31 марта в «Цурцум-кафе», что на территории Винзавода прошла презентация одной книги. Это сборник рассказов ведущих наших писателей, но не в этом суть.
В «Книге, ради которой объединились писатели, объединить котрых невозможно» представлены: новая глава из жизни Фандорина, дебют Бориса Гребенщикова в прозе, Людмила Улицкая о любви, а так же произведения Владимира Войновича, Андрея Геласимова, Евгения Гришковца, Александра Кабакова, Эдуарда Лимонова, Владимира Маканина, Марины Москвиной, Виктора Пелевина, Людмилы Петрушевской, Захара Прилепина, Дины Рубиной, Дуни Смирновой, Владимира Сорокина, Макса Фрая, Александра Хургина и Леонида Юзефовича. Выходит в издательстве «ЭКСМО». Это идея и реализованный проект Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера».
Уже и не упомню, когда видела сборник рассказов разных авторов. Кажется, эта форма была популярна именно в советские времена и была связана с тогдашней спецификой издательского дела. Сборники рассказов одного автора – даже и не обсуждаем. Есть еще тематические антологии. Тоже ясно. А тут совсем другое дело – книга рассказов, которую авторы составляли на свое усмотрение специально для этого проекта, нигде дотоле не публиковавшихся, не придерживаясь никакой рамочной общей темы и совершенно бесплатно. Как решили - каждый из них сам по себе определит, что будет правильно в этом сборнике от него - так и составили.
С каждой проданной книги 100 рублей идут в Фонд помощи хосписам, но недожидаясь продажи всего тиража, издательство "ЭКСМО" уже перечислило насчет Фонда 3,5 млн.рублей. Хосписам нужны деньги. Потому что все, что получает человек в хосписе – бесплатно. Такова одна из заповедей этого медицинско-гумманистического движения – нельзя брать деньги с умирающих людей. Нельзя брать деньги за смерть, как нельзя их брать и за рождение. И если первая реакция на такое утверждение будет «жизнь устроена не так», то могу ответить - уже нет. Если где-то, пусть в нескольких отдельных местах, жизнь устроена так, как надо, значит уже нельзя сказать, что так не бывает. Так уже есть. А много или мало это, в данном случае не принципиально. Ни страдания, ни радость статистически не меряются. Через количественный подход этого просто не увидеть. Не бывает много или мало радости, она либо есть, либо нет. Так же со страданиями.
Хоспис – это бесплатное бюджетное учреждение, которое оказывает специализированную медицинскую, социальную, психологическую, духовную и юридическую помощь неизлечимым онкологическим больным и их семьям. И во время болезни, и после утраты близких. Это государственное учреждение, и, по меркам государственных учреждений, финансируется достойно. Но не достаточно для хосписа. И чтобы все было так, как только можно пожелать из возможного, денег нужно больше. И вот уже пятнадцать лет самые разные люди собирают, просят, благодарят и опять собирают.
Все началось с Веры Васильевны Миллионщиковой. Она создавала первый хоспис, и она - бессменный Главный Врач Первого Московского хосписа, что находится в Хамовниках. Теперь, спустя пятнадцать лет, хосписы есть практически в каждом округе Москвы (кажется, только в двух еще нет, но должны открыться), а самый первый открылся еще раньше в Питере.
Это движение зародилось в Англии в начале прошлого века, и медленно, но верно, расширяется по всему миру. Тяжело болеют во всем мире. А Хоспис – это самый цивилизованный способ помогать людям достойно жить до самого момента смерти. Не умирать, а именно достойно жить. Тем, кто болен и слаб трудно обойтись без посторонней помощи. И она должна быть.
Вера Васильевна - самый гениальный пиарщик, которого я знаю, а знаю я их много. В прямом смысле этого слова – специалист по связям с общественностью. Вся та общественность, которая может быть полезна в деле хосписа – связана с хосписом. Кто-то давно, кто-то недавно, кто-то разово, кто-то постоянно. Есть очень достойные люди, постоянно и много помогающие все пятнадцать лет, и никто практически, за исключением узкого круга сотрудников, об этом не знает. И благодетели не хотят, чтобы знали. Есть те, кто не может дать денег, но может дать ресурс своей славы и известности, чтобы укреплять существование хосписов. Дают и с радостью.
Попечительский Совет хосписа – это небольшая часть истинной культурной элиты нашей страны. Загляните на сайт Первого Московского хосписа, увидите это сами. Вот что можно делать при самых неблагоприятных экономических и политических условиях, если есть достойная личность, встретившая свое дело. Так что не надо нам про кризис.
С 2006 года был создан Благотворительный Фонд «Вера». Так вот, проект, венцом которого стала презентация вышеназванной книги, я считаю лучшим за все последние годы. Коллеги, будучи людьми образованными и культурными обратились к истории, к лучшим ее образцам, и нашли следующий текст из воспоминаний Князя Мещерского (1839-1914), прозаика, внука Карамзина, работодателя Достоевского, камергера Александра II: «…В этом же году в некоторых губерниях, а особливо в Самарской оказался голод. По этому поводу в нашем литературном мире свершилось симпатичное дело. Все литературные партии и все кружки соединились в одно, чтобы издать в пользу голодающих книгу… …Книга «Складчина» вышла большая (среди авторов Достоевский, Некрасов, Лесков, Салтыков-Щедрин, А.Толстой, Тургенев, князь Вяземский, князь Мещерский и другие), пущена была по 3 рубля и, сколько помню, дала около 10 тысяч рублей, чистого сбору. Отмечаю этот факт потому, что никогда после не было повторения факта соединения всех литераторов во имя какого-нибудь доброго дела…»
Кажется, у нас продолжение той же истории. Не важно, сколько времени прошло с первого события. У нас вечность впереди и история за спиной. А достоинство людей и доброта не исчезли, а только ждут возможности проявиться.
Вечером 31 марта я увидела совсем других писателей своей страны. У них были даже другие, непривычные лица. Знаете, наши писатели оказывается добрые и тактичные люди. Это все стоило увидеть, чтобы читать их теперь, различая настоящий голос.
Так что спасибо вам, дорогие коллеги-пиарщики за такой проект. Кажется, пора вводить номинацию «за достоинство в профессии» и я голосую за Благотворительный Фонд «Вера».