будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура
Боде Михаил

Исторический роман завершен. Эпилог спущен на тормозах

Исторический роман завершен. Эпилог спущен на тормозах
istmuz

В минувший четверг Исторический музей пригласил журналистский корпус на осмотр экспозиции 38-го и 39-го залов, завершающих всю грандиозную выставочную анфиладу «История России с древнейших времен до начала XX века», готовившуюся параллельно с реконструкцией ГИМа около двадцати лет. Торжественное открытие продолжится и 14 апреля. Посетители наверняка будут поражены археологическими находками, иконными рядами, арсеналами и мемориальными курьезами. Но, вероятно, последние залы, похожие на экспозицию краеведческого музея, их разочаруют. Пожалуй, не вызовут они энтузиазма и у специалистов.

До 1917 года музей назывался «Императорский Российский Исторический музей имени Александра III». Теперь, спустя сто лет, музей с полным основанием может вернуть себе августейшее имя, духу императора, которого десятилетиями гоняли коммунисты, есть где не только обрести покой, но и восторжествовать. Он и торжествует в виде огромного портрета, заняв стену в последнем зале, посвященном все же русской культуре конца позапрошлого века. На противоположной стороне картина Ап. М. Васнецова, изображающая Москву XVII столетия. Так предпоследний Романов и смотрит на Москву первых Романовых. И здесь экспозиционерам нельзя отказать в определенной логике.

В целом, если оставить в стороне исключительно археологические, научные разделы (от палеолита, скифов до славянских племен), экспозиция, вторя гимназическому учебнику Д.И. Иловайского, от реликвии к реликвии чеканит шаги «развития российской государственности». Тональность практически неизменна от петровских «Коль славен наш Господь в Сионе» и «Встречного марша Преображенского полка» до николаевского «Боже, царя храни» и «Коронационного марша Александра III» (кстати, сочиненного П.И. Чайковским).

В 38-39-ом зале марши напрочь урезаны. Да и вообще никакой особой «музыки» там нет за исключением стука счетных костяшек и арифмометров, шелеста купюр и займовых билетов да еще легкого звона банковских жетонов. Все эти бумажные «петеньки» и «катеньки» - в витринах. Понятное дело, речь идет о развитии российской экономики в конце XIX века. О том, что развивались наипрекраснейшим образом, свидетельствует декоративная композиция Карла Фаберже аллегория промышленности и торговли. Фотографии Витте, Столыпина, Мамонтова для того, чтобы молодое поколение знало в лицо движителей экономики. Тут же небольшой бюстик Александра III. Вероятно, для порядка. Помимо свершений в банковском деле и индустрии, экспозиция демонстрирует жизнь сословий империи. Сословия жили тоже наипрекраснейше, что и видно на примере театрализованных манекенов: образцовая одежда крестьянина – поддевка, подобие которой любит сейчас носить один из наших знаменитых дирижеров, яловые сапоги, картуз; примерный гардероб рабочего тоже опрятен и по-своему наряден. Что говорить о костюме управляющего: дореволюционный менеджер был одет хоть и дорого, но неброско (gравда, зачем надо было разводить эту театральную костюмерную, не слишком понятно).

Короче, все шло к социальной гармонии. Даже музы, кажется, трудились лишь над тем, как бы обеспечить всем сословиям культурное окружение. Абрамцевские и талашкинские художественные промыслы поставляли всем сословиям мебель и ДПИ в стиле «russe», Врубель (тоже и Андреев, автор знаменитого памятника Гоголю), получается, изготавливал лишь майоликовые статуэтки да еще и такие же садовые скамейки для Мамонтова, художественные дамы вышивали золотой нитью парусники в стиле модерн. Нет, разумеется, было и такое. Но остается непонятным, как все это внезапно пошатнулось и рухнуло в начале следующего века. С какой стати, все же было так хорошо? ГИМ не дает ответа. Да, как видно, с него никто и не спрашивает.

Боде Михаил
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).