Среди черепашек ниндзя Рембрандта не было. И тем не менее даже поколение next знает, кто это такой.
В 2006-м мир празднует 400-летие со дня рождения (15 июля 1606) великого художника. К этому событию приурочены выставки, работающие во многих странах — мировые музеи поделили на них работы Рембрандта. Как и сам художник, его творения переживали и продолжают переживать свою собственную, полную драматизма жизнь. Только в отличие от их гениального создателя, который никогда не выезжал за пределы своей страны, они часто путешествуют по миру и претерпевают головокружительные, почти авантюрные приключения (криминалисты, занимающиеся преступлениями в миру искусства, констатировали, что именно Рембрандт – наиболее похищаемый автор).
Конечно, наиболее обильна экспозициями родина мастера – Голландия. В главном амстердамском Рийксмузеуме показывается «Рембрандт и Караваджо» (как же и подчеркнуть великую особость волшебника светотени, как не в сравнении с подобным). В Гааге – «Лето с Рембрандтом», «Рембрандт в Роттердаме», «Пейзажи Рембрандта», «Мать Рембрандта». В музее Стейдлик в Лейдене (городе, где сын мельника родился, недолго учился в университете и начал свою художественную карьеру) – «Рембрандт – рассказчик». В Доме-музее художника на Беерстра в Амстердаме проходит «Фестиваль Рембрандта». Очереди сюда аншлаговые. Среди экспонатов — станок для печатания гравюр, на котором можно поработать самому. Весной здесь проводилась выставка «Разве это Рембрандт?», на которой демонстрировались работы раннее приписывавшиеся кисти художника (если в 1913 году специалисты зафиксировали 988 его безусловных подлинников, то в 1936 таковых осталось 630, к 1966 –560, а в 1991 были продемонстрированы только 40 работ, ставших эталонов для дальнейших экспертных анализов «рембрандтов»).
Таким образом, открытием экспозиции в Пушкинском музее и Москва салютует замечательному художнику. Главный куратор Вадим Садков рассказал корреспонденту Polit.ru, что идея организации выставки вынашивалась несколько лет, около года велись переговоры, составлялся каталог. Взамен на картины, привезенные из США и ФранцииПушкинский музей, в свою очередь, должен будет предоставить некоторые свои работы для заграничных выставок. Среди «гостей» – очень небольшой и совершенно замечательный по свободе взвихренных светоносных мазков «Автопортрет в берете» из музея Гране в Экс-ан-Провансе, которой можно смело определить как подлинное приобретение последних десятилетий ХХ века в мировом рембрандтовском наследии: очень долго эта работа находилась под сомнением именно из-за кажущейся демонстративности свободолюбия кисти. Сегодняшние методы технико-технологического анализа реабилитировали картину.
Всего в разделе живописи на московской выставке демонстрируются 59 работ (в каталоге зафиксированы 58). Кроме картин из постоянной экспозиции и запасников ГМИИ им. А.С. Пушкина и упомянутого автопортрета из Франции, показаны эрмитажные работы (школы, но не самого юбиляра, которого эрмитажники приберегли для себя, таким образом уравняв себя в правах с другими российскими участниками – Нижегородским государственным музеем, Воронежским областным художественным музеем им. Н.И.Крамского, Серпуховским историко-художественным музеем, Рязанским государственным областным художественным музеем им. И.П. Пожалостина).
Подлинными шедеврами предстали «Флора» и «Портрет Хендрикье Стоффельс» из нью-йоркского Музея Метрополитен. Обе – работы зрелого мастера, для обеих моделью послужила вторая (невенчанная) жена художника. (И второй, после рано умершей Саскии, брак Рембрандта был счастливым. Несмотря на разницу в возрасте в 20 лет, несмотря на то, что жизнь с гением наносила удар за ударом: разорение, распродажа имущества; Хендрикье отлучили от таинства причастия, предписали прервать связь с Рембрандтом и принести покаяние).
Стоит отметить, что даже хорошо нам знакомые рембрандтовские персонажи из московского музея предстают в сегодняшней экспозиции в наиболее выгодном свете (в буквальном смысле). Иная развеска, а значит иное освещение, (я имею в виду прежде всего «Ашур, Аман и Эсфирь») позволила еще раз утвердиться в справедливости мнения о могучем магическом даре мастера.
Среди 76 экспонатов раздела графики безусловных «рембрандтов» – 5 рисунков и 69 офортов. Всего же за свою жизнь Рембрандт исполнил около трехсот офортов, доведя эту технику до вершин художественного проявления, доводя светотень до глубокого драматизма, нарушая устоявшиеся нормы, в том числе и позволяя себе выпускать «эскизные» листы.
После смерти Рембрандта была составлена нотариальная опись оставшегося имущества: «Три старых, поношенных камзола, восемь носовых платков, десять беретов и головных колпаков, одна библия и принадлежности для писания картин». Стоит ли говорить о драгоценности подлинного наследия художника?