будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Pussy Riot
Май 16, 2025
Культура
Левкин Андрей

И пуссириотизация всей страны

И пуссириотизация всей страны
i
das orgien mysterien theater 122. Aktion / Hermann Nitsch. 2008. кадр из клипа

Есть такие истории, с которыми совершенно не хочется иметь дело. Например, все, что связано с современным искусством. Ну, его так все по-своему понимают, что с посторонними про него лучше не говорить. А уж если речь в этой связи заходит о гражданской активности, так и вовсе. Потому что тараканы у всех свои, а эта тема самой природою предназначена для их – частных тараканов – самого вольного самовыражения. В чем, собственно, и пафос момента.

Теоретическое вступление

Начну со своих тараканов. Скажем, можно заявить, что если искусство для чего-то и нужно, так для производства новых смыслов, а культура требуется для их содержания в связном виде и обеспечения возможности производить следующие. На это заявление можно получить ответ, что данная точка зрения – консервативна, потому что новации теперь давно уже не айс. Художник вовсе не обязан производить новые смыслы, а может брать все подряд и вводить это в публичные контексты.

Это будет разумное возражение, на которое можно ответить каким-нибудь разумным уточнением и постепенно добраться, если не до консенсуса, то до какой-то штуки, которую стороны воспринимают принципиально по-разному. Обычно, данный факт устраивает обе стороны, поскольку под искусством они имеют в виду примерно одно, а просто предпочитают его разные проекции. Но если одна сторона обращает внимание на вариант, который для другой не то, что неприемлем, а искренне не может быть принят в рассмотрение, то – обычно оказывается, что речь уже о том, как искусство воспринимается в массах, к нему не вполне склонных. Какое отношение к искусству имеет Pussy Riot? Но, конечно, общество главнее – его ж много и с ним надо быть толерантным. ОК, считаем, что это искусство и думаем про них.

Но толерантность должна работать и в другую сторону, позволяя мне их не любить - очень уж экзальтированно визжат (это как бы художественная сторона) и уж очень под Femen (с точки зрения публичного контекста). При этом я согласен, что соединение визга и феменства производит публичный эффект. Согласен и с тем, что интерпретации их действий порождают гражданскую активность всех тех, кто также ощутил себя участником процесса. Только в качестве акта искусства тогда надо рассматривать уже не саму акцию, а весь шлейф по ее поводу.

При этом то, что считается акцией в ХХС, происходило не там: и началось раньше, и оформилось позже. Что именно было в - ХХС общественность не знает, потому что это не запись акции, а клип. С повторами эпизодов, отснятых в двух местах (церковные люди говорят, что кадры, где они с гитарами, из Елоховского: оттуда, к слову, ПР просто вывели, общественность и не узнала). В ХХС они лишь произвели телодвижения, наклеенные потом на студийную фонограмму. Какой уж "панк-молебен". Но в этом типа греха нет, просто формат другой - сама акция производилась не там, там эпизод писали. Речь не о претензиях в варианте правоохранителей, а о том, где происходило дело, и в чем был его смысл.

Потому что тогда он уже другой. Одно дело – спонтанность, порыв и всякое такое. Другое - работа с роликом, тогда мессидж должен быть у всего клипа. Пусть даже простой, как у "Войны": долой ментов и все. Возможно, песенка сама должна была сказать все про Путина, которого тоже долой. Но какой тут мессидж после ровно таких же плакатов на митингах, да и кто еще обращает внимание на слова. Ну и суд, да: что именно там видят в этой истории? Политику, да какая политика в этих подтанцовках? Опять же, обвинение имеет в виду эпизод или клип? А если клип, то причем тут хулиганство в ХХС, тем более, что был и Елоховский?

Вывод: реальная акция началась потом, в медийно-общественной среде. Именно то, что происходит по этому поводу с тех пор, и производит акт гражданско-общественного волнения, который при желании тоже можно назвать искусством. Потому что искусство должно будоражить, а это - раз все продолжается - как раз и будоражит. Сами Pussy тут ни при чем, это реализуются ожидания публики, сформировавшей себе запрос на чувства. Такое же общественно-гражданское искусство происходит и по другим поводам - НТВ, например. Но раз уж на них все так удачно сошлось, то пусть это искусство будет пуссириотизмом ("риот" в гугле в 40 раз чаще, чем "райот", уже считаем его русским словом). Разумеется, слово "удачно" плохо вяжется с судебной стороной дела.

