По неведомой причине граждане страны по-прежнему делают вид, что подводят какие-то итоги в последнюю календарную неделю года. Возможно, это какое-то древний обычай или, скорее, последствия плановой экономики. Тогда да, эта дата была серьезной. Что такое специальное она может означать сейчас, когда даже выборы мало что значат – понять трудно. Видимо, действительно такой атавизм. В нынешнем сезоне это как-то совсем отчетливо.
Вот если бы, например, выборы прошли в прошлое воскресенье, то за Д.Медведева проголосовали бы 79% респондентов – сообщил "Левада-центр". Медведева готовы поддержать уже больше граждан, чем Путина в 2004 г. - тогда за него голосовало 71,31%. А ведь это было уже после первого срока и многих деяний, им осуществленных. А тут – ни деяний пока общефедерального размаха, ни даже эшелонированной раскрутки. Предыдущие, до момента выдвижения, цифры были 13-14%, так что такой рост - в книгу Гиннеса. Конечно, это уже проанализировано, мысль такая: это как бы суммарный рейтинг Путина и Медведева, хотя понять это и нельзя. Цифры "Левады" отчасти подтверждает и ВЦИОМ: по его опросу за Медведева 52%. "Ведомости": "… в середине декабря было 27%, помнит Федоров, а в ноябре - всего 17%. Рейтинг Медведева показывает стабильный рост - 10 процентных пунктов в неделю, у прочих кандидатов - снижение на несколько пунктов, снизилась и доля неопределившихся". Да что тут было специально помнить, когда вот раскладка рейтингов по месяцам того же ВЦИОМа. Ну, еще без предновогоднего всплеска.
Понятно, что все это не о рейтингах, а на тему особенностей социальной жизни. Вот Новый год, а раз Новый год, то и опросы. Легко представить типовой опрос, на который сейчас просят отвечать всех, чьи телефоны имеются в редакциях. Штук пять главных событий 2007 года, штук пять желательных событий 2008-го. Главный победитель года, главный лузер. Что напугало в минувшем году, что напугает в следующем. Вообще, кто чего ждет, и чего именно – хорошего или плохого. Что-нибудь на тему "фраза года".
Трудно представить себе человека, который сейчас отвечает на все это дело с энтузиазмом. Во-первых, как-то драйв подобных ответов в воздухе не ощущается, да и не очень-то и вспомнить, что там такого было, все уже куда-то кануло. С точки зрения просто жизни это хорошо – не годовой же план по запомнившимся фразам выполняем. Но почему все-таки забывается (а забывается ведь)?
Федоров, комментируя рейтинг Медведева, сказал вот что: "В России период распространения информации занимает порядка двух недель, после которых уже можно анализировать событие, объясняет гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров: за это время и сформировалась установка голосовать за кандидата от Путина".
Интересны вот эти две недели. Итак, новости – в которых содержится фактически очередной дистрибьютив действительности - так и идут друг за другом, причем – цикл в две недели. Две недели прошли – они накрыли и покрыли всех, кого только могли. Но за ними идут следующие, так что за две недели предыдущая повестка полностью перекроется очередной: то есть активная фаза новости – вот этот двухнедельный промежуток. Интересно, что эти две недели существуют и на Украине. Правда, на несколько иных основаниях: там политики (проверено неоднократно) помнят события только последних двух недель. Все предыдущее (в 99% случаев) уже не вспоминается. даже как-то и неприлично это вспоминать. Да, какие-то старые факты могут снова всплыть, но это – будет уже новая история. А чтобы так, по ходу политической жизни – нет, оперативная память только на две недели. Примеров полно: всякий раз заново реанимируются темы отравления Ющенко, пленок Мельниченко, изменений конституции, русского языка как государственного, вступления в НАТО и ЕС , проведения Евро-2012. Возникнут и затухнут до следующей реанимации, причем – начнут с предыдущей исходной точки. Видимо, две недели – какое-то важное время для политической активности постсоветского пространства. Причем, разница между Украиной и Россией очевидна: в нашем случае происходит централизованное распространение новостей, на Украине централизации нет, зато там полно всяких частных терок и большой объем гадостей, подстроенных друг другу – дольше двех недель не упомнить. Вот, что бывает, когда политика оказывается слишком сближенной с ежедневной жизнью общества, как на территориях СНГ. Она обществом физиологически за две недели и переваривается. А вот держалась бы отчужденно – сносу бы ей не было.
