будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Кафка и ежик

Кафка и ежик
98_kobrin

Автор «Приговора», бонвиван и распутник. Человек, столь же популярный, как Гитлер. Что имела в виду подружка Элви Зингера? Два способа открыть всем глаза. Порнография под замком. Еще одна популярная тема. Ханжа и идиот  одном лице. Девушки, увы, не лучше животных. Как возбудить зоофила? Приговор клеветника.

«“Раскапывая Кафку” Джеймса Хоса являет миру правду, скрывающуюся за образом центральноевропейского Нострадамуса с типографски-неизменным именем. Настоящий Франц Кафка был не одолеваемым страхом параноиком, а мальчиком с хорошим воспитанием, светским молодым человеком, который часто навещал бордели, занимался любовью с прелестными бедными девушками и был подписан на высококачественные порнографические издания (которые печатал тот же самый человек, который опубликовал первую книгу рассказов самого Кафки). Книга Хоса развенчивает основные положения Кафки-мифа, в том числе – то, что он типичный непризнанный гений. Или что он был замучен работой и бесконечными попытками выкроить время для писательства. Или что его терзал страх секса. Или что его отец был несравненным чудовищным тираном и совсем не понимал собственного сына. Или что его писания мистичны и трудны для понимания»... и так далее и тому подобное. Вскинем брови и скажем – по-английски, на том самом языке, с которого переведен весь этот разнузданный бред: Really?

Выпускник Оксфорда, защитивший обыденную диссертацию о влиянии Ницше на немецкую литературу, Джеймс Хос читал лекции в нескольких провинциальных британских университетах, после чего принялся сочинять сатирические романы. Академической славы он не снискал, но вот беллетристику Хоса критики хвалят -- кто знает, может быть и вполне заслуженно. Но последние несколько лет Джеймс Хос энтузиастически занимался смешением первой своей профессии со второй. Он вспомнил о германских штудиях и принялся обрабатывать один из классических историко-литературных сюжетов беллетристическим инструментарием. Будучи человеком уже не академическим, Хос сделал ставку на правильный рекламный выбор жертвы своего остроумия; конечно же, из всех людей, которые сочиняли когда-либо по-немецки, самым популярным остается несчастный Франц Кафка. Множество людей, никогда не заглядывавших в сочинения этого, как изящно выразилась книжная аннотация, «центральноевропейского Нострадамуса», постоянно поминают имя его -- всуе или не всуе, неважно. (Мое любимое употребление прилагательного «кафкианский» - в шедевре Вуди Алена «Энни Холл»: «Секс с тобой дает совершенно кафкианские ощущения». Значит ли это, что мимолетная героиня фильма после совокупления с вудиалленовским alter ego превращается в жука? Или на спине ее вырезаются строчки из песен Боба Дилана? Или она чувствует себя как великий Голодарь в конце рекордного по времени отказа от пищи? Сказать сложно). В общем, если уж разоблачать кого в немецкоязычном мире, так лучше Кафку – другая сверхзнаменитость, Гитлер, уже всесторонне разоблачен.

Хос своего добился. Его книга вызвала повсеместное негодование – не только кафковедов, но и обычных интеллигентных читателей: чем выше накал страстей, тем лучше продажи, это известно. Примеров такого рекламного хода – множество; кого только не разоблачали – Иисуса Христа, Анну Ахматову и даже Дэвида Боуи. Однако «Раскапывая Кафку» выделяется  среди сочинений на тему «А сейчас мы вам раскроем всю правду о ...». Обычно такого рода продукция изготовляется по лекалам двух видов. Либо раскапываются некие не известные никому факты, которые неопровержимо доказывают, что моралист X был карманным вором, детский писатель Y – расистом и жадиной, а аскет Z и вовсе имел донжуанский список объемом с полное собрание сочинений графа Льва Толстого. Другой образец для правдолюбца-биографа – новая интерпретация известных фактов. Мол, все мы знаем, что N в молодости был беден, как церковная мышь, а потом разбогател, играя на бирже. Также общеизвестно, что юношей он состоял в некоем антиправительственном кружке, но с возрастом образумился и даже стал умеренным консерватором. Наконец, мы ничего не знаем о первой, второй и третьей любви нашего героя, зато потом он женился (явно не по любви) на богатой невесте, что позволило ему еще больше упрочить собственное материальное положение. Итак, господа, мы все это знаем и знаем давно. Можем ли мы прийти к неким новым, леденящим душу выводам? Нет, говорите? Ошибаетесь. Совместив все три линии фактов, мы можем совершенно определенно утверждать, что N был гомосексуалистом (поначалу латентным), тайная полиция как-то узнала о его тайне и начала шантажировать, заставляя стать осведомителем. Бедный N согласился, за что получал немалые деньги – рассказывая окружающим о своих успехах на бирже. Впрочем, не исключено, что на бирже он действительно преуспел – на деньги (и с помощью) всесильных сбиров. Позже он для прикрытия женился – но завел себе целый штат молодцеватых слуг, которые исполняли все прихоти хозяина. Свидетельств последнего, правда, не сохранилось, однако мы можем позволить себе это предположение – ведь все предыдущие факты оспорить невозможно, факты - вообще упрямая вещь, господа, столь же непреклонны и наши выводы, сделанные из последовательности этих фактов.

