Москву посетил Кристоф Шарль - один из самых известных французских исследователей социальной истории Европы, директор Института новейшей и современной истории Национального Центра научных исследований (CNRS). В рамках XIII Банных чтений, прошедших в столице с 31 марта по 2 апреля, Шарль выступил с докладом, посвященным развитию социальных наук во Франции, а также представил свою новую книгу «Интеллектуалы во Франции: вторая половина XIX века» (М.: Новое издательство, 2005). Татьяна Трофимова расспросила исследователя о системе научных и образовательных институций во Франции, которые, как выяснилось, пребывают сейчас в состоянии кризиса. Непростые времена переживают и нынешние французские интеллектуалы.
Вы представили русским читателям свою книгу "Интеллектуалы во Франции: вторая половина ХIХ века", в которой подробно пишете о деле офицера Дрейфуса, в свое время поляризовавшем французское и европейское общество. Сегодня интеллектуалы во Франции также поляризованы, как и конце позапрошлого века?
Сейчас все мы переживаем перестройку всей международной ситуации. Это вызывает чрезвычайную растерянность и многоголосье мнений. Во Франции даже внутри тех групп, которые традиционно существовали как группы единомышленников, возникают острые разногласия. Расколота среда левых интеллектуалов - конфликтуют те, кто выступает за объединенную Европу, и их противники, считающие, что объединенная Европа, которая сейчас создается, слишком кренится в сторону правого либерализма. Аналогичный разброд наблюдается и в среде консерваторов, в среде правых интеллектуалов. Одни враждебно настроены к идее единой Европе, поскольку убеждены, что в результате размывается национальное своеобразие. Другие считают, что участие в единой Европе – это единственная возможность для Франции обрести значительную роль на международной арене. Вскоре во Франции состоится референдум по конституции объединенной Европы; и как раз в связи с этим референдумом высказываются самые контрастные, самые противоположные мнения, исходящие сплошь и рядом из среды недавних единомышленников.
Политическое бытие французских интеллектуалов остается напряженным, а каким образом работают "мирные" научные структуры, те, в которых многие из этих ссорящихся интеллектуалов служат - университетты, академии? Как устроена научная жизнь во Франции, какие научные институции у вас существуют, как они функционируют и за чей счет?
Характерная особенность французской системы состоит в том, что в ней сосуществуют два параллельных сектора: университет, преподавательская структура, и чисто исследовательские структуры, во многом аналогичные Российской Академии Наук. Университетские исследователи совмещают научную работу с преподаванием, а исследовательские структуры занимаются "чистой" наукой. В прошлом году у нас возник серьезный кризис: правительство урезало финансирование исследовательских учреждений. Ученые, занимающиеся исследовательской работой, лишились средств на осуществление своей работы. Тогда руководители этих структур – институтов и лабораторий – организовали большое коллективное протестное движение с подписанием петиции. Эта кампания вышла далеко за пределы академических кругов, ее подписывали десятки тысяч французов. В результате правительству пришлось пересмотреть свое решение по этому вопросу и все-таки выделить средства на финансирование исследовательских учреждениям, а также создать рабочие места в исследовательских учреждениях для молодых людей, поскольку в предпоследнем году количество новых мест было чрезвычайно ограничено.
Достигнув "победы" над правительством, французское общество остановилось на достигнутом?
Нет, затем началась серьезная политическая дискуссия. Многие сказали, что это только краткосрочное решение, нужно задуматься о функционировании всей системы научных институтов, потому что пороки коренятся в самой системе. Организаторы этого протестного движения учредили своеобразные Генеральные штаты и создали коллективный текст, в котором сформулировали свои предложения по программе реформ. В обсуждении реформ приняла участие и Академия Естественных Наук. Она не похожа на Российскую Академию Наук, аналогом которой во Франции является Национальный Центр научных исследований (CNRS). Академия естественных наук – это небольшое собрание, закрытое, элитарное, из 40 весьма почтенных людей; быть принятым в ее члены - большая честь. Академия Естественных Наук, как и ректоры некоторых крупных университетов, также внесла свои предложения по реформе исследовательских учреждений. Cобственный проект законов по реформированию всей системы предложило и правительство. И сейчас мы пытаемся организовать систему научных учреждений на новых основаниях. Это довольно трудно, потому что экономическая ситуация во Франции не не самая благоприятная, и правительство ограничено в своих возможностях. К тому же существует проблема согласования политики, касающейся научных институций, с большой политикой, разворачивающейся на общеевропейском уровне. Поэтому выработать конкретное политическое решение сложно.
Финансирование французских исследовательских институтов осуществляется только государством или существуют какие-то альтернативные источники?
В разных случаях по-разному. Одни исследовательские подразделения, лаборатории, целиком финансируются государством, другие, связанные с промышленными технологиями, могут сотрудничать с теми или иными индустриальными центрами и предприятиями, от которых они и получают финансирование. Нынешнее правительство активно подталкивает исследователей к тому, чтобы они устанавливали контакты с промышленными предприятиями или даже просто шли работать в промышленность, в исследовательские лаборатории на заводах.
Иначе говоря, правительство стремится к тому, чтобы наука приносила практическую пользу. Но как тогда быть с "бесполезными" гуманитарными науками, как они решают проблему финансирования?