Так что все дело в сцепке того и сего: государства и общества. В этом смысле можно утверждать, что в новом году перемен не будет. Например, появилось сообщение: "Собственники квартир должны будут платить налоги пропорционально их рыночной стоимости уже в ближайшее время". Это г-н Дворкович начальник Экспертного управления президента решил, что это надо сообщить накануне праздников.
Но кто любит новые налоги? Никто. Зачем государству, чтобы его лишний раз не любили? На новые налоги идут – обычно – когда в казне денег не хватает, но сейчас явно не тот случай. Значит, тут какой-то другой замысел. Понятно какой: это тут будет такая новая форма реализации социальной справедливости. Дворкович же и сообщил, что должны существовать льготы для пенсионеров, одиноких пожилых людей. "Уверен, что должны быть вычеты для семей с детьми, и на детей должны быть дополнительные вычеты. И таким образом, реально этот налог должны платить только люди, владеющие большими квартирами сверх той стандартной площади, которая должна быть закреплена в законе".
То есть, в соответствии с такими словами, главный смысл мероприятия в том, чтобы обеспечить государству новое поле, где оно может поиграть льготами. Социальная справедливость это, конечно, дело святое и надо искать любой повод, чтобы ее немедленно применить. Тем более, что государство никак не может без того, чтобы граждане не соотносились с ним каждый день. Оно должно участвовать во всем, а лишний раз решить что кому дать, а кому – нет, лучшая форма такого участия. Сам Дворкович и говорит, что не в деньгах пафос: "Что касается расчета налога, то от рыночной стоимости будет браться минимальный процент. Мы считали, что эта ставка может быть примерно 0,05 процента. А если посчитать, то даже если квартира 200 метров, в которой проживает семья из четырех человек, то эта сумма вряд ли превысит 2,5 тысячи рублей в год". Главное – участие.
Впрочем, заодно и резерв: пока пять сотых процента, потом – почему бы и не пять? Но самое интересное – массовое вычисление рыночной стоимости. Как ее можно вычислить реально? Только выставив квартиру на продажу и получив предложение на покупку. Надо ли полагать, что с целью выяснения стоимости на продажу будут выставлены все квартиры? Что тогда будет с рынком? Или, еще интересней – в итоге, значит, каждой квартире навсегда припишут ее рыночную ценность, с которой квартира и будет жить навсегда. А если сделал евроремонт – надо идти в специальный орган, чтобы, значит, внести изменения в утвержденную рыночную стоимость.
Еще одна новость из того же ряда: Мосгоризбирком (МГИК) приказал территориальным комиссиям изъять из опечатанных упаковок с бюллетенями списки избирателей, использовавшиеся на выборах в Госдуму. Списки передадут в информационный центр МГИК, а тот обеспечит "обобщение данных и передачу главам управ районов сведений из списков, требующих уточнения".
Первая бытовая реакция состоит. разумеется, в том, что теперь тем, кто не голосовал – непременно что-нибудь отключат. Или к ним не будет ходить государственный сантехник. Однако, МГИК поясняет так: "В Москве 7 млн избирателей, ежегодная миграция составляет около 5%, органы власти, которые предоставляют информацию об избирателях, не всегда успевают оперативно ее обновлять. Сведения с избирательных участков - самые оперативные, поэтому к выборам президента списки стараются уточнить".
