будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
плагиат
Июль 12, 2025
Культура
Сакоян Анна

К вопросу о плагиате: вина и креативность

К вопросу о плагиате: вина и креативность
creative-commons-07
Creative Commons. Источник: Инфографика: walhez.com

Мы продолжаем тему круглого стола «Плагиат в дизайне», организованного Лабораторией дизайна НИУ ВШЭ и «Полит.ру».

Прежде всего, разграничим термины «плагиат» и «нарушение прав интеллектуальной собственности». Первое в чистом виде – это сугубо этическое понятие, второе, тоже в чистом виде, - понятие юридическое. Приписывание себе чужого произведения, например в научной или дизайнерской среде, не карается законодательно, но может караться на социальном уровне – бойкотом, отчислением из университета, увольнением из института и т.п. Яркий пример — когда человек приписывает себе еще не опубликованное и не защищенное лицензией произведение, то есть юридических препятствий нет, но общественные санкции могут последовать. С другой стороны, распространение отсканированной книжки с помощью файлообменника – это «нарушение прав интеллектуальной собственности», не имеющее ничего общего с приписыванием произведения себе, то есть с плагиатом.

Разумеется, в ряде случаев акт плагиата может сопровождаться нарушением права интеллектуальной собственности. Так как понятие отнюдь не однозначное, а явления, которые так иногда называют, неоднородны, возникают споры о том, что считать плагиатом и как отличать плагиат от случаев, не выходящих за рамки этического профессионального кодекса. Например, в опасной формальной близости к плагиату находятся такие вполне легитимные феномены, как имитация, источник вдохновения или аллюзия.

Споры, опять же, ветвятся. С одной стороны, когда дело касается коммерческих вопросов и, соответственно, пересекается с проблематикой интеллектуальной собственности, возникает потребность в юридическом обосновании. Здесь возникают сложности с тем, что считать «добросовестным использованием» и какие форматы переработки произведений допустимы. Эту тему подробно разбирал в своих работах американский юрист Лоуренс Лессиг, основавший организацию Creative Commons, которая разработала альтернативную традиционному копирайту лицензию.

С другой стороны, речь может идти о профессиональной этике, репутации и неформальных, но ощутимых санкциях, которые могут последовать за несоответствие нормам. Вопрос в том, каковы эти нормы, чем определяются, как выявляется нарушение и что за ним следует. А также в том, какие механизмы используются для того, чтобы автоматически переводить потенциальные случаи недобросовестного воспроизведения в формальные юридические термины. Если говорить именно о дизайне (начиная с изображений и внешнего облика предметов и заканчивая веб-дизайном), то в этой области люди, заинтересованные в борьбе с плагиатом, стараются ограничить такие возможности с помощью копирайта, но это работает отнюдь не во всех случаях.

Надо сказать, что из-за сильной привязки к профессиональным сообществам понятие плагиата, будучи в основе своей общим для всех, по-разному обсуждается в зависимости от того, на чем сообщество специализируется. Таким образом, тема дробится на частные подтемы — плагиат в литературе, журналистике, дизайне/визуальном искусстве, науке и т.д. Существует также специфическое интернет-понятие «плагиат контента», которое нельзя отождествлять с плагиатом журналистских, научных или литературных текстов, потому что оно, как и другие формы плагиата, предполагает свой особый набор инструментов для выявления, борьбы и защиты. В этом обзоре мы рассмотрим, как обсуждается тема плагиата в англоязычной дизайнерской среде.

Веб-дизайн и копирайт

 
Джонатан Бейли

Начнем с веб-дизайна, потому что, с одной стороны, это можно отнести по ряду признаков к общей дизайнерской тематике, а с другой стороны, здесь в силу технических особенностей лучше налажен механизм формализации. Джонатан Бейли (Jonathan Bailey), автор блога Plagiarismtoday, в свое время подробно раскрыл эту тему. В первую очередь, он подчеркивает разницу между американским законодательством в этой области и законодательствами других стран. Суть в том, что американский копирайт можно прикрепить к форме выражения идеи, но не к самой идее, в то время как некоторые другие законодательства допускают возможность фиксировать в качестве авторской собственности и идею, и ее воплощение.

