Несколько дней назад Евгений Гришковец представил публике свой новый спектакль «По По». Название объясняется просто – в спектакле своими словами пересказываются сюжеты произведений Эдгара Алана По, мастера готических ужастиков. Спектакль был принят публикой на "ура" – после «Планеты», выпущенной почти четыре года назад, Гришковец не предлагал своим поклонникам новых авторских спектаклей (в мхатовской «Осаде» он выступал как автор текста, пересказа «Илиады»). Сначала, впрочем, ощущалась и легкая настороженность: Гришковец впервые пригласил на сцену полноправного партнера, чей медийный вес не меньше его собственного, а такого он раньше не допускал. Всем на удивление, шоумен и продюсер телеканала СТС Александр Цекало составил Гришковцу дивный парный конферанс. Она буквально нашли друг друга – по крайней мере, в отдельно взятом «По По».
«Меня заказали/Сегодня к обеду./Машину подали,/ И я уже еду./Намеченным курсом/Увидеться с вами - /Ребята со вкусом,/Ребята с деньгами». Строчки из песни героя своей эпохи Андрея Макаревича как нельзя лучше описывают и суть происходящего, и двусмысленность «заказа» в рамках похоронной темы спектакля. «По По» -- буржуазный, с ленцой в паузах, хорошо обдуманный стеб для благополучной публики, взаимоотношения рассказчиков на сцене – спектакль в спектакле. Гришковец выводит Цекало на сцену за руку, как маленького. Рука маленького затянута в черную шелковую перчатку – пытали каленым железом какие-то злые из рассказов По. Полтора часа театральный и телевизионный острословы будут мериться силами – на чьем рассказе о закопанных заживо купленными в магазине «Все для дома» лопатами публика засмеется громче. Гришковец берет знакомой и знаковой задушевностью, Цекало – невероятной реакцией и способностью моментально нагромождать убедительный бред «в тему». По замерам смеха, пожалуй, твердая ничья.
Гришковец и Цекало окончательно научились нравиться, то есть осуществили главную мечту любого продукта на рынке, в том числе рынке культурном. Они изучили механизмы любви. Своего стремления всем нравиться Гришковец не скрывает: «В моем движении нет оппозиционного начала. То, что я делаю, абсолютно позитивно». Это позитив рекламного ролика – немного метросексуальности, немного усталости, немного то ли наглости, то ли скромности («Не хлопайте, не надо, вот завтра будет публика с билетами»), достаточно шарма, много такта и выверенной музыкальной пластики – без нее в мегаполисе никуда. Позитив как философия глянца. Оппозиционное начало сегодня действительно плохо продается.
Гришковцу ли не знать о расслоенности публики, которую он, тем не менее, настойчиво пытается объединить, и неустанно ищет (и находит) «наше все» в мелочах повседневной жизни (альбом «Сейчас», «Как я съел собаку», «Одновременно», «Планета») или общий знаменатель всех идущих в данный момент фильмов ужасов на экранах Москвы («По По»). Можно даже было бы заподозрить его в строительстве национальной идеи из воздуха, если бы не очевидное желание публично самоидентифицироваться и порефлексировать на волнующие его самого в данный момент темы (что в итоге публике идет на пользу – таково уж его гришковцовское счастливое свойство, настолько хорошо изучены «акупунктурные» зрительские точки). Через игру в высоколиквидную рефлексию и обаятельную застенчивость – утвердиться как бренд.
Бренд «Гришковец» и включенные в его орбиту дарят ту же иллюзию, что и реклама как таковая – иллюзию избавления от одиночества. Каталогизация ощущений, привычек, мыслей, присущих современному горожанину, их милое перебирание – и вот уже зритель не чувствует себя одиноким, как не чувствует он себя одиноким среди рекламных стендов и неоновых призывов. Лица рекламных кумиров создают иллюзию общения. Это как раз то, что необходимо массовому человеку, идет ли он по улице или сидит в зрительном зале. И Гришковец-project дает зрителю то, что нужно, не забывая и высокой миссии театра. Кажущаяся простота, с которой Гришковец и Цекало описывают разнообразные смерти, и вживленный в «нуар» синкопами юмор помогают зрителям внимательнее и человечнее взглянуть на смерть, которой так равнодушно торгуют масс-медиа.
Вспомнить, над чем смеялся на спектакле «По По», невозможно. Отсмеялся - и забыл. Скользить по поверхности культуры, не оставляя следа – тоже свойство рекламного образа. Гришковец чрезвычайно удачно разрабатывает массовый элитаризм в искусстве – на его спектаклях каждый зритель ощущает, что к нему обращаются как к личности – потому что все схваченные приметы и сюжеты имеют индивидуальную направленность; так зритель ощущает свое возвышение. Массовое сознание, предмет неустанного интереса рекламного и культурного рынка и Гришковца как его части, становится эпицентром мироздания. Занимательность и виртуозное исполнение внутри обозначенного жанра (а именно - жанра высокой эстрады, несмотря на протесты этому определению со стороны главного исполнителя) – эти свойства спектаклей Гришковца только подтверждают их массовый элитаризм – их любят все, кому следует, от журналиста и топ-менеджера до Романа Абрамовича. «Меня ожидают/Везде и повсюду./Меня предлагают/Как главное блюдо./В финале концерта/Просчитанный вызов - /После десерта,/Перед стриптизом».
Траектория движения Гришковец-project в пространстве культурного рынка типична для молодого успешного бренда: сначала марка изо всех сил старается стать узнаваемой, готова идти на скидки и уступки на потребительском рынке и для масс-медиа, затем следует экспансия – все только об этой марке и говорят, рынок захвачен, теперь можно передохнуть от столицы (написать романы, родить ребенка) - и вернуться в культурное поле: долгожданным, оправдывающим ожидания, немного прищуренным, все еще утомленным. С рейтингом класса «премиум». С Александром Цекало, свернувшимся на коленях клубочком. Настоящим и заслуженным победителем.
Фото - с официального сайта Евгения Гришковца http://grishkovets.com