Зима 1914, Первая Мировая война в самом разгаре, на небольшом участке фронта французы и шотландцы - с одной стороны, немцы с другой - желают перемирия. Стрелять по заботливо наряженным елкам никому не хочется. В итоге немец Шпринк (Бенно Фюрманн) – бывший тенор Берлинской оперы вместе с ослепительно красивой женой (Диана Крюгер) устраивает мини-концерт. Шотландцы, в свою очередь, вооружаются волынками, а их священник (Гэри Льюис) уже не различает своих и чужих. Французский лейтенант (Гийом Кане) продемонстрирует полное доверие немцу. Всеобщую гармонию будет нарушать одна лишь артиллерия, привыкшая немилосердно обстреливать вражеские окопы. Все равно дух праздника спасет десятки людей – рождественское чудо состоится.
Производством картины занимались объединенные кинематографические силы Франции, Германии, Великобритании, Бельгии и Румынии. Работу этих союзных войск координировал француз Кристиан Карион, и результат работы свидетельствует о том, что он не зря просиживал штаны в режиссерском кресле. Фильм «Счастливого рождества» вполне может служить примером того вида европейского междусобойчика, за который не стыдно. Картина получилась теплой и трогательной - без приторности.
Российские граждане, не без помощи кинокомпаний-прокатчиков полюбившие отмечать Рождество по два раза, привычно ассоциируют рождественское кино с традиционным праздничным набором – Сантой-Клаусом, Оленем, Индейкой и главным официальный врагом Рождества, Гринчем. С расчетом на рождественскую кассу американцы охотно снимают киноистории и о перипетиях отношений между родственниками (можно и мнимыми) («Один дома», «Пережить рождество», «Привет Семье»), и об отбившемся от рук Санте («Как-то на Рождество», «Плохой Санта»). Так или иначе, но на пути у тех, кто по старинке хотел затянуть «Джингл Беллз», непременно должна возникнуть неожиданная неприятность, которая, разумеется, в финале фильма счастливо преодолевается.
Карион существенно расширил масштаб бедствия, но в отработанную схему вписался с точностью, общий massage его фильма совершенно совпадает с классическим: что бы там ни было, а Рождеству быть! С елкой в обнимку, с беззаботной улыбкой, и понеслось – привет оленям!
Так что те, кто, желая сберечь свой праздничный настрой, с опаской отнесется к этому фильму о войне, где как будто должны много стрелять и убивать, могут оставить свои глупые страхи: в картине месье Кариона действуют благовоспитанные и чистенькие солдаты, спрыгивающие в просторные, уютные окопы. Трупы аккуратно припорошило снежком, плохих нет, все стреляют в воздух, убитый всего один. Гуманные европейцы прекрасно разговаривают на иностранных языках, обмениваются адресами, чтобы встретиться в мирное время, играют в футбол, демонстрируя дружелюбие настолько рьяно, что нет-нет да и закрадется крамольная мысль, а уж не всему ли виной необходимость укрепления курса евро. Возникает и другое подозрение: так ли уж хотели французы снять фильм о Рождестве, назначив дату выхода фильма у себя на родине на девятое ноября? Но, вот график релизов – точно уж свидетельствует о том, что продавать другим странам они его намереваются, как стопроцентно рождественский.
Как писала известный драматург Петрушевская, сочинять сказки с плохим концом – «все равно, что подавать нищему ребенку камень, завернутый в конфетную бумажку». Исполнение немцами песни врагов, в поезде, красиво отбывающем на передовую, в данном случае практически хеппи-энд. Соображение о том, зачем и куда они так весело едут, даже в голову не приходит - создатели фильма абсолютно отвечают требованиям жанра: никаких завернутых камней, рождественская сказка в чистом виде (при этом правда основанная на реальных событиях). Может быть, еще и поэтому картина «Счастливого Рождества» стала национальным хитом во Франции и выдвинута на получение премии «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм».
Cм. также об околорождественской и околоновогодней культуре и бизнесе:
Татьяна Трофимова. Дед Мороз и Снегурочка: от мифологии к коммерции