будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 25, 2025
Культура
Левкин Андрей

История онлайн: Партия культурного досуга

Выглядит круто: М.Гельман сдал современное российское искусство (тот сегмент, с которым сотрудничает) партии "Единая Россия". То есть, в самом деле сдал в аренду — а теперь интересно, как сольются с партией искусство и культура.

Вот сама новость: "Президиум генсовета "Единой России" утвердил новый партийный проект "Культурный альянс (региональный аспект)". Инициатором проекта выступил директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман. К осени на основе его предложений будет составлена партийная программа, реализовывать которую будут господин Гельман, театральный режиссер Кирилл Серебренников и музыкант Игорь Бутман. Проект, согласно заявлениям его инициаторов, направлен на создание качественного и разнообразного культурного досуга, повышение качества городской среды, создание позитивного международного имиджа государства, а главное — развитие творческого потенциала населения".

(Тут сразу P.S.: по словам пресс-секретаря К.Серебряникова, режиссер тут не при чем. Фэйк о его участии прошел по маршруту "Соль" - "Сноб" - "Коммерсант").    

Так вот, интересно, что эти разнородные задачи предполагается решать одним проектом. Ну да,  понятно, что развитие творческого потенциала населения может происходить именно через качественный и разнообразный досуг (Kraft durch Freude), но чтобы это еще и позитивно влияло на "международный имидж"? Интересно также, что Партия кладет в основу своей идеологической работы не побуждение населения к деятельности или гражданской ответственности, а наоборот — к качественному отдыху.

Но это была общая сводка намерений, инициаторы говорят чуть иначе. Согласно тому же "Коммерсанту", Гельман имеет в виду несколько иное приложение: "Сейчас Министерство культуры занимается тем, что помогает деятелям культуры, наша задача — кардинально изменить существующее положение. Не помогать, а создавать условия для конкуренции внутри культурной среды". Для партийной программы это, конечно, свежо, но как тогда быть с досугами народа? 

Там же Гельман утверждает, что проект преследует исключительно культурные цели и "никак не связан с политикой". Тоже неплохо для партийной программы. Но в этом месте была проблема: как раз сейчас проходит суд на тему отношений современного искусства с группами прихожан МП РПЦ. Как объявлять подобный проект в таких обстоятельствах? По факту получается, что ЕР берет сторону современного искусства, а не  сторонников МП РПЦ. Странно. Но тут очень кстати появилось письмо А.Ерофеева Патрирху, в котором, помимо должных объяснений за совр.иск., предложен и компромисс: "Моя совесть чиста, и если я своей выставкой вдруг невольно кого-то возмутил и задел из состава Русской Православной церкви, то прошу у них прощения". Надо полагать, этот жест будет воспринят и данному современному искусству будет дано благословение, после чего можно будет усиливать влияние культурного досуга на повышение креатива народных масс аж до возникновения конкуренции в новой творческой среде.

Бюрократические уточнения в изложении РГ: "Глава ЦИК ЕР Андрей Воробьев докладывал о новом проекте "Культурный альянс (региональный аспект)" и президиум генсовета утвердил координатором джазмена Игоря Бутмана, а руководителем - директора Пермского музея современного искусства Марата Гельмана".

Содержательная и даже инструментальная часть: "Суть нового проекта Марата Гельмана "Культурный альянс (региональный аспект)", одобренного "Единой Россией", - развитие культурной жизни в городах РФ с использованием опыта Перми. Программа проекта будет составлена к осени, а пока названы несколько городов, "культурно модернизировать" которые предполагается в первую очередь".

Далее сайт gzt.ru сообщил, что "Обсуждение городов, которые должны войти первыми в "Культурный альянс", начнется 15 июня. Но уже названы некоторые кандидаты: Казань, Нижний Новгород, Краснодар, Ульяновск, Воронеж. Однако выяснилось, что в управлениях и департаментах культуры этих городов о "Культурном альянсе" ничего не знали, и на вопрос, какие именно проекты можно было бы реализовать в рамках "Альянса", отвечали не слишком четко, ограничиваясь обозначением основных направлений".

Это, разумеется, временные неувязки, поскольку в своем блоге М.Гельман уже резюмировал: "з.ы. короче, страна готова".

