будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура
Саркисян Оксана

Инновация-2011 как повод

Инновация-2011 как повод
monstro008.gif
"Монстрация". фото из архива автора

Публика, пришедшая на премию «Инновация», разделилась на трикатегории. Первая честно становиласьв очередь. Вторая или вбивалась клиномгде-то в середине, примыкая к знакомым,либо долго ходила вдоль и, в конце концов,растворялась в ее изгибах. Третья – те,кто по статусу или самоощущению не могприсоединиться к сообществу, стараясьне глядеть по сторонам, проходил сразувнутрь. Никто не возмущался. Очередьжила обычной жизнью арт-тусовки, общалась, перекидываясь необязательнымисловом другим со старыми знакомыми,рукопожатиями, поцелуями, и т.п. Всехобъединяло ожидание под мелким апрельскимдождем, продлившееся с 8-ми до 9-ти часоввечера...

Я к тому, что арт-тусовкавообще очень специфическое сообществопо всем показателям, состоит из оченьразных людей. Склеивает их вместе лишьстрасть к современному искусству, осущностных характеристиках которогоони постоянно спорят. Конечно, есть ибизнес, и слава, и деньги, и премия«Инновация», но без разговоров о сущностиискусства никуда. Вот казалось быофициальное мероприятие, светскоесобытие. Одни организуют (организаторы),другие отбирают (экспертный совет),третьи выбирают лучших (жюри), четвертыеноминируются (номинанты), пятые хлопают(журналисты). Могли бы, кажется договоритьсямежду собой, но это оказалось не такпросто. И полоса разногласий пролегалав этом году не внутри экспертного советаили жюри, где вполне естественноразделение голосов, но между экспертнымсоветом, жюри и номинантами с однойстороны и организаторами с другой.

Диагностируя состояние«Инновации - 2011» в первую очередь нужноотметить, что она все еще государственная,хотя из выступления гендиректора ГЦСИМихаила Миндлина стало ясно, чтостремительно переориентируется набизнес в лице спонсоров. Подтверждениемэтому стало увеличение вдвое дополнительныхпремий и призов от разных частных фондов.Однако не коммерческий поворот сталключевым в этом году. Важнейшее событие,на мой взгляд, можно определить какпротивостояние бюрократии и демократии. 

Первое крыло арт сообщества подпитывалгосударственный статус ГЦСИ и онотребовало введения цензуры, второенастаивало на том, что в арт сообществепринято называть автономией искусства.Некоторые близкие к бизнесу членысообщества правда готовы ограничиватьего стерильными стенами галерей, музееви арт ярмарок. Но существует и болееширокое понимание автономии искусствакак зоны независимых, свободных жестаи высказывания, непредвзятого суждения,как правило, расходящегося с общественныммнением, официальной позицией иподвергающего критике авторитеты. Вэтом многие видят главную функциюавтономии искусства в частности и всегосовременного искусства 20 века в целом,обеспечивающих таким образом здоровье культурной среды в эпоху информации,массовых идеологий и тотальнойкоммерциализации. 

«Мне приятно осознавать,что я присутствовала на «Инновации» висторический момент»; сказала мне ТаняВолкова, уступившая Юрию Аввакумову вноминации «кураторский проект». Основныепремии получили в этом году находящиесяпод судом арт активисты группы «Война»со ставшим хитом интернета «Х-й в пленуу ФСБ» (номинация «Произведениевизуального искусства») и Артем Лоскутовс «Монстрацией» (номинация «Региональныйпроект»). Такое награждения много стоит,хотя, конечно же, все не так уж и просто.

В процессе проведенияпремии с момента выдвижением экспертнымсоветом группы «Война» не прекращалосьпротивостояние бюрократических сил ипоборников автономии искусства. Ситуациясложилась драматическая. С одной стороныконечно ГЦСИ чувствовал у себя за плечамигруз ответственности госучреждения исилу зримых и незримых нитей связывающихГЦСИ с государством, с другой –необходимость реабилитации в глазахсообщества после неприятного инцидентас работами Авдея Тер Оганяна на выставкев Лувре. Ситуация, прямо скажем, нервная. Поэтому на сайтеГЦСИ стали появляться со всех сторонофициальные заявления и частные письма.Неожиданно оказалось, что номинантунужно дать свое письменное согласиена выдвижение (хотя меня как номинантаоб этом никто до последнего момента неспрашивал). Но именно этим формальнымповодом был мотивирован оргкомитетомпремии отказ «Войне» в участие. Посыпалисьотказы от номинантов в поддержку «Войны»,экспертный совет возмутился недовериемсо стороны организаторов премии к своемуэкспертному мнению, а жюри пригрозило,что просто напросто откажется жюрить,если «Войну» исключат из номинантов. 

