будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура

Инвестиции в классику – вопрос культурного уровня страны

Михаил Фихтенгольц – новый тип креативного директора, сочетающего качества, бесценные для  современной жизни: серьезный культурный бэкграунд и рыночное чутье. Фихтенгольц делает то же самое, что многие после того, как рухнул железный занавес -- создает альтернативную академическую культуру:  конкурируя с государственными институциями, осуществляет  проекты в сфере классической музыки с привлечением западных музыкантов. Эти проекты отличает неконвенционный для нас принцип селекции: не популярные в России имена, а музыканты высокого уровня. Фихтенгольц знает западный рынок классической музыки, и с его подачи  к нам начали приезжать те, кто сегодня занимает активную позицию в мире, но пока не известен здесь. Ставка на качество оправдалась: проекты прошлого сезона – «Орфей и Эвридика» и «Дон Жуан» -- имели громадный успех. О том, что за ним стоит, у Фихтенгольца узнала Марина Борисова.

Из чего состоит Ваша работа?

Я придумываю проекты в сфере классической музыки -- концерт, цикл концертов, мини-фестиваль. Разрабатываю его творческую концепцию и задаю параметры: что, где, когда, как и зачем. Затем воплощаю проект в жизнь, контролируя все стадии. Совмещая несколько функций, курирую организацию и PR – т. е. делаю то, что в других организациях делает много людей.

С кем Вы работаете?

Пять лет я работал на Московском пасхальном фестивале – программным директором. Был связан с фестивалем «Декабрьские вечера». Сегодня работаю с Московской  филармонией и оперным продюсерским центром Classica viva.

Вроде, в области классики сегодня происходит немало интересного. Чем выделяется ваша продукция?

Я не думаю об этом. Если у нас много публики и хорошая пресса, значит, чем-то мы выделяемся. Наверное, своей концептуальной продуманностью. Оригинальными решениями, репертуарным выбором, исполнителями. Кроме того, грамотной рекламой и внятным позиционированием в СМИ.

Как Вы этому научились и каков был стимул?

Учился в процессе работы. Помог мой бэкграунд: я закончил Гнесинскую десятилетку как скрипач и музыковед, учился как историк музыки в Российской академии музыки им. Гнесиных, закончил аспирантуру Государственного института искусствознания. Сейчас завершаю диссертацию по поздним операм Генделя.

Мне всегда нравилось что-то организовывать: в детстве издавал с одноклассниками газету. В зрелые годы – мне сейчас 27 –  показалось, что знаний хватит, чтобы заниматься организацией концертов --  хотелось придумать что-то оригинальное, что вызовет отклик. Всегда задавался и продолжаю задаваться вопросом , почему на Западе столько всего интересного и почему только мизерный процент попадает к нам? При кажущемся богатстве музыкальная жизни России и Москвы далека от совершенства, если представить нас в мировом контексте. Вряд  ли я смогу переломить эту ситуацию, но очень хочется.

Достаточно одного проекта, чтобы стабильность ситуации была поставлена под сомнение. Когда я вижу на афише имена, которые значатся в серьезных реестрах на Западе, у меня возникает огромное уважение к проекту: теперь этих исполнителей можно послушать не только в Зальцбурге и Нью-Йорке, но и в Москве. Считаю это новым важным свойством нашей жизни, где начинают пробуждаться международные правила...

Мне кажется, что есть большая проблема, связанная с нашей публикой, которая привыкла доверять только крупнейшим именам, а их, как известно, немного. Очень важный момент наступит, когда широкая публика скажет себе: да, мы пока не знаем этих исполнителей. И научится доверять тем людям, которые ей могут предложить что-то новое. Сейчас, если имя неизвестное, никто не придет. Это самая большая проблема. И нужно предпринимать исключительные меры, чтобы завлечь потребителя, который бродит в трех соснах.

Как вы привлекаете публику, если приезжают неизвестные музыканты?

