В Москве прошел 11 Всероссийский музейный фестиваль «Интермузей-2009». В течение четырех дней посетители могли познакомиться с крупнейшими музеями России и их экскурсионной программой.
Помимо музейщиков, здесь же можно было встретить мастеров по декоративно-прикладному искусству, которые давали мастер-классы, методистов по народному творчеству. Встречались совершенно разные специальности из области культуры.
Были такие музеи, о которых среднестатистический москвич никогда не слышал. «Про наш музей, как правило, спрашивают: «А где он находится? Как его посетить? – говорит главный инженер музея Калашникова Сергей Бондаренко. - А он находится в городе Ижевске, и поэтому москвичам посетить его достаточно сложно. Хотя у нас очень интересный и уникальный музей. У нас есть боевой тир, и люди издалека приезжают специально для того, чтобы пострелять в тире из настоящего оружия».
По словам музейщиков, в первую очередь фестиваль организован для них. Это своего рода «кухня» музейного дела. «Если вы приходите на кухню, и там стоит хозяйка, которая умеет хорошо готовить, вы сможете у нее научиться готовить, - говорит заместитель директора Российского этнографического музея по научно-просветительной работе Иосиф Перевозкин, - Здесь много музеев, много молодых музейщиков, и им есть чему учиться у тех, кто уже на этом собаку съел и имеет представление о музейном, хранительном, выставочном деле».
Музейщики не такие богатые люди, чтобы ездить друг с другом встречаться. Если руководители музеев еще могут себе позволить провести семинары, конференции, то большинство сотрудников этого лишены. По словам дирекции, в этом году по сравнению с прошлым не доехали около 15 музеев, сказал Перевозкин. Возможно, это связано с кризисом, возможно, с местным нефинансированием или еще с чем-либо. На подобных выставках, оплаченных за счет музея, за счет местного финансирования, они могут обсудить последние изменения в законодательстве отрасли, что-то узнать, спросить, какие у кого-то есть новые подходы.
Тем для обсуждения у музейщиков немало. У российских музеев много проблем, и одна из самых болезненных – финансирование. С каждым годом денег выделяется все меньше, и музеям предлагается перейти на самоокупаемость. Но при этом музей не имеет права сдавать недвижимость в аренду, за что его ждет суровое наказание, а на копейки, вырученные от посещаемости, невозможно содержать весь штат, проводить реставрационные работы и прочее.
Музеи выживают, но дается им это тяжело. Заработная плата сокращается, и люди с высшим образованием не хотят сидеть на таких местах. Музеи теряют хороших специалистов. Возникает вопрос - кто остается? Информацию подает уже не человек с высшим образованием, а подрабатывающий студент, это уже уровень ниже. «Мы посылаем своих детей в музей, чтобы он почерпнул что-то новое, узнал побольше информации. А кто ему дает эту информацию? – говорит Валерий Калякин, замдиректора по связи с общественностью музея-заповедника «Горки Ленинские». - Если мы сегодня об этом не задумаемся, потом будет очень грустно. Не случайно есть русская поговорка: веревочка вьется, вьется, конец приходит. К сожалению, этот конец уже близко».
В поисках средств директора музеев идут на то, что музей становится местом развлечений, и вот в усадьбах играются свадьбы. «Ни один уважаемый фондовик этого не разрешит. Но нужно зарабатывать деньги, само государство ставит нас в эти рамки. И начинается. Директор говорит: «Мне нужно платить зарплату, премии. Фондовик говорит: «Нет». Фондовик отвечает за коллекцию перед государством, не директор. Директор несет ответственность только за штаты и общее руководство, а фондовик за коллекцию, и происходит стычка», - говорит Калякин.
В последнее время организуется много новых музеев: музеи, посвященные мыши, Бабе-Яге, водке, чертям, шоколаду и так далее. От того, насколько хороша тематика музея и насколько профессиональны люди, работающие в нем, будет зависеть, как долго они просуществуют. Но ничто не сравнится с музеями, в которых уже сложились свои традиции. Случайные люди из музейного дела уходят, остаются только те, которые нашли здесь свое место. Как сказал Калякин, «каждому музею – своя школа, это своя семья».
Стенд квартиры-музея М.А. Булгакова
Стенд музея Калашникова