Выглядит круто: М.Гельман сдал современное российское искусство (тот сегмент, с которым сотрудничает) партии "Единая Россия". То есть, в самом деле сдал в аренду — а теперь интересно, как сольются с партией искусство и культура.
Вот сама новость: "Президиум генсовета "Единой России" утвердил новый партийный проект "Культурный альянс (региональный аспект)". Инициатором проекта выступил директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман. К осени на основе его предложений будет составлена партийная программа, реализовывать которую будут господин Гельман, театральный режиссер Кирилл Серебренников и музыкант Игорь Бутман. Проект, согласно заявлениям его инициаторов, направлен на создание качественного и разнообразного культурного досуга, повышение качества городской среды, создание позитивного международного имиджа государства, а главное — развитие творческого потенциала населения".
(Тут сразу P.S.: по словам пресс-секретаря К.Серебряникова, режиссер тут не при чем. Фэйк о его участии прошел по маршруту "Соль" - "Сноб" - "Коммерсант").
Так вот, интересно, что эти разнородные задачи предполагается решать одним проектом. Ну да, понятно, что развитие творческого потенциала населения может происходить именно через качественный и разнообразный досуг (Kraft durch Freude), но чтобы это еще и позитивно влияло на "международный имидж"? Интересно также, что Партия кладет в основу своей идеологической работы не побуждение населения к деятельности или гражданской ответственности, а наоборот — к качественному отдыху.
Но это была общая сводка намерений, инициаторы говорят чуть иначе. Согласно тому же "Коммерсанту", Гельман имеет в виду несколько иное приложение: "Сейчас Министерство культуры занимается тем, что помогает деятелям культуры, наша задача — кардинально изменить существующее положение. Не помогать, а создавать условия для конкуренции внутри культурной среды". Для партийной программы это, конечно, свежо, но как тогда быть с досугами народа?
Там же Гельман утверждает, что проект преследует исключительно культурные цели и "никак не связан с политикой". Тоже неплохо для партийной программы. Но в этом месте была проблема: как раз сейчас проходит суд на тему отношений современного искусства с группами прихожан МП РПЦ. Как объявлять подобный проект в таких обстоятельствах? По факту получается, что ЕР берет сторону современного искусства, а не сторонников МП РПЦ. Странно. Но тут очень кстати появилось письмо А.Ерофеева Патрирху, в котором, помимо должных объяснений за совр.иск., предложен и компромисс: "Моя совесть чиста, и если я своей выставкой вдруг невольно кого-то возмутил и задел из состава Русской Православной церкви, то прошу у них прощения". Надо полагать, этот жест будет воспринят и данному современному искусству будет дано благословение, после чего можно будет усиливать влияние культурного досуга на повышение креатива народных масс аж до возникновения конкуренции в новой творческой среде.
Бюрократические уточнения в изложении РГ: "Глава ЦИК ЕР Андрей Воробьев докладывал о новом проекте "Культурный альянс (региональный аспект)" и президиум генсовета утвердил координатором джазмена Игоря Бутмана, а руководителем - директора Пермского музея современного искусства Марата Гельмана".
Содержательная и даже инструментальная часть: "Суть нового проекта Марата Гельмана "Культурный альянс (региональный аспект)", одобренного "Единой Россией", - развитие культурной жизни в городах РФ с использованием опыта Перми. Программа проекта будет составлена к осени, а пока названы несколько городов, "культурно модернизировать" которые предполагается в первую очередь".
Далее сайт gzt.ru сообщил, что "Обсуждение городов, которые должны войти первыми в "Культурный альянс", начнется 15 июня. Но уже названы некоторые кандидаты: Казань, Нижний Новгород, Краснодар, Ульяновск, Воронеж. Однако выяснилось, что в управлениях и департаментах культуры этих городов о "Культурном альянсе" ничего не знали, и на вопрос, какие именно проекты можно было бы реализовать в рамках "Альянса", отвечали не слишком четко, ограничиваясь обозначением основных направлений".
Это, разумеется, временные неувязки, поскольку в своем блоге М.Гельман уже резюмировал: "з.ы. короче, страна готова".