Здесь, разумеется, все гораздо сложнее, поскольку найти практическое применение для гуманитарных наук значительно труднее. Хотя и в этой сфере тоже существуют соглашения между некоторыми лабораториями, исследовательскими подразделениями и частными организациями, которые заказывают, например, социологическое исследование рынка или социологическое исследование, касающееся внедрения в массовое употребление тех или иных технологических новинок. Существует большое количество работ, которые касаются воздействия и рецепции средств массовой информации, и эти работы в отдельных случаях могут финансироваться каналами массовой информации. Есть и другие случаи. Например, ряд социологов, близких к Пьеру Бурдье, получили заказ от одного крупного французского издательства на проведение исследования по социологии чтения. Это исследование было проведено и в результате издана большая книга. Но, как видите, это касается, в первую очередь, социологии, отчасти медицины, отчасти географии, психологии. С историей и филологией ситуация, конечно, другая. Существуют кое-какие частные заказы, касающиеся исследований по истории, но это, главным образом, история современности. Исследователи истории более отдаленных периодов практически всецело зависят от государственного финансирования.
Вы упомянули о новых рабочих местах для молодых ученых - как вообще обновляются кадры в исследовательских институтах?
Рекрутирование новых специалистов в исследовательской сфереосуществляется по конкурсу. Исследователям предлагается подать на конкурс свою заявку, свой исследовательский проект, который должен совпадать с профилями того или иного подразделения. Исследователь пытается заинтересовать своим проектом данную лабораторию или институт, затем этот проект рассматривается специальной комиссией. Конкуренция таких проектов довольно высокая: 15-20 соискателей на одно место.
Существует также определенный механизм для перехода из исследовательской сферы в преподавательскую. Поскольку исследователь имеет университетский диплом, он может заключить с каким-либо университетом договор, по которому он будет читать те или иные курсы лекций. При этом профессора и доценты университетов имеют возможность получить академический отпуск, то есть период, когда они будут заниматься только исследованиями в рамках тех или иных лабораторий и центров. Приведу пример из собственной жизни. Я 15 лет работал сотрудником в Институте новейшей и современной истории, потом мне захотелось позаниматься преподаванием, я подал заявку на замещение должности профессора, получил эту должность и перешел в Сорбонну. Долго преподавал в Сорбонне, а теперь вернулся в свой институт уже в качестве директора.
Вы говорили о том, что во Франции сейчас очень развит коллективный подход к исследованиям. Он вытесняет одиночные исследования, или возможность работать индивидуально сохраняется?
Нет, значительное количество исследователей продолжают работать в одиночку. Но в 1960-е годы во Франции была распространена мысль о том, что с коллективными исследованиями связано будущее, коллективные исследования более динамичные, они означают научный прогресс. Например, такие видные историки, как Франсуа Фюре и Жан Озуф, специалист по истории школы, в 60-е – начале 70-х годов были вовлечены в большой проект, коллективное исследование по истории распространения грамотности во Франции в XIX веке. Это огромная работа, которую никакой отдельный ученый сделать бы не смог. Но были и остаются до сих пор индивидуальные работы, и количественно они остаются преобладающими, например, докторские диссертации. И профессора с того момента, когда они занимают соответствующую должность, занимаются, главным образом, личной научной работой.
Сейчас говорят довольно много о том, что исследовательские институты в России разобщены и нет регулярного обмена знаниями. Как обстоит с этим дело во Франции?
Во Франции тоже каждое исследовательское подразделение имеет свою программу. Кое-какие контакты между разными исследовательскими группами существуют, но это больше контакты личные, на уровне отдельных исследователей, чем контакты, нормированные соглашениями между двумя подразделениями или лабораториями.
Существуют ли сейчас контакты между французскими и европейскими исследовательскими группами?
Да, такие контакты очень распространены и постепенно только расширяются. Они разворачиваются и в рамках европейского сотрудничества, и в рамках контактов с США, с Японией. Лаборатории, работающие над похожими проблемами, контактируют между собой, профессора из Франции едут в лаборатории других стран, занимающихся той же тематикой, французские докторанты проводят часть своего времени в другой стране, работая над темой своей диссертации.
Можно ли сейчас представить такой культурный проект, который мог бы объединить интеллектуалов Европы?
Да, мне кажется, что этот проект должен привести к формированию общеевропейского культурного сознания, так, чтобы в результате идеи и произведения из разных стран стали доступны всем и оказались вовлечены в общий интеллектуальный обиход. Это связано, в частности, с переводами. Это был один из проектов Пьера Бурдье. Он создал свое издательство, которое называлось «Либер» и которое как раз публиковало произведения и тексты интеллектуалов из разных стран. Первоначально это издательство поддерживалось крупными европейскими газетами, такими как французская «Монд», а также немецкими и испанскими. Но затем, к сожалению, эти крупные газеты обнаружили, что это стоит слишком дорого и прекратили свою финансовую поддержку. В результате ему пришлось закрыть издательство, что очень жаль, поскольку проект был действительно хороший и красивый. Мне кажется, что нас всем требуется нечто в этом роде, чтобы возвести некую общеевропейскую конструкцию.