Вопрос в целом стоял скорее о нарушениирегламента премии, чем о манифестацииподдержки «Войны». Премии грозилбесславный конец. Но сначала появилосьзаявление о том, что на выставкеноминантов будет группа «Война», а потоми подтверждение ее участия в конкурсе.Все утряслось и это была тихая победаарт сообщества, маленького но независимогоавтономного народа над цензуройбюрократической системы. Ответ МихаилМиндлин все же последовал. Во вступительномслове к каталогу премии он упрекаетнекоторых представителей арт сообществав том, что они не соблюдают автономииискусства и чрезмерно увлекаютсяполитической актуальностью, пренебрегаяэстетическими качествами художественногопроизведения. Кажется, это несколько некорректное обвинение по отношению кжюри и экспертному совету, но каждый,даже официальное лицо может выражатьсвое личное мнение, если это личноемнение не оборачивается безоговорочнымприказом и указанием к действию. 

В общем,вопрос в том, как определять автономиюискусства «Инновация» 2011 так и не решила,но поставила. Во всяком случае, выгляделаона вполне достойно. Невзирая на отказгосчиновников от искусства видеть вакции «Войны» эстетическое высказывание,жюри все же проголосовало за «Войну». Особенно эффектно и граждански осмысленнопобеда «Войны» выглядела на фоне тогокак представитель французскогопосольства вручал премию французскогоинститута и авиа линий Airfrance,стипендию на резиденцию в Париже МаксимуСвищеву за инсталляцию «Зал ожидания»,представленной в номинации «Новаягенерация». Правда, Свищев в своем видеоизрядно помял аэро лайнер, превративего в груду железа, но это было единственноеизображение самолета среди всехпредставленных на премию работ.

В заключении логичнобыло бы сказать, что премия «Инновация» оказалась именно такой, какой должнабыть по-настоящему авторитетная премия,продемонстрировала свою независимуюи профессиональную позицию, задалавектор на развитие искусства обладающегогражданской позицией. 

Менее логичнозакончить статью рассуждениями обискусстве и арт сообществе. О невозможностиразделения этики и эстетики в художественномсообществе говорят много. Много обсуждаюттеоретические тексты Николя Буррио,бывшего как-то и куратором московскойбиеннале об «эстетики взаимодействия».Реже вспоминают об концептуальныхработах Ханса Хааке, в которых онразоблачает механизмы функционированияарт институций, что надо отметитьпремного способствовали становлениюпрозрачности этого функционирования.Мы совершенно не вспоминаем о том, чтотак называемы «западные художники», в число которых мы так стремимся попасть,не раз выдвигали свои требования музеями арт институциям и добивались ихпризнания. Наш разговор обычнозаканчивается тем, что мы поспорим настраницах прессы, о том, что называтьискусством, а что недостойно этоговысокого титула. Но почему-то никто необращает внимание, что у нас раздаются(причем с помпой и огромными затратамина шоу) только премии и трагически,фатально отсутствует в независимыхинституциях искусства хоть какая-тогрантовая программа. 

Что те самыечистенькие и стирильненькие художники,о высоком эстетическом качестве работкоторых говорит гендиректор Миндлин,должны работать на рынок, а альтернативаему – только активизм. И практическиничего не делается для развитиянекоммерческого искусства, не толькочиновниками, но и самим арт сообществом.Но без развития сектора некоммерческогоискусства, который у нас отсутствует,к российскому искусству в международномарт сообществе будет соответственноеотношение как к игрушке крупного бизнеса,какие бы замечательные презентации мыни устраивали. И хорошо, когда премияможет стать поводом поговорить об этом. 

Саркисян Оксана
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).