Но каким образом на основании этих списков можно уточнить списки к выборам президента? Вычеркнуть на фиг всех, кто не пришел на парламентские выборы? То есть, можно предположить, что в МГИК задумали сделать что-то хорошее, направленное на дальнейшее сближение госудрства и его жителей, вот только по человечески объяснить не могут. Ну а конкретная версия состоит в том, что это уже идут выборы преемника: у ЦИК появятся точные списки тех, кто не ходит на выборы. Ну а их бюллетени можно использовать уже с практической пользой, заодно и явка повысится. Отметим, со стороны МГИК, ЦИК и т.п. не прозвучало никаких слов, которые бы эту версию поставили под сомнение. И ведь в какой исторический момент это было сделано?! В тот же день появились данные еще одного социологического опроса, согласно которому более половины россиян смотрят в будущее с оптимизмом, а главным событием года считают выборы в Госдуму. ну вот не было в их жизни в этом году ничего главнее, а их – из мешка, да рассматривать…
Еще одна история по той же – то есть взаимного сближения граждан и государства. Снова возникла тема нового перечня учебников для преподавания в школах в будущем учебном году. В том числе в списке "История России. 1945–2007" – учебник, созданный на основе той самой волшебной "Книги для учителя", о которой весьма много говорили осенью. Вкратце: ту книгу несколько подчистили (ну там восхваления Сталина убрали), а в целом – переформатировали в учебник. Часть общественности опять возмутилась, но, в принципе, кто ж когда учил историю по школьному учебнику? Ну а тем, кому история вообще по барабану, что им учебник? Они представление о жизни получают иначе. Что ли интеллектуалы вдруг захотели, чтобы возник Совершенно Объективный Учебник Истории вместо этого потока самовыражения энтузиастов? Но смысл? Нормативно закрепить отношения власти и общества?
Остается предположить, что именно чрезмерная взаимосвязь политики и частной жизни, возникшая в 2007-ом, и порождает некоторую бытовую шизофрению. Пример: отказ г-на Немцова участвовать в президентских выборах. Сначала он говорил так, что оппозиции нужен единый кандидат, так что он, пожалуй, отойдет в сторону, а потом легенда почему-то сменилась. Теперь он просто решил выйти, заодно призвав выйти и Зюганова с Касьяновым. Мало того, сначала вышел, а только потом предъявил свой ультиматум. Вот, собственно, требования:
- обеспечение равного доступа к федеральным телеканалам (Первому, "России" и НТВ);
- участие в теледебатах всех без исключения кандидатов в президенты;
- немедленная отмена так называемого "стоп-листа";
- отказ от использования административного ресурса.
Админресурс уж ладно, а вот три прочих требования относятся к телевидению. Вот, значит, что является базовой причиной всех проблем с нынешней властью. Но вот почему все-таки сначала отказался от участия, а только потом ультиматум? Наоборот бы надо, вот заявил бы Медведев публично, что в теледебатах участвовать не станет, тогда - да. Столь же интересной была реакция СПС, которому, в общем, зачем это счастье упало? По словам Надеждина, "мы выдвинули Немцова фактически по его просьбе. Видимо, его оценки ситуации изменились". Хорошая партия: попросили их выдвинуть – выдвинули. А в оригинале у Немцова очень красиво: "Поскольку два других кандидата - Жириновский и Богданов находятся под контролем Кремля: ваше участие в президентской кампании придает ей легитимность, и я призываю вас отказаться от участия в избирательной кампании, поскольку президентские выборы, как и парламентские, будут фарсом, поскольку у кандидатов нет равных возможностей для агитации".
Вот на что обратим внимание: три раза "поскольку" в одной фразе. Ну, раз "поскольку", то тут же подразумевается и "постольку" (тоже 3 раза) По Фрейду совершенно ясно, что это Немцов просто не нашел средств на кампанию.
Поэтому следует только приветствовать, что подобные шатания умов будут надежно прикрыты со стороны той же Госдумой. Проведя нехитрые изыскания, НГ выяснила, что "Депутаты-силовики становятся главной опорой партии власти в Госдуме. Всего среди депутатов ГД пятого созыва можно насчитать не менее 40 офицеров и генералов, что составляет почти 10% всего депутатского корпуса". Фамилии приводятся. Конечно, эти люди стабильность и порядок обеспечат.
Ну и все-таки резюме года, объединяющее в себе сразу все: духовность и материальность, Бога и Мамону: "За те слезы, которые были пролиты на нашей земле, Богу было угодно повысить цену за баррель нефти до 95 долларов". Это художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков, интервью "Известиям".