Говоря о веб-дизайне, эта разница проявляется в следующем. Американский закон позволяет защитить копирайтом отдельные элементы дизайна — скажем, изображения или шаблоны — то, что представлено в неизменной форме. Можно, конечно, защитить дизайн, сохраненный в виде статической картинки, но тогда он будет распространяться только на воспроизведение этой картинки, а не на дизайн, точно совпадающий с этой картинкой по внешнему виду. Защита комплексного и изменяющегося произведения в США осуществляется через патентование, а это, в отличие от копирайта, стоит денег и нуждается в регулярном продлении. В этом смысле законодательство о копирайте во многих странах Европы удобнее тем, что оно воспринимает дизайн как единое целое и позволяет защитить его лицензией от недобросовестного воспроизведения.

Оговорим на всякий случай понятие копирайта. Если еще года два назад под копирайтом, как правило, понимались традиционные законодательные формы авторского права, а свободные лицензии часто называли «копилефтом» (copyleft), то теперь под словом «копирайт», как правило, подразумевается закрепление за предметом интеллектуальной собственности любой лицензии — в том числе открытой, которая требует исключительно ссылки на автора.

Преодолеть американский парадокс с фиксированием авторских прав на дизайн до сих пор не удалось. Автор рекомендует в качестве компромисса защищать копирайтом его отдельные неизменные части, чтобы плагиатор, если и попытается его полностью воспроизвести, потратил бы больше усилий на воссоздание того же самого с нуля.

Таким образом, люди, стремящиеся защитить свой дизайн от плагиаторов, стараются с помощью копирайта закрепить свои авторские права за ним целиком, если позволяет законодательство, либо за его составляющими. Заимствующая сторона, в свою очередь, будет либо стремиться воспроизвести дизайн в точности, не копируя при этом защищенные копирайтом элементы, либо старательно преобразовывать чужой дизайн до относительной неузнаваемости.

Дизайн и этика

Выявление плагиата в менее формализуемых форматах и отделение его от легитимных способов заимствования законодательством регулировать труднее. Непосредственно сам предмет защитить лицензией, конечно, можно, и тогда приписывание себе чужой работы будет прямым нарушением закона. Но когда произведение воспроизводится не в точности, то возникает проблема с проведением границы между добросовестным и недобросовестным заимствованием. Здесь вступают в силу этические нормы и репутационные соображения. А это, в свою очередь, зависит от консенсуса, принятого в том или ином сообществе. Консенсус, естественно, постоянно рефлексируется и может со временем меняться, что мы и наблюдаем в многочисленных дискуссиях, которые ведут представители соответствующих сообществ.

Первое, что бросается в глаза в таких обсуждениях, - это попытка локализовать общую терминологию в более узком профессиональном контексте. Разговоры о плагиате в дизайнерской среде часто оперируют вспомогательными терминами, которые встречаются постоянно: «кража» (stealing, theft), «вина» (guilt), «оригинальность» и «креативность».

Логика следующая. Абстрактный «плагиат» заменяется на более экспрессивную «кражу» (хотя если речь идет о копировании, то, строго говоря, кражей это назвать затруднительно), совершение которой, соответственно, ведет к тому, что плагиатора признают «виновным» все участники сообщества, включая его самого («нас всех в какой-то мере можно справедливо обвинить в плагиате»). Противоположность «краже» - это «оригинальность», к которой нужно стремиться, а она, в свою очередь, достигается посредством «креативности». Под оригинальностью, конечно, не обязательно понимается нечто принципиально новое. Достаточно того, чтобы итоговый продукт не был очевидной имитацией какого-то одного образца. Это может быть либо сильно завуалированная имитация, либо, в идеале, совмещение в одном произведении нескольких видоизмененных «предметов вдохновения». Под креативностью в этом контексте подразумевается способность к качественному завуалированию либо к качественной компилляции.

Если разговоры об «оригинальности и креативности» нужны для того, чтобы помочь людям избежать плагиата, то способы оценивания схожих между собой работ вырабатываются путем обсуждения конкретных примеров. Такие вопросы часто поднимаются с большой осторожностью и оговорками, что это скорее пища к размышлениям и тема для дискуссии, нежели утверждение какой-то определенной точки зрения.

Примечательны обсуждения различных форм следования этическим принципам. «Плохо, что многие из тех, кто становится жертвой плагиата, - пишет Джонатан Бейли, - не решаются открыто предъявлять свои претензии, потому что они сами иногда копируют и боятся, что они же в результате прослывут "лицемерами"». Он это говорит к тому, что не всякое копирование предосудительно, и если ничего злонамеренного в конкретном случае копирования нет, то и стесняться нечего. С другой стороны, встречаются советы, что даже если имитация совершенно легитимна, то следует избегать бросающегося в глаза сходства, потому что это может привести к очень неприятным отзывам со стороны аудитории, проидентифицировавшей оригинал.

Сакоян Анна
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).