То есть, имеется в виду некоторое клонирование. Но чего именно - ситуации или исполнителей? Трудно представить функционирование этой размножалки: делать из художников, участвовавших в Перми, вечных передвижников, и они буду мотаться по выбранным городам вахтовым методом? Или сразу закладываться на непременный рост искусств и креатива в этих городах? Кажется, история с Пермью пока не подтверждает  реальность второго варианта. Ну, может там недобрали с развитием качественного и разнообразного культурного досуга, который бы повлек расцвет местного креатива.

Впрочем, тут открывается  много художественных вакансий, как и положено в революционные времена, а именно они и наступили. М.Гельман: "Сейчас на базе пермского опыта мы сделали программу модернизации культурной жизни, а именно создание культурного альянса городов, вне столицы, чтобы в каждом из них прошли свои культурные революции и потом пошли дальше, в малые города". Это предполагает массовый призыв собственно художественных сил.

Между тем, все это не просто так, а является партийным проектом.  В этой связи  "Взгляд" репродуцировал  такую точку зрения: "На партии лежит особая ответственность за сохранение внутриполитической стабильности", и здесь ее задача в том, чтобы "перенести основной тренд демократизации в пространство культуры", ведь "новации в культурной жизни везде и всегда воспринимаются людьми, как "воздух свободы", что свидетельствует о "позитивных изменениях". "Культура, в первую очередь, нуждается в том, чтобы создавать новые имена, собирать массовые аудитории, событийно синхронизировать внимание людей", - считают в "Единой России"". 

В этом есть уже и политический прагматизм ("перенести основной тренд демократизации в пространство культуры" - вот и "демократизации" место нашли). Но с другой (непартийной) стороны все же любопытно: так что именно будет клонироваться? Да, Пермь как проект, но что именно произошло в Перми? Не считая, разумеется, того милого факта, что "... согласно ежегодному исследованию журнала "Русский Репортер", Пермь заняла 6 место в числе самых перспективных мегаполисов России, тогда как год назад была на 10-м" - как сообщил все тот же gzt.ru . Но это какой-то невнятный критерий. Понятно, что как бы раскрученную Пермь следовало "продать" как можно быстрее, но что именно продавалось-то? Факт создания музея, набор фестивалей, грызня местных деятелей культуры с приезжими? Общий набор мероприятий?

Анонсы и отчеты шли оттуда косяками, транслируя некое перевозбуждение по смутному поводу: будто проект реализовывала сводная бригада Пятачков с дрожащими в драйве хвостиками. Под управлением, конечно, вдумчивого Винни Пуха. И вот эту ажитацию теперь надо переместить в другие точки? Ладно, теперь ажитацию будут производить на промышленной (партийной) основе, но что должно стать ее  результатом? Репродуцирование самой ажитации? Вообще-то, итоги пермского проекта можно было бы оценить только после того, как внешние креативщики перестали бы там маячить: посмотреть через полгода — как оно там живет само, без искусственного дыхания?

Существует описание проекта и от Игоря Бутмана, которое снова сбивает дискурс. Он главной  задачей видит необходимость "обратить больше внимание на все аспекты культуры". "Культурный уровень у нас запущен", -  поясняет диспозицию Бутман, отмечая, что культура проявляется во всем: "мы мусорим, ездим на грязных автомобилях, не пропускаем пешеходов, мы ругаемся, мы агрессивны". То есть, в Перми с этим уже  лучше?

Все это, полагает координатор Бутман, позволит стране не только "занять достойное место в мировом сообществе" и "вырасти культурно", но и "помочь людям радоваться жизни". Надо полагать, в Перми достигнуты и эти цели. Или, по крайней мере, будут вот-вот достигнуты. И, несомненно, в Перми культурная революция, о которой говорит Гельман, уже произошла: раз уже можно заниматься ее экспортом в другие города.

Но вот у Бутмана опять "занять достойное место в мировом сообществе": данный пункт выдает очевидные комплексы говорящего. Странное же дело – заниматься культурой в своей стране для того, чтобы занять какое-то там место в каком-то мировом сообществе. Или главный слоган Гельмана на тему скептиков, которые будут посрамлены — что-то слишком инфантильно для  такой пафосной программы. 

