будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Культура
Маслова Саша

Гришковец-project: По-По, или Полная победа

Гришковец-project: По-По, или Полная победа
grishkovets.gif

Несколько дней назад Евгений Гришковец представил публике свой новый спектакль «По По». Название объясняется просто – в спектакле  своими словами пересказываются сюжеты произведений Эдгара Алана По, мастера готических ужастиков. Спектакль был принят публикой на "ура" – после «Планеты», выпущенной почти четыре года назад, Гришковец не предлагал своим поклонникам новых авторских спектаклей (в мхатовской «Осаде» он выступал как автор текста, пересказа «Илиады»). Сначала, впрочем, ощущалась и легкая настороженность: Гришковец впервые пригласил на сцену полноправного партнера, чей медийный вес не меньше его собственного, а такого он раньше не допускал. Всем на удивление, шоумен и продюсер телеканала СТС Александр Цекало составил Гришковцу дивный парный конферанс. Она буквально нашли друг друга – по крайней мере, в отдельно взятом «По По».

«Меня заказали/Сегодня к обеду./Машину подали,/ И я уже еду./Намеченным курсом/Увидеться с вами - /Ребята со вкусом,/Ребята с деньгами». Строчки из песни героя своей эпохи Андрея Макаревича как нельзя лучше описывают и суть происходящего, и двусмысленность «заказа» в рамках похоронной темы спектакля. «По По» --  буржуазный, с ленцой в паузах, хорошо обдуманный стеб для благополучной публики, взаимоотношения рассказчиков на сцене – спектакль в спектакле. Гришковец выводит Цекало на сцену за руку, как маленького. Рука маленького затянута в черную шелковую перчатку – пытали каленым железом какие-то злые из рассказов По. Полтора часа театральный и телевизионный острословы будут мериться силами – на чьем рассказе о закопанных заживо купленными в магазине «Все для дома» лопатами публика засмеется громче. Гришковец берет знакомой и знаковой задушевностью, Цекало – невероятной реакцией и способностью моментально нагромождать убедительный бред «в тему». По замерам смеха, пожалуй, твердая ничья.

Гришковец и Цекало окончательно научились нравиться, то есть осуществили главную мечту любого продукта на рынке, в том числе рынке культурном. Они изучили механизмы любви. Своего стремления всем нравиться Гришковец не скрывает: «В моем движении нет оппозиционного начала. То, что я делаю, абсолютно  позитивно». Это позитив рекламного ролика – немного метросексуальности, немного усталости, немного то ли наглости, то ли скромности  («Не хлопайте, не надо, вот завтра будет публика с билетами»), достаточно шарма, много такта и выверенной музыкальной пластики – без нее в мегаполисе никуда. Позитив как философия глянца. Оппозиционное начало сегодня действительно плохо продается.

Гришковцу ли не знать о расслоенности публики, которую он, тем не менее, настойчиво пытается объединить, и неустанно ищет (и находит) «наше все» в мелочах повседневной жизни (альбом «Сейчас», «Как я съел собаку», «Одновременно», «Планета») или общий знаменатель всех идущих в данный момент фильмов ужасов на экранах Москвы («По По»).   Можно даже было бы заподозрить его в  строительстве национальной идеи из воздуха, если бы не очевидное желание публично самоидентифицироваться и порефлексировать на волнующие его самого в данный момент темы (что в итоге публике идет на пользу – таково уж его гришковцовское счастливое свойство, настолько хорошо изучены «акупунктурные» зрительские точки). Через игру в высоколиквидную рефлексию и обаятельную застенчивость – утвердиться как бренд.

Бренд «Гришковец» и включенные в его орбиту дарят ту же иллюзию, что и реклама как таковая – иллюзию избавления от одиночества. Каталогизация ощущений, привычек, мыслей, присущих современному горожанину, их милое перебирание – и вот уже зритель не чувствует себя одиноким, как не чувствует он себя одиноким среди рекламных стендов и неоновых призывов. Лица рекламных кумиров создают иллюзию общения. Это как раз то, что необходимо массовому человеку, идет ли он по улице или сидит в зрительном зале. И Гришковец-project  дает зрителю то, что нужно, не забывая и высокой миссии театра. Кажущаяся простота, с которой Гришковец и Цекало описывают разнообразные смерти, и вживленный в «нуар» синкопами юмор помогают зрителям внимательнее и человечнее взглянуть на смерть, которой так равнодушно торгуют масс-медиа.

Вспомнить, над чем смеялся на спектакле «По По», невозможно. Отсмеялся -  и забыл. Скользить по поверхности культуры, не оставляя следа – тоже свойство рекламного образа. Гришковец чрезвычайно удачно  разрабатывает массовый элитаризм в искусстве – на его спектаклях каждый зритель ощущает, что к нему обращаются как к личности – потому что все схваченные приметы и сюжеты имеют индивидуальную направленность; так зритель ощущает свое возвышение. Массовое сознание, предмет неустанного интереса рекламного и культурного рынка и Гришковца как его части, становится эпицентром мироздания.  Занимательность и виртуозное исполнение внутри обозначенного жанра (а именно - жанра высокой эстрады, несмотря на протесты этому определению со стороны главного исполнителя) – эти свойства спектаклей Гришковца только подтверждают их массовый элитаризм – их любят все, кому следует, от журналиста и топ-менеджера до Романа Абрамовича. «Меня ожидают/Везде и повсюду./Меня предлагают/Как главное блюдо./В финале концерта/Просчитанный вызов - /После десерта,/Перед стриптизом».

Траектория движения Гришковец-project в пространстве культурного рынка типична для молодого успешного бренда: сначала марка изо всех сил старается стать узнаваемой, готова идти на скидки и уступки на потребительском рынке и для масс-медиа, затем следует экспансия – все только об этой марке и говорят, рынок захвачен, теперь можно передохнуть от столицы (написать романы, родить ребенка) - и вернуться в культурное поле: долгожданным, оправдывающим ожидания, немного прищуренным, все еще утомленным. С рейтингом класса «премиум». С Александром Цекало, свернувшимся на коленях клубочком. Настоящим и заслуженным победителем.

Фото - с официального сайта Евгения Гришковца http://grishkovets.com

Маслова Саша
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).