будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 16, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Happy Monday

Happy Monday
kirill_kobrin_98

В этот понедельник в семь утра (как тут не вспомнить молодого БГ с его «таскаем колонки в смертельную рань»!) к Галерее Южного Лондона, что в районе Пекэм, подъехал грузовик и увез на свалку огромный стеклянный куб, набитый каким-то странным барахлом. В кубе можно было разглядеть самые разные вещи – осколки воскового бюста, изображающего сорокалетнего коротко стриженного мужчину с большими глазами, картинные рамы, россыпь старых открыток, сверкающий блестками череп, полуразбитую скрипку, обернутую магнитофонной лентой, обгоревшие доски, рисунки, Бог-знает-какой-еще мусор. Там, на свалке, все это тщательно рассортировали (ругаясь на нерадивого хозяина, который вовсе не озабочен вопросами экологии и сваливает отходы вместе): металл к металлу, стекло к стеклу, дерево к дереву, бумагу к бумаге, пластик к пластику. В то же самое время, с Галереи Южного Лондона сняли плакаты, извещающие о том, что здесь проходит выставка современного художника Майкла Лэнди “Art Bin”. И вывесили новые – о том, что с восьмого апреля в галерее можно увидеть очень необычные работы Джессики Уорбойз, сочетающие кино, живопись, звук и прочее. Но мы не о ней.

            Майкл Лэнди решил, что называется, «обнажить прием». Или, если угодно, «материализовать метафору». Сотни критиков, журналистов и просто досужих людей пишут и говорят о том, что современное искусство – просто чушь собачья, не нужный никому мусор. Лэнди -- известный своей страстью к разрушению, а не созданию арт-объектов -- решил наглядно продемонстрировать, что дело обстоит именно так. Он выставил в Галерее Южного Лондона огромный стеклянный куб, куда любой желающий мог бросить то, что считает «неудачным (неудавшимся) произведением искусства». После нескольких дней колебаний в галерею повалил народ. За шесть недель около четырехсот человек притащили примерно тысячу произведений и безжалостно погребли их среди прочего арт-мусора. Успех, действительно, был ошеломляющим. Друзья Лэнди не оставили его без своих неудавшихся шедевров – на арт-свалке можно было нарыть работы Трейси Эмин, Джиллиан Уэаринг и даже самого божественного Дэмьена Херста. Так что «Арт-Мусорка» стоила немало; если бы рабочие, свалившие все это барахло в контейнеры для дальнейшей разработки, знали с каким сокровищем имеют дело, то, думаю до вторичной переработки дошло бы совсем немного артефактов. Впрочем. кто знает. Быть может, Лэнди нанял специальных мусорщиков, из студентов арт-колледжа, а то и вовсе никуда этот самый куб не повезли, а выгрузили за углом, втащили в подсобку галереи и вот сейчас, в эти самые минуты, там роются владельцы выброшенных произведений, в пыли, грязи, темноте (конспирацию надобно соблюдать, леди и джентльмены!), отбирают свое, присматривают за соседями, как бы они не позарились на чужое…

            Но хочется думать, что все тут было честно, что очередной (пусть и неудачный) сверкающий череп работы Дэмьена Херста находится сейчас на пути в огненную пещь мусоросжигающего завода – к вящему удовлетворению арт-критиков и простых людей, считающих проходимцем, как самого Херста, так и сотни других художников. Майкл Лэнди сделал жест решительный, смелый, отважный – настолько отважный, что даже сам он не понимает всех последствий своего поступка. Естественно, среди художественного мусорка, заполнившего стеклянный куб в Пекэме, было много того, что даже самые отважные радетели современного искусства сочли бы никому не нужной рухлядью. К тому же, Лэнди не разъяснил, что именно подразумевается под failed works of art – идет ли речь о художественной неудаче, о коммерческом провале (впрочем, в современном искусстве это одно и то же), или о неприятностях в других сферах, связанных с конкретным арт-объектом? Скажем, некая Дженетт Уорд мстительно притащила не свои работы, а произведения бывшего своего бойфренда Питера Джослина, которые не нравятся ее нынешнему партнеру («он никогда не проявлял свойственного мне энтузиазма по поводу этой живописи»). В чем здесь неудача? И чья? Джослина, который зря дарил картины Уорд, не предполагая разрыва? Уорд, которая связалась с невежей, тупо мстящим своему предшественнику? Самого нового бойфренда (он бы вообще лучше помолчал)? Сложно сказать. Только вот результат таков: произведения отставленного Джослина переселились из квартиры Дженетт Уорд в Художественную Валгаллу.

            Впрочем, не всем так повезло. Роберт Брэмвелл-Джонс решил побить рекорды участия в «Арт-Мусорке» и поволок туда аж 25 своих работ (ядовито замечу: и правильно сделал, см. плоды его таланта), однако уже на лестнице его остановил какой-то человек и, не сходя с места, выложил целых пятьдесят фунтов за одну из них. Но Брэмвелл-Джонс не унывает: 24 шедевра в мусорке – тоже рекорд. Полтинник же никогда не помешает. А Джайлс Корби, запихавший в куб Лэнди изломанные обгорелые половицы, вообще меланхолично заметил: «Я думаю, это хороший конец для произведения искусства».

            И он прав. Место естественного упокоения для арт-объекта – небытие. Ничто так не возбуждает острое эстетическое чувство при лицезрении прекрасного, как изначальное знание о его хрупкости, уязвимости, конечности. Это справедливо в отношении как религиозного искусства, так и светского. В первом бессмертен божественный элемент произведения, а не само, так сказать «искусство» (в смысле даже «ремесла»); во втором смертно просто все – и объект, и художник, и зритель. Искусство обречено на исчезновение, а произведение искусства – на свалку: то ли «свалку времени», то ли просто физическую свалку мусора. В этом смысле, нет разницы между Караваджо и Джайлсом Корби, все вечности жерлом пожрется и общей не уйдет судьбы.

            Майкл Лэнди отважно взял на себя функцию ускорителя этой общей судьбы. Зачем ждать пожара в мастерской или даже обычного забвения, когда со всем можно покончить прямо здесь и сейчас: притащить свои и чужие шедевры в Галерею Южного Лондона и избавиться от них навсегда. Для кого-то это акт мести, для кого-то – справедливости, для кого-то – вопрос эстетической гигиены и здравого смысла. Сам же художник Лэнди превращает процесс ускоренного пожирания современного искусства жерлом мусорной свалки в новое произведение искусства, из феномена извлекает эпифеномен. Получается, искусство в квадрате, что ли. Точнее – памятуя о форме той емкости, которую неустанно заполняли на юге Лондона в течении шести недель – искусство в кубе.

См. также другие тексты автора:

  • Печень модерниста
  • Заметки книжного червя
  • Великое покаяние
  • Чайки… чайки… чайки…
  • Ярмо рабства
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).