Исторический опыт

Тут об этом говорится так спокойно, потому что это входит в правила игры. В ней есть сопутствующие риски. Для примера пусть будут венские акционисты. Они тоже вели себя не общепринято, в сравнении с ними пусси – домашние плющевые киски. Для иллюстрации Gunter Brus - акция не публичная, но это 60-е и там мало что сохранилось. Были и публичные, но в Ютубе не найти.

Так вот и у них с тюрьмой все было в порядке, В июне 1968 Бруса посадили на шесть месяцев "за унижение символов государства" (он унизил не в тот раз, что на клипе, в другой), позже - уехал из Австрии, чтобы избежать второго ареста. Отто Мюль получил месяц тюрьмы после акции "Art and Revolution" в 1968. После публичной "Piss Action" в Мюнхене Мюль сбегал уже от немецкой полиции. Герман Нитш огреб две недели в 1965-ом после фестиваля "психо-физического натурализма". Безусловно, полгода – не семь лет, но это уже вопрос оценки местных рисков.

Зато потом у них все обустроилось и стало хорошо. Нитш, например, давно национальное достояние, выступает в общеобразовательных программах на австрийском телевидении, а акции проводит  в чистых и светлых залах в окружении фотографов и операторов. Вот свежая "Probe für die Malaktion in Saint François d'Assise von Olivier Messiaens an der Bayerischen Staatsoper am 9.6.2011" - он там спиной к камере, благообразный и  величественный аки Саваоф.  

Но, собственно,  у них получилось не потому, что они отсидели. У них был смысл и, возможно, именно они выдрали Вену из унылого состояния, наступившего после Второй мировой. В любом случае – этому помогли. Вот в чем разница: там эти акции использовали, употребляли, юзали общественность, будоража их психику в пользу свего арта. С пусси наоборот - здесь общество использует их как подвод для своей ажитации, за что и готово считать их искусством. Почему бы нет – им-то неплохо (за вычетом тюрьмы), есть общественные респект, уважуха и титул деятелей искусств. Но схема отношений художника и публики перевернута, что не есть хорошо для художников, ну и искусства. Это, собственно, и причина написания данного теоретически-субъективного текста. Но - причина, а не повод. Без повода можно было бы и не обратить внимание на причину.

Повод

Повод состоял в ЖЖ-высказывании М.А.Гельмана http://maratguelman.livejournal.com/2606478.html#comments , цитируется часть: "Еще когда их не забрали я написал, что отмолчаться мне не удастся так как сразу в эту историю втянут, и написал почему мне не нравится акция и кого я считаю виновным в том, что она случилась. Радикалы всегда ставят "умеренных" в сложную ситуацию. Удальцов - Рыжкова, Пусси - Гельмана. Так и здесь случилось: когда очевидно что против pussi начала работать репрессивная машина мести, критиковать уже становится предательством. Надо защищать, что я и делаю.
… И понятно что претензии к pussi очень быстро станут претензиями ко всей художественной среде. То есть если смотреть "кто пострадал от акции больше всего" - то это художники, кураторы и галеристы. Вместо того, что бы писать о прекрасной выставке Ресайкл или о подготовке к фестивалю Живая Пермь я вынужден тереть за путина и патриарха. Но и это правильно. Если художественная среда перестала быть авангардом общества - может она на фиг такая вообще нужна.
Короче - радикалы нужны - главное чтоб все не становились радикалами".

Последнее замечание и хочется развить, но – пессимистически. Как же это не все станут радикалами, когда предыдущая фраза "если художественная среда перестала быть авангардом общества - может она на фиг такая вообще нужна"? Получается, что искусство надо выстраивать ровно по линии социально-политической активности: не может так быть, чтобы искусство - тем более, что оно  должно быть авангардом общества - было не активным. Прямое следствие: все, что имеет щас право называться искусством, должно не просто будоражить, а будоражить в гражданском смысле. Это, конечно, хорошо, потому что вот оно, определение искусству здесь и сейчас. К тому же – конкретно предъявлены  требования к членам художественной среды. Теперь просто: кто не авангард, тот – не артист.