То есть, имеется в виду некоторое клонирование. Но чего именно - ситуации или исполнителей? Трудно представить функционирование этой размножалки: делать из художников, участвовавших в Перми, вечных передвижников, и они буду мотаться по выбранным городам вахтовым методом? Или сразу закладываться на непременный рост искусств и креатива в этих городах? Кажется, история с Пермью пока не подтверждает реальность второго варианта. Ну, может там недобрали с развитием качественного и разнообразного культурного досуга, который бы повлек расцвет местного креатива.
Впрочем, тут открывается много художественных вакансий, как и положено в революционные времена, а именно они и наступили. М.Гельман: "Сейчас на базе пермского опыта мы сделали программу модернизации культурной жизни, а именно создание культурного альянса городов, вне столицы, чтобы в каждом из них прошли свои культурные революции и потом пошли дальше, в малые города". Это предполагает массовый призыв собственно художественных сил.
Между тем, все это не просто так, а является партийным проектом. В этой связи "Взгляд" репродуцировал такую точку зрения: "На партии лежит особая ответственность за сохранение внутриполитической стабильности", и здесь ее задача в том, чтобы "перенести основной тренд демократизации в пространство культуры", ведь "новации в культурной жизни везде и всегда воспринимаются людьми, как "воздух свободы", что свидетельствует о "позитивных изменениях". "Культура, в первую очередь, нуждается в том, чтобы создавать новые имена, собирать массовые аудитории, событийно синхронизировать внимание людей", - считают в "Единой России"".
В этом есть уже и политический прагматизм ("перенести основной тренд демократизации в пространство культуры" - вот и "демократизации" место нашли). Но с другой (непартийной) стороны все же любопытно: так что именно будет клонироваться? Да, Пермь как проект, но что именно произошло в Перми? Не считая, разумеется, того милого факта, что "... согласно ежегодному исследованию журнала "Русский Репортер", Пермь заняла 6 место в числе самых перспективных мегаполисов России, тогда как год назад была на 10-м" - как сообщил все тот же gzt.ru . Но это какой-то невнятный критерий. Понятно, что как бы раскрученную Пермь следовало "продать" как можно быстрее, но что именно продавалось-то? Факт создания музея, набор фестивалей, грызня местных деятелей культуры с приезжими? Общий набор мероприятий?
Анонсы и отчеты шли оттуда косяками, транслируя некое перевозбуждение по смутному поводу: будто проект реализовывала сводная бригада Пятачков с дрожащими в драйве хвостиками. Под управлением, конечно, вдумчивого Винни Пуха. И вот эту ажитацию теперь надо переместить в другие точки? Ладно, теперь ажитацию будут производить на промышленной (партийной) основе, но что должно стать ее результатом? Репродуцирование самой ажитации? Вообще-то, итоги пермского проекта можно было бы оценить только после того, как внешние креативщики перестали бы там маячить: посмотреть через полгода — как оно там живет само, без искусственного дыхания?
Существует описание проекта и от Игоря Бутмана, которое снова сбивает дискурс. Он главной задачей видит необходимость "обратить больше внимание на все аспекты культуры". "Культурный уровень у нас запущен", - поясняет диспозицию Бутман, отмечая, что культура проявляется во всем: "мы мусорим, ездим на грязных автомобилях, не пропускаем пешеходов, мы ругаемся, мы агрессивны". То есть, в Перми с этим уже лучше?
Все это, полагает координатор Бутман, позволит стране не только "занять достойное место в мировом сообществе" и "вырасти культурно", но и "помочь людям радоваться жизни". Надо полагать, в Перми достигнуты и эти цели. Или, по крайней мере, будут вот-вот достигнуты. И, несомненно, в Перми культурная революция, о которой говорит Гельман, уже произошла: раз уже можно заниматься ее экспортом в другие города.
Но вот у Бутмана опять "занять достойное место в мировом сообществе": данный пункт выдает очевидные комплексы говорящего. Странное же дело – заниматься культурой в своей стране для того, чтобы занять какое-то там место в каком-то мировом сообществе. Или главный слоган Гельмана на тему скептиков, которые будут посрамлены — что-то слишком инфантильно для такой пафосной программы.
