Пятого марта в прокат вышел фильм "Хранители" (Watchmen, 2009), позиционирующийся как "фильм по комиксам". Но по сути являющийся настолько мощным рассказом о диспозиции добра и зла в этом мире, что иногда становится страшно. Создатели что комикса, что фильма, похоже, сами не поняли чего наделали: сначала вываливают на зрителей очередную альтернативную историю двадцатого века (ну это банально); потом огорошат глубокопаниями в душе у персонажей (там каждого такие бездны, что не перекопать...) и их очень запутанными дружескими и половыми взаимоотношениями; а совсем уж додавят, как асфальтоукладчиком, в финале - этическими откровениями Вселенского масштаба. Без преувеличения. Кстати, листать комикс до фильма не то что не обязательно — а даже категорически не рекомендуется. Давайте с самого начала воспринимать это именно в динамике - а не в статике, где мы не сможем оценить ни движение пятен на маске Роршаха, ни разбивающийся вдребезги от удара женского кулачка гигантский часовой механизм на Марсе.
Итак, предыстория. Где-то в середине прошлого века в Штатах сама собой организуется группировка, состоящая из индивидуумов, обладающих сверх-силами (кузнечиком попрыгать по крышам домов, пулю-дуру рукой поймать, в одиночку дивизию раскидать — всё как обычно) плюс искренним желанием использовать себя во имя добра. Ребята по мере своих сверх-сил наводят окончательный порядок в стране, чему всё народонаселение бурно радуется. Ну, кроме бывших коллег, оставшихся без работы — дело в том, что группировка изначально зародилась в недрах спецслужб, некоторые сотрудники которых решили вершить правосудие, невзирая на букву официального закона, а потом уж и сверх-сильные ребята из других сфер подтянулись. Наряжаются они при этом, конечно, как полные идиоты (типа чтоб не узнали, а то с работы выгонят и родители накажут) — и придумывают себе не менее идиотские прозвища. В общем, ведут себя как обычные супер-герои... но главное — ко всей этой шайке-лейке присоединяется физик (сын часовщика — это важно для сюжета), который после "неудавшегося" эксперимента с intrinsic-полями (не пугайтесь страшного слова — это ну как "холестерин" или "коллайдер" — никто не понимает что это такое на самом деле, но всем следует страшно бояться!) превратился в совсем уж нечто по имени Доктор Манхэттен. Это нечто выглядит как ярко-голубой качок с белыми глазами. Который, если ему нужно, прогуливается по Солнцу (по нормальному Солнцу, а не по тому что из реалити-шоу...), может себя размножить в несколько сущностей (очень удобно — один удовлетворяет девушку; другой спокойно работает в лаборатории над реактором, который удовлетворит аж целый мир в его жажде энергоресурсов), а если девушка сказала чего не так — улетает на соседнюю планету немного подумать о странностях судьбы.
После наведения порядка в стране президент Никсон просит всю эту бригаду навести порядок и на прочих территориях. Атака супер-людей на Вьетнам под "Полёт валькирий" с летящими где-то на фоне малюсенькими вертолётиками (любители кино уже оценили юмор, да?) заканчивается в течение недели полным поражением вьетконгонцев (готовых признать Доктора Манхэттенна — ни много ни мало — Богом), и, невзирая на альтернативность истории - очередной холодной войной, напряжённой ситуацией вокруг Афганистана образца 1985-го.... А, забыл сказать — в Америке введено бессрочное президентское правление, и железной рукой правит вышеупомянутый Никсон, которого все бодро избирают (ох уж эта альтернативная история с искрометными шутками вроде "а тут вот Рейган собрался баллотироваться в 88-м... - да ну что ты, кому в этой стране нужен президент-ковбой"... Зато нос Никсону приделали ещё смешнее, чем в жизни). И тут Никсон сам же после Вьетнама заявил, что мол "Хранители" нам не нужны, у нас и так теперь всё нормально.
Ну отряд и занялся кто чем. Первый снявший маску заработал на интервью кучу денег и грамотно (и гуманно!) ими распорядился: строит в Антарктиде по проекту Др.Манхеттена реактор, который обеспечит энергией всё человечество без высасывания последних соков из Земли. Затем пошла волна — и постепенно все поснимали маски и зажили нормальной человеческой жизнью. Кроме одного, самого упёртого. Существо по прозвищу Роршах выгодно отличается от всех прочих участников этой пёстрой команды: он никогда не напяливал на себя дурацкий традиционный комбинезон супергероя цвета "вырви-глаз" со всеми этими идиотскими ушками и крылышками. Роршах - единственный в фильме стильный (в стиле "film-noir") персонаж: всегда в темной шляпе и тёмном плаще, у которого одна погонка оторвалась от пуговицы и трогательно дрожит на ветру. Худощавый, непонятно в чём душа держится - но готовый двумя голыми руками разорвать тюрьму строго режима (и разорвёт, не сомневайтесь). Кликуха у него потому, что он не снимая носит белую маску, на которой чёрными пятнами, непрерывно меняясь, вырисовываются пятна Роршаха. Почему? А потому. Смотрите фильм, там много чего понимается не по факту, а в динамике сюжетной линии — и убийца-собаковод, расчленивший шестилетнюю девочку; и родительница, не очень разборчивая в половых связях...
Ну ладно, вернулись к сюжету. И когда одного из старой гвардии убивают - товарища со сложной биографией по прозвищу Комедиант (который, даже будучи похороненным с почестями, ещё не раз проявится по ходу фильма) — именно Роршах начинает расследовать дело, благо он детектив по жизни и профессии. И доходит, с помощью ещё оставшихся в силе соратников, до таких глубин что ой-ёй-ёй... И, хоть я уже это и говорил недавно — это длинный фильм, больше двух часов сорока минут, от которого невозможно оторваться. Сюжетные изгибы будут очень интересны, а спецэффекты неизменно на пять с плюсом.
Ситуация напоминает классическую ситуацию вокруг "Звёздных войн": Лукас снимал развлекательную кинушку для пятиклассников, которым нечего делать на каникулах — а снял настолько метафизически глубокую вещь, что теперь по ней диссертации защищают и научные труды публикуют. Похоже, ни создатель изначального, извините за выражение, "комикса" Алан Мур, ни режиссёр Снайдер (ну ладно, ну "300 спартанцев", ну некоторый опыт в видеоклипах — который, кстати, очевиден) сами пока не осознают, чего они наделали. Нас в этом сезоне накормили фильмами-комиксами по самое нехочу — и тебе дубоватый "Железный человек", и тебе ещё более дубоватая попытка очередной реанимации "Халка", и — за что нельзя не уважать создателей — максимально приближенный к первоисточнику "Каратель 2: Зона военных действий" (если что не так — извините, это я сам так перевёл). Но "Watchmen" — это пожалуй, веха в жанре. Всем рекомендую. С предостережениями — детей не берите. Это не семейный фильм. Во-первых, есть секс-сцена с обнажёнкой. Во-вторых, вы сами пару раз в сюжете запутаетесь — но это неважно, просто смотрите. Ну и в-третьих — там всё крайне неоднозначно. Детям лучше сразу объяснить, что хорошо и что плохо. А "Watchmen": это нам, старым пням, повод задуматься, что хорошо - а что, может быть не настолько как почему-то казалось когда-то. Как говорил Доктор Манхэттен о своём отце в фильме: "Он был часовщиком. Но забросил своё ремесло, прочитав теорию Эйнштейна об относительности времени".