Разумеется, у Гельмана была реплика и он не отвечает за то, что из нее можно вывести. Но какие только выводы невозможны в столь Исторические Моменты. Мало ли что за что зацепится, а дальше, как обычно, слово за слово и вот он - сетевой, гражданственный массовый стиль. Основоположниками можно назначить  - для солидности - Мизина и Шабурова, чья фотография милиционеров в обнимку привлекла общественное внимание, когда ее не захотели пускать на парижскую выставку соцарта, в 2007-ом. Тогдашний министр культуры А.Соколов назвал ее даже "порнографией" и "позором России". Да, тогда эти проблемы будоражили на уровне министерства культуры, а теперь все пришло прямо в общество.

Лирическое отступление

Вообще, слово "искусство" (особенно если перед ним "современное") такое удивительное, что охренеть. Ведь даже в музыке уже разобрались, даже в литературе и, кажется, даже в поэзии: есть такая литература, а есть сякая, а есть еще какая-то. Одни занимаются своими новыми смыслами, другие - ваяют мейэстрим для интеллигентного чтения и жюри премий, третьи шлепают свои жанры одна штука в месяц. С музыкой тоже ясно – тут попса, это шансон, вот там - какая-то классика в Консерватории, а еще есть клубные звуки, рингтоны, саундтреки и какие-то еще авангардисты, о наличии которых узнают, если кто-нибудь из них сделает саундтрек.

Все гармонично, есть понимание различия полян. Никто же не станет давать премию автору женской бумаги, хотя, наверное, это еще будет – а иначе зачем на свете премия "Национальный бестселлер"? Ну а некоторые поэты да, рифмуют свои гражданские позиции, чего уж. Может, в самом деле, в этом тренд?  И это - поздняя, зато искренняя победа советского дискурса? Скажем, раньше некоторое количество новых литераторов (пишут за жизнь, для интеллигенции) уже действовали в рамках социалистического реализма. Но это выглядело то ли художественный маневром, то ли личными склонностями. А теперь, оказывается,  пропаганда и агитки плюс создание типических образов хотят стать трендом. Жизнь, что поделать.

Но с "современным искусством" здесь и сейчас не совсем так: оно не расслаивается, оно по умолчанию считается цельным, а все, что не оно – и не искусство вовсе. Именно поэтому и можно рассуждать, авангард оно общества или нет. Оно не воспринимается как совокупность вариантов, а вот искусство и все тут. Терки по его поводу идут не о том, какое оно бывает и может быть, а исключительно так: это искусство, а прочее - нет. И оно должно быть а) единым и б) авангардом общества. Тоже, между прочим, очень единого. По крайней мере – в отношении искусства.

Чуть более практическая теория

Итак, производство новых смыслов – это дурная привычка модерна и постмодерна (там новые смыслы тоже порождались, хоть и другими методами). Теперь уже новый этап художественного развития человечества, где важна не новизна, а смена контекстов. Смысл высказывания в использовании шаблонов или чего угодно в новом месте.

Любители каламбуров уже могут ощутить себя творцами, но даже в этом варианте непонятно, с какой радости здесь возникает обязательность политического искусства и соц.активизма. Сами по себе они ниоткуда не нарастают, это происходит ровно тогда, когда намеренно выбирается социально-общественный, политический и, как следствие, гражданственный контекст. Это, безусловно, есть дополнение к предмету - но художник, он же член общества. Оно в своем праве, хотя это ровно то, что называется литературщиной или была такая программная музыка. Артефакт подчиняется внешней задаче, становясь вторичным относительно самого себя. Ну да ничего, роман "Мать" в школах долго читали. А симфонии с "судьба стучится в дверь" или с "во поле березонька стояла" до сих пор слушают. Хотя, наверное, любят их не за это.