Так вот, Джеймс Хос смог стать новатором в этом жанре биографической литературы, умудрился протиснуться между Сциллой сенсационных фактов и Харибдой ревизионистских выводов. Он не открывает новых фактов, он работает с общеизвестными, но (и тут самое главное!) делает вид, что эти факты никому не известны, а если и известны, то сознательно замалчивались. Наживкой, на которую Хос закрючил кафковедов, литобозревателей и заинтересованную публику, стали его откровения о двух порнографических журналах: Кафка хранил их в закрытом шкафу, а ключ всегда носил с собой. Ну, если этот мрачный моралист баловался запретными картинками, значит, дело нечисто! – радостно восклицает Хос. Вы посмотрите, ведь и в хорошей гимназии обучался, и в университете, оказывается, был, и бордели не обходил вниманием, а зарплата-то у него, зарплата... И надо еще посмотреть, за что он такие денежки получал, этот патентованный мрачун и еврейский пророк... Кстати, второй наживкой для дураков в книге Хоса стал именно Холокост – что еще может взволновать европейского интеллектуала (кроме, конечно, порнографии)? Неуемный сатирик полагает, что именно Холокост ретроспективно превратил Кафку в пророка: эта трагедия заставляет публику вычитывать некие прозрения о грядущей катастрофе в, скажем, «Процессе» или даже «Приговоре» (а предвестие концлагерей, конечно же, -- исправительная колония из одноименного рассказа)... Что же, Хос своего добился – губерния ученых и критиков пошла писать. Мало кто встал на защиту британца – даже его соотечественники; хотя, по понятным причинам, больше всех возмутились немцы. Хоса обвинили в некомпетентности, провокации, намеренном раздувании сенсации и даже антисемитизме. Самое удивительное в этой истории следующее: точно так же, как почти все факты, приведенные Джеймсом Хосом в его книге, являются правдой, почти все обвинения против него тоже истинны. Впрочем, насчет антисемитизма не знаю, это вопрос интимный -- не будем же мы уподобляться автору книги «Раскапывая Кафку».

Кафковед Анджана Шривастава пишет в немецком «Шпигеле»: «Хос предлагает нам взглянуть в замочную скважину на Кафку со спущенными штанами... но назвать иллюстрированные журналы, на которые тот был подписан, “порнографией“ – все равно, что сравнить стихотворение Гейне с рекламным слоганом Макдональдса». Шривастава аттестует Хоса «ханжой». Другие критики отмечают, что Кафка запирал шкаф не потому, что там лежали два сомнительных журнала, а оттого, что он хранил там свою секретную сберегательную книжку. Третьи удивляются, с чего это британец взял, что прежние биографы Франца Кафки замалчивали наличие эротических изданий в архиве писателя? Эти несчастные журналы как хранились, так и хранятся – вместе со всей остальной кафковской параферналией – в Бодлеанской библиотеке в Оксфорде. В любой биографии Кафки можно прочесть, в каких условиях он рос, где учился, где работал, сколько снимал комнат, а в изданных миллионными тиражами его дневниках читатель обнаружит и светскую жизнь, и кафе, и даже проституток. Десяток-другой фотографий писателя изображают нам красивого, хорошо одетого молодого человека. Считать, что мучительные ментальные пытки и моральные страдания героев «Замка» и «Превращения» должны быть сочинены заползшим в пыльный угол фриком – по крайней мере, пошло. Откуда тогда у Хоса этот пафос торжествующего разоблачителя? Версия старейшего немецкого биографа Кафки Клауса Вагенбаха проста: «Это какой-то идиот... он не знает о Кафке ничего, но пишет о нем».

Между тем, стоит сказать несколько слов в защиту нашего провокатора. Помимо сверхъестественной ловкости, которая позволила ему выдать общеизвестное за сенсационное, Хос поступил как внимательный читатель сочинений своего героя. «Процесс» начинается со слов «Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К. ..». Офицер из рассказа «В исправительной колонии» произносит следующую фразу, самую важную в этом тексте: «Вынося приговор, я придерживаюсь правила: “Виновность всегда несомненна”». Джеймс Хос просто-напросто решил оклеветать Франца Кафку. Найти какой-либо новый компромат на писателя он не смог, зато выдал – вполне в духе нынешней эпохи – вовсе не забытое старое за сенсационное новое. Почему сказать «Еда – это наслаждение. Наслаждение вкусом!» можно, а «Кафка был вовсе не таким несчастным отщепенцем, каким мы представляем его, читая его книги» - нельзя? Тем более, если еще и соврать, выдав за порнографию экспрессионистические рисунки в журнале «Аметист». Кстати говоря, над этим больше всего и потешались критики Хоса. Любопытно, как моралист Джеймс Хос описывает эти ужасные картинки: «Некоторые из них особенно мрачны, на одних животные занимаются фелляцией, на других изображены девушки с девушками». «Я недоумеваю, -- отмечает в своем блоге обозреватель «Гардиан» Николас Лезард, -- неужто для доктора Хоса секс между девушками столь же отвратителен, сколь и секс животных?». Если уж быть совсем точным, на одной из карикатур нарисовано не просто животное, а создание, похожее на ежа. Экспрессионистское графическое изображение фелляции, выполняемой ежеподобным зверьком, неспособно возбудить даже убежденного зоофила. Но Джеймса Хоса детали не интересуют. Он – клеветник par exellence, причем, клеветник, исходящий из кафковской формулы «виновность всегда несомненна». Франц Кафка, убивший свою жизнь на попытки стать «как все», оказывается, изначально виновен – виновен в том, что, на самом деле, был таким же, как все: лицемером, эротоманом, обывателем. И ничего загадочного или глубокого в нем нет – ведь он держал под рукой порнуху. Вот логика приговора, который вынесен ханжой, живущим в эпоху, когда тонны самой настоящей порнографии находятся от нас в двух-трех щелчках компьютерной мыши.

См. также другие тексты автора:

  • Война протухших слов
  • Отпетый мошенник
  • Солженицын: работа над некрологами
  • На олимпийских дорожках войны
  • 69. Модель для чтения
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).