Но, конечно, эти сомнения не учитывают роль Партии. Она перекодирует данный инфантилизм в энтузиазм, найдет кадры для реализации программы на дальнейших местах. Если и не самих производителей креатива, то посредников между ними и населением. Вот из ЖЖ Гельмана, пока еще главного ньюсмейкера проекта:
"для тех кто понимает
Леша Чадаев стал зампредисполкома ЕдРа по идеологии.
з.ы. его последняя статья в Соли http://www.saltt.ru/node/405  о столичности: "Построить город будущего — значит, создать такой город, которому для того, чтобы быть центром мира, совсем не обязательно быть центром власти..."

Мы тут понимаем, да. Потому и цитируем. Однако вот же: опять комплексы на тему непременно стать центром чего-то. Но есть и не комплексующие новые кадры управленцев искусства: "… он (М.гельман) пишет о сегодняшнем утреннем Генсовете Единой России. На нем был утвержден принципиально новый, практически революционный для Едра проект. Называется "Культурный Альянс". Поскольку пермский эксперимент оказался удачным и уже принес вполне ощутимые результаты, он разрастется до масштаба федерального проекта Единой России"

Это М.Сергеева — известная исполнением спича в защиту отечественных машин (не умеешь сделать сам — не критикуй  "Жигули")  на митинге "Народ! Путин! Медведев! Вместе победим!",  а также - музыкального опуса Ram Sam Sam.  

М.Сергеева поясняет диспозицию: "Короче, для всего этого в дефолт сити создается единая дирекция. Это такое креативное ядро (ну и креативное ЕдРо) проекта, которое и будет помогать регионам советами да любовью. Оставаясь в качестве гендира ЦМР, я с превеликим удовольствием буду исполнительным директором в таком клевом проекте". Судя по ее дальнейшим словам "Сейчас будут отбираться первые регионы, Иркутская область тоже рассматривается!", она уже вполне в деле. То есть, какие сомнения, здесь сообщается уже конкретно: "Официальную позицию "Единой России" по поводу проекта "Культурный Альянс" разъяснила корреспонденту "СП" гендиректор центра модернизационных решений партии Мария Сергеева".

А теперь работа с нижележащими кадрами. М.Сергеева: "Так что все по ту сторону МКАДа, если есть идеи - пишите Марату Гельману или мне.... С комиссарами "Наших" еще буду говорить. Проект "Культурный Альянс ЕР" точно будет презентоваться на этом Селигере".

Все серьезно, отчего интересно: завезут ли на Селигер художников, участвовавших в "Русском бедном", например? 

Странная история, но делать выводы, в том числе и морально-организационного характера  лень. Тем более - рассуждать о роли партии в деле развития современного искусства на современном же этапе. Вся эта отправка художников, да и части отрасли под крышу какой-то партии выглядит хреново, но если приглядеться - смешная же история. Гельман всегда промышлял на этой границе, и все участники процесса в курсе. Опять же, это ведь о современном искусств и различных способах его функционирования в разных обстоятельствах. Несомненно, мировой художественный опыт тут увеличится — где ж сейчас такое еще могло бы произойти? Так что это очень рыночная история. Весь этот партийно-художественный проект надо продавать через Саатчи - с вывозом и реализацией по месту жительства неизбежного покупателя.

Ну а раз уж о международном арт-рынке, то резюме будет из книги  Дональда Томпсона, "Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы" . Он там сообщает о нюансах произведений искусства, которые прямо сказываются на их стоимости: "Яркие цвета продаются лучше, чем блеклые. Горизонтальные картины — лучше, чем вертикальные. Сюжетные работы продаются лучше, чем пейзажи. Натюрморт с цветами стоит дороже, чем натюрморт с фруктами, а роза — дороже, чем хризантема. Спокойная вода на картине увеличивает ее стоимость; бурная вода — уменьшает. Кораблекрушение стоит еще дешевле. Чистокровные собаки дороже дворняжек, скаковые лошади дороже упряжных. Если на картине присутствует дичь, то чем дороже обходится охота на нее, там больше она увеличивает стоимость картины; к примеру, рябчик второе дороже утки. Существует даже более конкретное правило, сформулированное нью-йоркским частным дилером Дэвидом Нэшем: картины с коровами никогда не продаются по хорошей цене. Никогда"".

С коровами — никогда.

Левкин Андрей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).