По-разному. Мы делаем ставку на уровне музыкантов. Нам не важен сам по себе звездный статус -- терпеть не могу, когда говорят: это не звезды первой величины. Эти слова – пустой звук. Потому что если исполнитель замечательный, его российский имидж не важен. Я его беру и везу сюда. Гарантий успеха нет, это всегда немного рулетка. Но результат зависит не только от имени, здесь много составляющих: репертуар, совокупность имен, дата, зал -- некий контекст. Когда мы затеяли «Дон Жуана», было  сомнение  коллег, посчитавших, что делать это в конце июня, когда все уже мысленно на дачах – сумасшествие.  Я же был уверен, что дата правильная, и мы действительно выстрелили – зал был продан полностью при не самых дешевых билетах.

Как выглядит процесс создания такого продукта? С чего все начинается, сколько времени занимает?

Это может быть выполнение заказа: нужно концертное исполнение оперы. После грандиозного успеха «Орфея и Эвридики» Глюка, с которого начались мои отношения с Classica viva, мы решили двигаться в этом направлении. В год Моцарта название появилось само собой: «Дон Жуан» в Москве не идет. В кастинге пригодился мой опыт (записи, Интернет, чтение зарубежной прессы, отзывы специалистов): здесь важно было выбрать не только подходящих певцов, но найти их совпадение друг с другом – чтобы сложился ансамбль. Какие-то вещи надо просто угадать – ведь эти певцы впервые собираются вместе. Помогают не только знания и опыт, но и интуиция. Например, Шона Мэти, певшего Дона Оттавио, я не слышал живьем. Но меня убедили факты: он пел с дирижером Дэниелем Хардингом в постановке Патриса Шеро «Так поступают все женщины» в Экс-ан-Провансе и этим летом выступает в Зальцбурге. Я понял: надо брать.

Что еще влияет на выбор певцов?

Надо знать музыку, для которой подбираются певцы. Здесь я сужу уже не как продюсер (кто сколько стоит и когда может приехать), а как музыкант, исходя из личных предпочтений. Я слушаю очень много записей, стараюсь как можно больше смотреть спектаклей на Западе, читаю мировую прессу, кроме того, у меня много друзей-певцов, рекомендациями которых я пользуюсь. Даже не слыша певца именно в этой партии, могу представить результат, зная его голос.

Откуда берутся средства и достаточно ли их?

Очень хороший вопрос. Однако я сам не занимаюсь добыванием средств, моя задача грамотно их потратить. Я рад, что моему мнению доверяют, и если я называю минимальную стоимость проекта, меня понимают. Я в курсе всего – гостиниц, перелетов -- стараясь оптимизировать их стоимость.

Эти проекты окупаются?

Невозможно даже думать об этом. Нигде в мире такие проекты не окупаются. Однако в мире инвестиции в классику – вопрос престижа фирмы-спонсора и культурного уровня страны: Audi и Nestle считают за честь быть спонсорами Зальцбургского фестиваля. Не говоря уже о налоговых льготах, которых у нас нет. Чтобы окупить расходы, цена на билеты должна быть втрое выше, что недопустимо: в Москве считается, что классическая музыка – это дешево, если не бесплатно. Все возмущаются высокими ценами. Но такие проекты не могут и не должны быть дешевыми.

Ваши проекты успешны – они продаются и имеют резонанс.  Что намечается в следующем сезоне?

Мировая премьера оперы Щедрина «Боярыня Морозова» (30 октября) и «Золушка» Россини (15 ноября).

Как Вам кажется, может ли проект в сфере классической музыки быть продуктом массового спроса?

Да. Потому что в данном случае речь идет об очень качественном продукте. Проблема в том, что людям нужно это объяснить. Потребность потреблять существует независимо от качества продукта, и публика ест то, что ей дают. Сложность в том, что качество в данном случае – вещь нематериальная, поэтому возможны фальсификации, когда под известным брэндом предлагается туфта. Пока у нас такое возможно. Зато, в отличие от Запада с его давно налаженным культурным рынком, мы в самом начале пути.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).