Но, конечно, эти сомнения не учитывают роль Партии. Она перекодирует данный инфантилизм в энтузиазм, найдет кадры для реализации программы на дальнейших местах. Если и не самих производителей креатива, то посредников между ними и населением. Вот из ЖЖ Гельмана, пока еще главного ньюсмейкера проекта:
"для тех кто понимает
Леша Чадаев стал зампредисполкома ЕдРа по идеологии.
з.ы. его последняя статья в Соли http://www.saltt.ru/node/405 о столичности: "Построить город будущего — значит, создать такой город, которому для того, чтобы быть центром мира, совсем не обязательно быть центром власти..."
Мы тут понимаем, да. Потому и цитируем. Однако вот же: опять комплексы на тему непременно стать центром чего-то. Но есть и не комплексующие новые кадры управленцев искусства: "… он (М.гельман) пишет о сегодняшнем утреннем Генсовете Единой России. На нем был утвержден принципиально новый, практически революционный для Едра проект. Называется "Культурный Альянс". Поскольку пермский эксперимент оказался удачным и уже принес вполне ощутимые результаты, он разрастется до масштаба федерального проекта Единой России"
Это М.Сергеева — известная исполнением спича в защиту отечественных машин (не умеешь сделать сам — не критикуй "Жигули") на митинге "Народ! Путин! Медведев! Вместе победим!", а также - музыкального опуса Ram Sam Sam.
М.Сергеева поясняет диспозицию: "Короче, для всего этого в дефолт сити создается единая дирекция. Это такое креативное ядро (ну и креативное ЕдРо) проекта, которое и будет помогать регионам советами да любовью. Оставаясь в качестве гендира ЦМР, я с превеликим удовольствием буду исполнительным директором в таком клевом проекте". Судя по ее дальнейшим словам "Сейчас будут отбираться первые регионы, Иркутская область тоже рассматривается!", она уже вполне в деле. То есть, какие сомнения, здесь сообщается уже конкретно: "Официальную позицию "Единой России" по поводу проекта "Культурный Альянс" разъяснила корреспонденту "СП" гендиректор центра модернизационных решений партии Мария Сергеева".
А теперь работа с нижележащими кадрами. М.Сергеева: "Так что все по ту сторону МКАДа, если есть идеи - пишите Марату Гельману или мне.... С комиссарами "Наших" еще буду говорить. Проект "Культурный Альянс ЕР" точно будет презентоваться на этом Селигере".
Все серьезно, отчего интересно: завезут ли на Селигер художников, участвовавших в "Русском бедном", например?
Странная история, но делать выводы, в том числе и морально-организационного характера лень. Тем более - рассуждать о роли партии в деле развития современного искусства на современном же этапе. Вся эта отправка художников, да и части отрасли под крышу какой-то партии выглядит хреново, но если приглядеться - смешная же история. Гельман всегда промышлял на этой границе, и все участники процесса в курсе. Опять же, это ведь о современном искусств и различных способах его функционирования в разных обстоятельствах. Несомненно, мировой художественный опыт тут увеличится — где ж сейчас такое еще могло бы произойти? Так что это очень рыночная история. Весь этот партийно-художественный проект надо продавать через Саатчи - с вывозом и реализацией по месту жительства неизбежного покупателя.
Ну а раз уж о международном арт-рынке, то резюме будет из книги Дональда Томпсона, "Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы" . Он там сообщает о нюансах произведений искусства, которые прямо сказываются на их стоимости: "Яркие цвета продаются лучше, чем блеклые. Горизонтальные картины — лучше, чем вертикальные. Сюжетные работы продаются лучше, чем пейзажи. Натюрморт с цветами стоит дороже, чем натюрморт с фруктами, а роза — дороже, чем хризантема. Спокойная вода на картине увеличивает ее стоимость; бурная вода — уменьшает. Кораблекрушение стоит еще дешевле. Чистокровные собаки дороже дворняжек, скаковые лошади дороже упряжных. Если на картине присутствует дичь, то чем дороже обходится охота на нее, там больше она увеличивает стоимость картины; к примеру, рябчик второе дороже утки. Существует даже более конкретное правило, сформулированное нью-йоркским частным дилером Дэвидом Нэшем: картины с коровами никогда не продаются по хорошей цене. Никогда"".
С коровами — никогда.