношение к«гражданским бракам» в российской истории неоднократно менялось. Нужноотметить, что никакой значимой связи с проблемами рождаемости, которыепредполагается решать путем укрепления семьи, при этом не наблюдалось – уровеньрождаемости неуклонно сокращался на протяжении столетия.
Социологиполагают, что распространение «гражданских браков» связано со спецификойорганизации современной экономики, которая становится все более быстроизменяющейся, а, следовательно, требующей мобильности трудовых ресурсов[5], что в свою очередь ведет крастущей нестабильности, неопределенности и ненадежности социальных структур,что также касается и сферы брачных отношений. С одной стороны, люди все менеесклонны вступать в долгосрочные отношения и обязательства «пока смерть неразлучит нас», предпочитая их временным, преходящим, соответствующим актуальнымпотребностям и отношениям «пока сохраняется удовлетворенность». С другой стороны,современные индивиды склонны медлить, оттягивать момент наступления некоторыхзначимых событий в своей жизни, которые могут угрожать их мобильному и текучемуположению (Бауман, 2008: 176). Респонденты, принявшие участие в нашихисследованиях, будучи профессионалами, занятыми в экономике крупногомегаполиса, оказываются подобны «странникам», которые склонны выбирать наиболееприемлемые для себя условия работы, организации повседневной жизни и интимныхотношений. Брачное и репродуктивное поведение становится для них частью единогожизненного сознательного проекта. Например, вопрос о рождении ребенка ираспределения ответственности за детей связан с выборами относительнопрофессиональной карьеры партнеров/супругов, места жительства, он также решаетсяв связи с достижением определенного уровня благосостояния, потребительскихстандартов, материальных и жилищных условий пары.
Для пониманиясмысла и ценности «гражданского брака» в современных условиях важным выступаеттакое понятие обыденного языка, как «отношения». По мнению принявших участие висследовании молодых мужчин и женщин, «отношения» – это основное содержаниелюбого союза, они характеризуют его качество (хорошие/плохие отношения).«Отношения» воспринимаются как нечто противоположное «обязательствам» и«ролям», с которыми ассоциируется официально зарегистрированный брак. Иначеговоря, современный союз мужчины и женщины заключается не столько как даньтрадиции или результат желания следовать официально одобряемым правиламповедения, сколько из стремления достичь хороших отношений, понимания ивзаимной поддержки. «Отношения» являются результатом постоянных переговоров исоглашений, сознательно выбранных ограничений на основе взаимной привязанностии любви. Они возникают в результате целенаправленной эмоциональной работыпартнеров по самоограничению и саморазвитию. «Гражданский брак» в глазахпартнеров – это неписаный договор, который заключают партнеры, беря на себяличные обязательства по поддержанию «теплых взаимных отношений». При этом потерипри расторжении этого неписаного контракта ощущаются как значимо меньшие, чемпри расторжении официального брака. Возможность легко расторгнуть союз в случаенеудовлетворенности также оказывается стимулом постоянной обоюдной работы,направленной на выработку компромиссов, самоограничения, что поддерживает«хорошие отношения».
Молодые людисклонны рассматривать свой жизненный проект как разделенный на два этапа:период мобильности, автономизации, выбора и партнерства и следующий за нимпериод стабильности, оседлости, брака и родительства. Оба этих этапавоспринимаются ими как привлекательные с различных точек зрения. Традиционныйбрак не исчезает и не подвергается коренной трансформации, оставаясьпривлекательной формой совместного сосуществования, но приобретает новые смыслыв контексте рефлексивного биографического проекта молодых людей.
Эти тенденциистремления к личной удовлетворенности брачным союзом, отношениями спартнером/супругом(ой) и ответственности за принятые важные решения входят впротиворечие с внешними политическими требованиями официального дискурсаотносительно брачного и репродуктивного поведения граждан, пропагандирующегозарегистрированный брак и раннюю детность в качестве нормативных моделей. Политизация«гражданского брака» возникает как результат напряженности между консервативнымдискурсом и происходящими сдвигами в организации приватной жизни.«Трансформация интимности», таким образом, происходит незаметно, несмотря наофициальные призывы к брачности и деторождению.
Литература:
1. Dush C.M., Cohan C.L., Amato P.R. (2003). TheRelationship between Cohabitation and Marital Quality and Stability: Changeacross Cohorts? // Journal of marriage and family. Vol. 65. No.3. P. 539-549.
2. ZdravomyslovaE. (2001).Tusovka of Cafe “Saigon” – the segment of quasi-public sphere of lateSoviet society // Humpfrey R., Miller R. and Zdravomyslova.
3. Бауман З. (2008). Текучая современность. СПб:Питер.
4. Вовк Г. (2005). Незарегистрированныеинтимные союзы: "разновидности" брака или "альтернативы"ему? // Социальная реальность. №1
5. Захаров С. (2007). Трансформациябрачно-парнерских отноешнйий в России: «золотой век» традиционного бракаблизится к закату Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе Поматериалам одного исследования Сб. аналитический статей вып 1. Под ред Т.Малеевой, О. Синявской М.: НИСП. СС. 75-126.
6. Козлова Н. (2005). Реконверсия // Советскиелюди. Сцены из истории. М.: Европа. С. 435-470.
7. Концепциягосударственной политики в отношении молодой семьи (2007).
8. Победоносцев К.П. (2003). Курс гражданскогоправа. Часть 2: Права семейные,наследственные и завещательные. М.: «Статут».
9. Чуйкина С. (1996). Участие женщин в диссидентскомдвижении (1956-1986) // Гендерное измерение социальной и политическойактивности в переходный период. Сб. научн. статей / Под ред. Е. Здравомысловойи А. Темкиной. Центрнезависимых социальных исследований. Труды. Вып. 4. – СПб., 1996. С. 61-81.
Автор – канд. соц. наук,доцент факультета социологии СПб филиала ГУ-ВШЭ, старший научный сотрудникЦентра Молодежных Исследований при СПб филиале ГУ-ВШЭ. Статья подготовлена приподдержке Фонда Генриха Белля
[1] Другими значимыми изменениямивыступают такие показатели, как появление отставленного родительства, рост числаразводов, увеличение числа людей, сознательно выбирающих бездетность и/илиодиночество. Российский демограф Сергей Захаров назвал данный процесс «тихойреволюцией» середины 1990-х, подразумевая под этим целый ряд явлений в областирепродукции от повышения возраста вступления в брак и сокращения числа раннихбраков до почти полного исчезновения незапланированных беременностей (Захаров2007; 82-87).
[2] Что составляет 11% от всех завяленных союзов. Всего 57% россиянсчитали себя замужними или женатыми.
[3] При этом в возрастной группе 18-20 лет общее число брачных союзов(как зарегистрированных, так и незарегистрированных) составляет 12%.
[4] Гражданские или нецерковные браки в Россиибыли введены законом о светской регистрации раскольничьих браков в 1874 году. Сэтого момента браки раскольников получали законную силу посредством записи в метрические книги в полицейскомили волостном управлении (Победоносцев, 2003).
[5] Зигмунд Бауман относит к такимнаиболее значимым изменениям экономического порядка глобализацию экономики,гибкость и быструю изменчивость различных секторов экономики, высокуюмобильность рабочей силы, исчезновение долгосрочных трудовых контрактов,изменения принципов оплаты труда от квалификации и стажа к способностиприносить прибыль в данных экономических условиях (Бауман, 2008).