Но какой эффект имеет работа с заданным контекстом? Берем самый растиражированный пример, группа "Война", которая то да се. С новизной тут все в порядке, в смысле - ее нет. Группа "Тату" еще лет десять назад появлялась на сцене и фотосессиях в белых майках с черными словами "ХУЙ ВОЙНЕ". Речь о контексте и мессидже. "Война" зациклилась на борьбе с нехорошими представителями правопорядка. Кроме пары-тройки иных акций за последние лет пять (поминки по Пригову, биологический музей за медвежонка, умыкание куры внутри женщины), они только и делают, что борются с милицией – просто ментозависимость какая-то. Что ли это они как образец для подражания восприняли тех же "Синих носов", раз у них главный прорыв в публичное пространство был связан с целующимися милиционерами?

Причем, "Война" же с МВД в целом удачно ладит. Вообще, тот автозак они в самом деле сожгли? Машину, вроде, реально перевернули - что слышно про это дело? Ну, для сравнения - пусси  немного покривлялись и вперед на 7 лет, а "Война" жжет автозак, переворачивает машину, швыряется бутылками с мочой – нет проблем. Может, они вообще агитбригада МВД? Что не  инсинуация, а чисто удивление от реакции того контекста, куда они привнесли свою творческую активность.

И это мило и хорошо, что они в основном на свободе. Но вот же: есть тема нехороших представителей правопорядка. Их – как предмет искусства - любит группа "Война". Она работает в данном контексте, являясь, тем самым, гражданскими активистами. А что в итоге получает общество? Оно получает умиротворение: группа "Война" средствами искусства закрыла эту тему. Можно поставить галочку,  с правоохранителями все в порядке, они побеждены, в смысле – заклеймены художественно. Ну и пуссириот тоже, наверное, рисуют сейчас какую-то галочку.

Ну и что в сумме?

Итак, искусство должно быть программым и общественно-полезным. Толка в этом мало, но должно. Зато оно будоражит контексты, а взбудораженные контексты производят подозрительность, то есть – внимание ко всему подряд вокруг. В сумме да - это оно, искусство. А дальше уже можно сделать вывод, что все искусство - это именно это, ничто кроме этого. Печаль.

Но для искусства не все так ужасно. Ровно потому что в этом деле есть вторая сторона, общество – которое гораздо больше искусства (численно и тп). Искусство тут быстро оказывается не причем: оно тут вывернулось и уже сбежало. Потому что важен уже только шлейф, ажитация, последующие мнения, интерпретации, действия. Все это уже для всех, на поляне общественной жизни, вне связи с исходным актом какого-либо арта. Все мнения воюют друг с другом, их носители - тоже. Примирение невозможно, разговор  исключен - боевое искусство всеобщего сетевого протеста, пуссириотизм. Но – его вырабатывают лишь две-три-четыре точки, а остальное – в тишине и не на виду, оно там происходит своим чередом, совершенно незамеченное на этом фоне.

Вот даже судебный процесс над пусси ушел в этот фон. Никто даже не объявлял в соцесетях имена-фамилии судей, которые ими занимаются – в отличие от иных процессов, имевших общественный резонанс. Никто не обратил внимания, что приговор по сути вынесен - ну, если суд решает, что держать надо до конца апреля, значит - мелкое хулиганство исключено, какие же тут 15 суток, будет другая статья. Причем, вроде бы нет и доказательств, что это действительно они, а если есть, то на суде у них никто так и не спросил, что они все-таки хотели сообщить своим клипом? Понятно, к чему уточнять,  когда есть уже куча объяснений, вплоть до протеста против бездуховности новодела ХХС с его залом торжественных фитнессов, находящегося к тому же не в церковной, а в муниципальной, что ли собственности. Даже странно, как еще не вспомнили, что к моменту взрыва в 31-ом храм был в ведении обновленцев и не привязали еще и это. Ну вот как-то так все и работает.

Но, конечно, статья не о том, что искусство и пение песен на политические темы несовместимы. Вот, Йозеф Бойс поет немецкую политическую песенку о том, что солнце победит Рейгана (ну, там маловысохудожественная подмена в припеве: дождь - Regen - Reagan - Рейган), еще в 1982 году 

Но только и его мы любим не за это.

Левкин Андрей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).